Урок русского языка по теме: "Части речи в русском языке" (3-й класс "Школа-2100")

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Цели:

• Через самостоятельную работу учащихся в группах, провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний, а именно: делить на группы слова по их общим признакам, открыть название этих групп слов;

• На основании полученных результатов после открытия нового, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов, т.е. решить учебную задачу;

• Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.

Оборудование: таблица о частях речи на печатной основе, карточки для индивидуальной работы в группах.

Ход урока

Оргмомент: подготовка рабочего места, посадка, нацеливание на урок.

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

( Ответы детей).

- Открыли тетради, посмотрели на оценки, замечания, на слова, которые я вам подготовила для домашней индивидуальной работы.

- Записать дату. ( Двадцать седьмое января)

Оставить одну строку для темы урока, которую вы сами выведите.

Актуализация:

- Ребята, а что мы знаем о словах и что мы можем с ними делать?

- Как вы думаете, вы все уже знаете о словах?

- А сколько их в русском языке?

- А во всех языках вместе?

• Послушайте, какую сказку я вам расскажу о словах.

- Было это давным-давно.

В словах была настоящая неразбериха.

Одним словом – никакого порядка.

Попытались слова как-то построиться.

По-разному становились, все плохо получается.

- Сначала они решили выстроиться по количеству букв.

Получилась у них такая группа, на первом месте слово:

Молчать, плакать, полка, белка, белая, милый, под, на, в.

- Посмотрело слово –в- на всю эту группу и говорит: “Не хочу я в самом конце стоять, давайте, построимся по росту первой буквы и перебежало вперед.

- Выстроилась группа слов по-другому:

В, белка, белая, плакать, полка, под, на, милый, молчать.

- Тут слово –молчать- это возмутило, и так мол всю жизнь молчу, и здесь не имею права голоса, хочу быть первым, ну или хотя бы не последним.

И предложило всем выстроиться в другую группу- по алфавиту:

Белая, белка, в, милый, молчать, на, под, полка, плакать.

-Посмотрело слово – плакать – на такое построение и говорит: “ А почему я оказалось последним?” И заплакало горькими слезами.

- В конечном итоге рассорились все слова между собой и разбежались кто куда, так и не навели порядок.

Проблема.

- Ребята, может быть вы сможете их помирить?

-Чтобы вы предложили для этого сделать?

( Навести порядок, найти какие-то признаки, по которым их можно распределить).

- Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?

( Как разделить слова на группы?)

- Я тоже вам предлагаю поработать в группах.

- Мы возьмем эти слова из сказки и попробуем по каким - либо признакам разделить их на группы.

( У вас может быть тоже несколько вариантов распределения слов на группы).

Самостоятельная работа в группах.

( Каждая группа выписывает свои признаки на лист, вывешивает и рассказывает).

Поиск решения.

  1. по количеству букв
  2. по окончанию
  3. по вопросу ----- разбираем каждую группу
  4. по слогам
  5. по ударению

- Какой же главный признак вы определили( разбиение по вопросу).

- Запишите эти слова по вопросам в тетради.

Кто? Что? Какая? Какой? Что делать?

- А слова, к которым нельзя задать вопрос – в отдельную группу.

- Допишите еще по два слова в каждую группу ( прочитали).

- Что же объединяет слова первой, второй, третьей группы?

( Вопрос)

-Давайте, почитаем слова 1 столбика.

Что мы имеем в виду, когда называем эти слова?

( Полка, белка – предмет, белая, милый - признак плакать – действие предмета)

Молодцы! Вы учились разбивать слова на группы

- Где мы встречаемся со словами? ( В нашей речи)

- Дать название этим словам первой, второй, третьей группы.

! – Частью чего они являются?

-( Частью нашей речи.)

! – Какова же тема нашего урока?

• Части речи. – Запишите в тетради.

 Физминутка:

•Работа с определением и схемой.

Учебник, страница 5.

- Прочитайте определение в рамочке.

-Правильный вывод сделали мы с вами?

-Все части речи делятся на две группы, какие?

- Каждая часть речи, ребята, имеет свое название.

- Рассмотрите схему и скажите, как называется часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? какая, какой? что делать?

 Вывод:

Частей речи, ребята, в русском языке много, мы с вами постепенно со всеми познакомимся и будем учиться их определять в предложении.

- А сейчас еще раз повторим название частей речи, я вам буду называть слова, а вы ставить к ним вопрос и определять, к какой части речи оно относится.

Окно, рисовать, ученик, прилежный, написать, огромное (небо), тетрадь, школьная (парта).

- С этими частями речи мы будем много работать, а сейчас наша задача попробовать найти в предложении эти части речи.

( Таблица - помощник )

Обозначение :

Глагол – гл.

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

- Запишите предложение.

(Один ученик работает на доске с обратной стороны маркером)

гл. прил. сущ.

• Затихла шумная волна.

- Определите части речи и надпишите их над словами карандашом.

Молодцы! Правильно.

- А что помогло определить части речи?

- Ребята, как вы думаете, когда вы были маленькими, вы правильно произносили слова?

- Вот я недавно от одного мальчика услышала такое предложение, и не могла в нем разобраться, да я думаю что и вы не сможете понять о чем оно?

- А вот может быть вы попробуете при помощи вопросов определить хотя бы к какой части речи относятся эти слова?

гл. прил. сущ.

Присяпала колявая калуша.

Итог урока:

- Чему учились на уроке?

- Что нового открыли?

Домашнее задание – Выучить определение о частях речи, учебник русского языка, стр. 5.