Тип урока: объяснение нового.
Уровень подготовленности класса: средний.
Цели урока:
Познавательные: познакомиться с правописанием А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС
Практические:
- совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями;
- формировать орфографическую зоркость;
Общепредметные:
- обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности на примере чередования гласных в корнях;
- развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ;
- дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.
Принципы обучения: дидактические:
- научности (преподавание орфографии на основе обобщающих орфографических понятий).
- доступности (опора на знания по орфографии, полученные в начальной школе).
- наглядности (дидактический материал, иллюстрирующий понятия написание, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм).
- систематичности и последовательности (использование системообразующих понятий: тип орфограммы, опознавательный признак орфограммы).
Методы преподнесения знаний: слово учителя с репродуктивной беседой.
Методы формирования знаний: постановка вопросов:
- фронтальный опрос (для закрепления новых орфографических понятий);
- взаимоопрос (повторение правила написания А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-).
Методы формирования умений:
- нахождение корней с чередованием гласных в предложениях.
- подбор примеров слов с данной орфограммой.
- выборочно-распределительный диктант.
Методы контроля: выборочный диктант с сигнальными карточками (используется во время подведения итогов урока).
План урока.
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мобилизующий этап – 5 мин.
3. Формулирование темы и цели урока – 5 мин.
4. Изучение нового материала – 8 мин.
5. Закрепление изученного материала – 20 мин.
6. Итоги урока – 4 мин.
7. Постановка домашнего задания – 2 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Мобилизующий этап.
Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.
На доске написаны слова:
1) Предл..гать, распол..житься, р..стения;
2) Прир..щение, изл..гать, пол..жить;
3) Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.
Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно. Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?
Ученики. В 1-м ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные – глаголы. В словах предлагать, расположиться безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-, а в слове растения – в корне -РАСТ-.
Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?
Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово приращение. Это существительное, а остальные – глаголы. В словах излагать, положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение в корне -РАЩ-.
Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?
Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово выросла. Это глагол, а остальные – имя существительное. В словах слагаемое, предложение безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове выросла – в корне -РОС-.
III. Формулирование темы и цели урока.
Цель: учить формулировать тему и цели урока.
Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики. Мы выделили слова растения, приращение, выросла. В корне этих слов пропущены гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А – О в корне -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-“.
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.
1. Познакомиться...
2. Учиться находить и правильно писать...
Ученики. Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.
IV. Изучение нового материала.
Цель: выяснить условия написания изучаемых корней.
1. Работа с учебником, с. 169.
Учитель. От чего зависит чередование гласных А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-?
Правило повторяют 2 – 3 ученика.
2. Запись в “Словарь трудных слов”: Ростов, росток, отрасль, Ростислав.
V. Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить полученные знания.
1. Упражнение 437 (устно)
2. Выборочно-распределительный диктант.
Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, древняя отрасль, морские водоросли, выращивание картофеля, заросли камыша.
3. Упражнение (запись на доске)
1) выр..стить, возр..ст, ...
2) ср..щение, выр..щенный, ...
3) выр..с, водор..сли, ...
Справка: нар..стание, взр..щённый, выр..сший, недор..сль, пор..сль.
Учитель. Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание. (Надо продолжить цепочки слов, используя слова из справки)
Учитель. Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить цепочки слов. (Эти цепочки слов надо продолжить, учитывая, какая гласная пишется в корне)
Учитель. Какое слово можно включить в первую цепочку? Запишите это слово. Объясните постановку буквы А в корне слова.
Учащиеся выполняют задание и вместе с учителем проверяют его. Аналогичным образом они работают с остальными цепочками слов.
4. Выборочный диктант.
1) Играйте же, дети, растите на воле. (Н.Некрасов)
2) Три гордые пальмы высоко росли. (М.Лермонтов)
3) Заросли кустарника образовали непроходимую
чащу.
4) Рис растёт на болотистых местах.
5) Берег моря покрыт водорослями.
6) Эти места удивляют богатой растительностью.
5. Работа в тетрадях с печатной основой. (тест 11, задание 4)
VI. Итог урока.
Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
Дети повторяют правило. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание. Параграф 84, упр.441.