Русский язык
-
Тема урока: "Истоки русской фразеологии" 2006
В данной статье даны рекомендации учителю при изучении фразеологизмов. Составлена таблица, классифицирующая фразеологизмы русского языка по их первоначальному употреблению.
-
Урок углубления и систематизации знаний. Проверка безударных гласных в двусложных словах. Итоговый тест за год. 2-й класс 2006
Продолжить работу над правописанием безударной гласной в корне слова; формировать умения находить в тексте слова с безударной гласной и проверять орфограмму.
-
Интегрированный урок по литературе и русскому языку (развитие речи), информатике с использованием регионального компонента 2006
Парк и усадьба, расположенные в микрорайоне РосНИИТиМ г. Новокубанска Краснодарского края, представляют собой историческую ценность уже потому, что являются частью семейной истории Солженицыных, а для нас - жителей микрорайона, частью истории нашей малой Родины. Подготовить детей к написанию сочинения-рассуждения с элементами публицистического стиля не просто, ведь они должны привлечь внимание к такой важной проблеме, как спасение парка, как пробуждение чувства любви к тому, что находится рядом с ними.
-
Викторина "Своя игра" 2006
Данное мероприятие проводилось в рамках недели русского языка и литературы в 6–7-х классах. Эта познавательная викторина "Своя игра" создаёт живой интерес детей к учебному предмету, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание обучающихся, помогает проявить любознательность и смекалку.
-
Урок-аукцион знаний по русскому языку на тему: "Изменение имен существительных по падежам". 4-й класс 2006
Урок-аукцион знаний по русскому языку проведён для закрепления правописания безударных окончаний имён существительных. Эта форма проведения урока является выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся обеспечивается через групповую, индивидуальную и коллективную работу. Аукцион помогает оживить учебный процесс, сделать его интересным, даже азартным, полным коллективных чувств и переживаний. На этом уроке учащиеся ощущали радость успеха в проявлении своих знаний.
-
Урок по теме: "Знакомство с именем существительным" 2006
В данной разработке урока показано применение здоровьесберегающих технологий на уроке в начальной школе (повышение двигательной активности, использование конторок, гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика, физминутки на ковриках).
-
Урок-путешествие в страну Глаголию. 5-й класс 2006
Для закрепления изученной в 5-м классе темы "Глагол как часть речи" взята форма урока-путешествия с учетом знаний, умений и навыков, которыми овладели пятиклассники в процессе изучения русского языка. При разработке учитывалось, что ход и содержание должны быть ориентированы на развитие воображения и творческих способностей учащихся.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Путешествие в страну Имени Прилагательного" 2006
Представлен урок русского языка в 6-м классе – урок-путешествие, целью которого является повторение и обобщение изученного о прилагательном. В разработке использованы нестандартные формы и методы: грамматические шутки и перевод их на язык науки, для лучшего запоминания правил правописания – инсценирование. Использованы групповые, индивидуальные и коллективные формы работы, направленные на выработку и закрепление умений находить прилагательные в текстах художественной литературы, определять разряд по значению, грамматические признаки, роль прилагательных в речи.
-
Особенности урока в классе компенсирующего обучения 2006
Несмотря на внешнюю схожесть урока в общеобразовательном классе и классе компенсирующего обучения, образовательная программа в системе компенсирующего обучения, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность. И учителю важно не только иметь представление о содержании коррекционной работы, но и уметь ее организовать на каждом этапе урока в соответствии с возможностями и потребностями детей.
-
Интегрированный урок: русский язык + литература по теме: "А.М. Горький – "…отец и наставник Человеков на земле". 11-й класс 2006
Подобранный материал позволит проверить знания учащихся по изученным произведениям Горького: ранним рассказам, пьесе "На дне", роману "Мать". Воспоминания современников позволят учащимся постичь личность Горького как человека и писателя. Дидактический материал дает возможность проверить знания учащихся по орфографии и пунктуации.
-
Урок-семинар на тему: "Каждый человек ответственен за добро и зло" по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс 2006
Главная цель учителя: так перечитать роман вместе с ребятами, чтобы не нарушить очарование булгаковской прозы. Цели урока: проследить в романе соотношение вечных ценностей – добра и зла; учить через художественный текст понимать добро и зло, воспитывать милосердие и сострадание.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание суффиксов причастий настоящего времени" 2006
Тема урока важна, потому что ученики допускают часто ошибки именно в правописании личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Предложенный урок позволяет повторить правописание личных окончаний глаголов в форме кодированного диктанта, глаголов, правописание которых зависит от контекста, правописание суффиксов причастий настоящего времени. Работа над предложенными текстами позволит сформировать навык правильного употребления причастий в различных стилях речи.
-
Урок русского языка по теме: "Сочинение в жанре эссе". 10-й класс 2006
Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я". На сегодняшнем уроке мы попытаемся получить представление об особенностях незнакомого вам жанра – жанра эссе.
-
Урок обобщения знаний в 6-м классе по теме: "Имя существительное" 2006
Обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное».
-
Урок родного татарского языка во 2-м классе по теме: "Звук [к] и буква К" 2006
Для учителя татарского языка главная задача – учить мыслить, говорить, составлять связную речь на родном языке. Представлен конспект урока-игры во 2-м классе.
-
Элективный курс для учащихся 10–11-х классов по теме: "Творчество художников Хакассии и юга Красноярского края последнего десятилетия" 2006
Программа элективного курса для 10–11-х классов "Творчество художников Хакасии и юга Красноярского края последнего десятилетия" затрагивает острейшие проблемы жизненного выбора учащихся, их отношения к миру, к другому человеку, культурному наследию своего народа. Достоинством программы является интегрированный характер (взаимодействие искусства, языка, психологии, эстетики). Важно, что программа решает комплексную роль, направленную на образование личности в процессе овладения речевой деятельностью.
-
Урок русского языка по теме: "Однородные члены предложения" 2006
Урок проводится в игровой форме с учетом психофизиологических особенностей развития учащихся, поэтому ученики в классе распределены следующим образом: 1-й вариант – гармоники; 2-й вариант – правополушарные; 3-й вариант – левополушарные. Это позволяет активизировать работу обоих полушарий головного мозга, что помогает эффективнее усвоить тему урока.
-
Тема урока: "Путешествие по Таксимо" (обобщающий урок русского языка по теме: "Имя числительное") 2006
Форма проведения данного урока – заочное путешествие. Такие путешествия могут иметь место на уроках контроля знаний, их расширения и углубления, на уроках обобщения знаний. Уроки-путешествия можно провести при повторении пройденного материала, а также как прогнозные уроки для опережающего обучения. Использованный на уроке краеведческий материал позволяет соединить учебно-познавательные задачи с воспитательными. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, учитываются возрастные особенности учащихся.
-
Внеклассная работа по русскому языку в 5-м классе на тему: "Аз да буки — целая наука" (самые интересные буквы русского алфавита) 2006
Занятие призвано формировать интерес школьников к изучению родного языка в целом, дать дополнительные знания к разделу "Фонетика и графика" и подготовить учеников к изучению раздела "Лексика". Формулировка темы занятия призвана пробудить интерес пятиклассников к предстоящему занятию. Содержание материала этот интерес поддерживает: работа с текстом-загадкой; стихотворения по теме; работа-поиск по словарю заимствованных слов; наблюдения над знакомыми художественными произведениями, которые открываются с новой стороны; знакомство с текстами, содержащими "Ъ" (1905 г.) и т. д. Занятие может быть очень ярко и красочно оформлено, что способствует формированию интереса к изучаемому материалу.
-
Обобщение изученного в разделе "Словообразование". 6-й класс 2006
Основная цель урока – обобщить изученное в разделе "Словообразование", останавливаясь на темах, которые вызвали затруднения у шестиклассников: чередование гласных в корне слова, И–Ы после приставки в корне слова, приставки при-, пре-. При этом подобраны такие формы работы, которые делают трудный материал интересным; с учетом разных возможностей учащихся: интеллектуальных, аналитических, творческих (распределительный самодиктант, работа с сигнальными карточками, осложненное списывание, сочинение стихотворения-правила, словарно-лексическая работа).
-
Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 7-м классе по теме: "Причастие" 2006
Повторительно-обобщающий урок предусмотрен общеобразовательной программой по русскому языку в 7-м классе. С целью повторения, проверки, закрепления знаний и умений учащихся проводятся следующие виды работы: индивидуальная работа по карточкам, письмо по памяти, решение тестов и разноуровневых заданий с целью повторения правописания причастий, конструирование и синтаксический разбор предложений с причастным оборотом, самопроверка и взаимопроверка по образцу, объяснение орфограмм и пунктограмм, выполнение творческой работы по картине с целью развития творческих способностей учащихся.
-
Практическая работа по теме: "Стили речи" 2006
Одной из основных целей преподавания русского языка в школе является формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения проявляются прежде всего в умении работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста, а как результат – создание собственных текстов определенного стиля.
-
Открытый урок по русскому языку на тему: "Пословицы и поговорки". 10-й класс 2006
Если принять во внимание уровень интеллекта учащихся, неприязнь к урокам русского языка, неразвитую речь, незнание богатейшего словесного наследия, засоренность речи словами-паразитами, - становится ясна необходимость игровых уроков по русскому языку, в частности, по развитию речи.
-
Тема урока: "Повторение изученного в 5–9-х классах. Правописание безударных гласных в корне слова" 2006
Данный урок входит в систему уроков по повторению изученного в 5–9-х классах и имеет целью подготовить учащихся 9-х классов к итоговой аттестации в форме тестирования, а также преследует следующие учебные задачи: закрепить умение дифференцировать безударные гласные в корне слова, повторить их правописание путем подбора проверочных слов, применения правил и др.; закрепить умение анализировать текст с точки зрения стиля и типа речи, строения текста, речевых и синтаксических особенностей. Урок расширяет представление о языке и его роли, служит развитию речи учащихся.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Фонетика". "Интеллект-банк" 2006
Урок-игра позволяет проверить знания, умения и навыки учащихся по теме, также формирует способность общения друг с другом, помогает учащимся получить представление о деятельности взрослого человека в современной действительности. Игра вызывает интерес у учащихся, развивает самостоятельность, умение оценивать себя и своего одноклассника. С помощью такой игры можно в классе организовать работу с консультантами.
-
Урок-закрепление по русскому языку для обучающихся в 8-х классах на тему: "Односоставные предложения" 2006
Урок способствует формированию интеллектуального потенциала, развивает коммуникативные способности обучающихся, активизирует их познавательную деятельность. На уроке обучающиеся закрепляют знания и умения о всех типах односоставных предложений.
-
Тема урока: "Наклонение глагола" 2006
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Наклонение глагола" в технологии междисциплинарного обучения предполагает успешное формирование у учащихся исследовательских умений и навыков при выполнении дидактических условий: структура урока соответствует структуре продуктивного мыслительного акта и состоит из следующих этапов (мотивация, исследование, обмен информацией, связывание информации, применение), а в содержании урока доминируют задания творческого и исследовательского характера.
-
Деловые бумаги 2006
В последнее время, в связи с социальными преобразованиями в нашей стране, особый интерес в обществе вызывает деловая речь. Проблемы обучения жанрам деловой речи актуальны для современной средней школы, где все больше появляется специализированных классов. Профиль моего курса по выбору - "Деловые бумаги". Моя задача познакомить с некоторыми из них, так как деловой стиль обслуживает правовую сферу.
-
Урок русского языка на тему: "Отличие причастий от деепричастий". 7-й класс 2006
Предлагаемый урок русского языка в 7-м классе проводится как обобщающий после изучения тем "Причастие" и "Деепричастие". Обобщение материала проводится посредством составления таблицы отличительных признаков двух частей речи. Cоставление обобщающей таблицы и сопоставительная работа над этими частями речи на протяжении всего урока поможет детям закрепить практическое умение различать названные части.
-
Развитие психических процессов при работе со словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка 2006
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с непроверяемым написанием. Такие слова обычно называются словарными. Работа над такими словами является одним из важных этапов уроков русского языка. Традиционно в ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из "Словарика", освоение его орфографии, введение нового слова в активный словарь учащихся.