Цели:
• Через самостоятельную работу учащихся в группах, провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний, а именно: делить на группы слова по их общим признакам, открыть название этих групп слов;
• На основании полученных результатов после открытия нового, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов, т.е. решить учебную задачу;
• Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.
Оборудование: таблица о частях речи на печатной основе, карточки для индивидуальной работы в группах.
Ход урока
Оргмомент: подготовка рабочего места, посадка, нацеливание на урок.
- Чему мы учимся на уроках русского языка?
( Ответы детей).
- Открыли тетради, посмотрели на оценки, замечания, на слова, которые я вам подготовила для домашней индивидуальной работы.
- Записать дату. ( Двадцать седьмое января)
Оставить одну строку для темы урока, которую вы сами выведите.
Актуализация:
- Ребята, а что мы знаем о словах и что мы можем с ними делать?
- Как вы думаете, вы все уже знаете о словах?
- А сколько их в русском языке?
- А во всех языках вместе?
• Послушайте, какую сказку я вам расскажу о словах.
- Было это давным-давно.
В словах была настоящая неразбериха.
Одним словом – никакого порядка.
Попытались слова как-то построиться.
По-разному становились, все плохо получается.
- Сначала они решили выстроиться по количеству букв.
Получилась у них такая группа, на первом месте слово:
Молчать, плакать, полка, белка, белая, милый, под, на, в.
- Посмотрело слово –в- на всю эту группу и говорит: “Не хочу я в самом конце стоять, давайте, построимся по росту первой буквы и перебежало вперед.
- Выстроилась группа слов по-другому:
В, белка, белая, плакать, полка, под, на, милый, молчать.
- Тут слово –молчать- это возмутило, и так мол всю жизнь молчу, и здесь не имею права голоса, хочу быть первым, ну или хотя бы не последним.
И предложило всем выстроиться в другую группу- по алфавиту:
Белая, белка, в, милый, молчать, на, под, полка, плакать.
-Посмотрело слово – плакать – на такое построение и говорит: “ А почему я оказалось последним?” И заплакало горькими слезами.
- В конечном итоге рассорились все слова между собой и разбежались кто куда, так и не навели порядок.
Проблема.
- Ребята, может быть вы сможете их помирить?
-Чтобы вы предложили для этого сделать?
( Навести порядок, найти какие-то признаки, по которым их можно распределить).
- Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?
( Как разделить слова на группы?)
- Я тоже вам предлагаю поработать в группах.
- Мы возьмем эти слова из сказки и попробуем по каким - либо признакам разделить их на группы.
( У вас может быть тоже несколько вариантов распределения слов на группы).
Самостоятельная работа в группах.
( Каждая группа выписывает свои признаки на лист, вывешивает и рассказывает).
Поиск решения.
- по количеству букв
- по окончанию
- по вопросу ----- разбираем каждую группу
- по слогам
- по ударению
- Какой же главный признак вы определили( разбиение по вопросу).
- Запишите эти слова по вопросам в тетради.
Кто? Что? Какая? Какой? Что делать?
- А слова, к которым нельзя задать вопрос – в отдельную группу.
- Допишите еще по два слова в каждую группу ( прочитали).
- Что же объединяет слова первой, второй, третьей группы?
( Вопрос)
-Давайте, почитаем слова 1 столбика.
Что мы имеем в виду, когда называем эти слова?
( Полка, белка – предмет, белая, милый - признак плакать – действие предмета)
Молодцы! Вы учились разбивать слова на группы
- Где мы встречаемся со словами? ( В нашей речи)
- Дать название этим словам первой, второй, третьей группы.
! – Частью чего они являются?
-( Частью нашей речи.)
! – Какова же тема нашего урока?
• Части речи. – Запишите в тетради.
Физминутка:
•Работа с определением и схемой.
Учебник, страница 5.
- Прочитайте определение в рамочке.
-Правильный вывод сделали мы с вами?
-Все части речи делятся на две группы, какие?
- Каждая часть речи, ребята, имеет свое название.
- Рассмотрите схему и скажите, как называется часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? какая, какой? что делать?
Вывод:
Частей речи, ребята, в русском языке много, мы с вами постепенно со всеми познакомимся и будем учиться их определять в предложении.
- А сейчас еще раз повторим название частей речи, я вам буду называть слова, а вы ставить к ним вопрос и определять, к какой части речи оно относится.
Окно, рисовать, ученик, прилежный, написать, огромное (небо), тетрадь, школьная (парта).
- С этими частями речи мы будем много работать, а сейчас наша задача попробовать найти в предложении эти части речи.
( Таблица - помощник )
Обозначение :
Глагол – гл.
Существительное – сущ.
Прилагательное – прил.
- Запишите предложение.
(Один ученик работает на доске с обратной стороны маркером)
гл. прил. сущ.
• Затихла шумная волна.
- Определите части речи и надпишите их над словами карандашом.
Молодцы! Правильно.
- А что помогло определить части речи?
- Ребята, как вы думаете, когда вы были маленькими, вы правильно произносили слова?
- Вот я недавно от одного мальчика услышала такое предложение, и не могла в нем разобраться, да я думаю что и вы не сможете понять о чем оно?
- А вот может быть вы попробуете при помощи вопросов определить хотя бы к какой части речи относятся эти слова?
гл. прил. сущ.
Присяпала колявая калуша.
Итог урока:
- Чему учились на уроке?
- Что нового открыли?
Домашнее задание – Выучить определение о частях речи, учебник русского языка, стр. 5.