ЦЕЛЬ: обучая способам и приёмам логического разворачивания основной мысли текста-рассуждения, продолжить работу по
- развитию навыков многоаспектного анализа текста-рассуждения (композиционно-содержательного, типологического, языкового);
- совершенствованию коммуникативных навыков;
- развитию умений воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать тексты-рассуждения;
- формированию умения видеть в тексте мелкие детали, помогающие раскрыть главное, а также видеть смысловую целостность и связи между частями текста-рассуждения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: повышение уровня языковой и риторической эрудиции обучающихся.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- общеклассная
- групповая
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- словесные
- наглядные
- проблемно-поисковые
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки для построения схемы-рассуждения, листы ватмана для создания группами схем текстов, маркеры, магнитная доска
ХОД ЗАНЯТИЯ
В начале занятия класс делится на три группы (таблички со списком групп находятся на столах, ученики занимают места согласно списку группы)
Вступительное слово. Одной из задач элективного курса “Стилистика русского языка” является подготовка выпускников к альтернативной форме итоговой аттестации выпускников – ЕГЭ. Не только часть С, но и некоторые вопросы части А единого государственного экзамена содержат задания, ориентированные на анализ текста. Успех выполнения данных заданий зависит от способности воспринимать информацию, содержащуюся в тексте, и понимать авторскую позицию. Для этого необходима работа по усвоению основной мысли и системы аргументов к ней. Этому и будет способствовать сегодняшнее практическое занятие.(Учащиеся формулируют цель занятия. Учитель обобщает высказывания.)
Мы познакомимся со способами и приёмами логического разворачивания основной мысли текста-рассуждения, убедимся, что даже мелкие детали помогают раскрывать главное и видеть смысловую целостность текста.
I. Повторение смысловых типов речи.
Учитель: На прошлых занятиях, анализируя тексты, мы определяли его стилистическую принадлежность, опираясь на лексические, морфологические и синтаксические особенности. Но для понимания смысла текста важно также определить тип речи, использованный в нём, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Вспомним основные особенности рассуждения.
Ученик рассказывает о целевой установке и композиции рассуждения.
(Целевая установка автора рассуждения – рассмотреть сущностные (самые важные) свойства явлений и обосновать их причинно-следственные связи.
В рассуждении обязательно имеются:
- ТЕЗИС (основная мысль, которая требует доказательства или объяснения)
- ДОВОДЫ (АРГУМЕНТЫ) (суждения, которые обосновывают истинность тезиса)
- ВЫВОД (по своему содержанию, с одной стороны, напоминает тезис, с другой – расширяет смысл этого тезиса, т.е. формулирует проблему или идею текста)
Смысловые части расположены в логической последовательности, которую выстраивает автор. Связь между частями текста может быть параллельной и последовательной.)
II. Работа с основной мыслью текста-рассуждения.
Учитель: Работая с текстом, стараясь понять информацию, заложенную автором, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис).
ЗАДАНИЕ 1.
А) Прочитайте отрывки из текстов. Сократите каждое предложение, оставив только основу содержания.
Б) Прочитайте все три изменённых фрагмента как один целостный текст.
В) Определить основную мысль текста.
- Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 миллионов километров от загадочного Астероидного пояса, который время от времени отправляет своих посланцев в сторону Земли.
- Опаснее всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождём, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней общим весом в четыре тонны.
- Однако учёные предупреждают о гораздо большей опасности, чем простое физическое поражение метеоритами людей или наземных объектов, поскольку посланцы Вселенной, по их мнению, несут в себе неизвестные земной науке микроорганизмы, с которыми связывают возникновение диковинных болезней.
Предполагаемый ответ.
- Ежегодно миллионы метеоритов поражают поверхность Земли.
- Опаснее всего метеоритный дождь.
- Метеориты (посланцы Вселенной) несут неизвестные микроорганизмы, которые способствуют возникновению диковинных болезней.
Основная мысль целостного текста: Метеориты опасны для жителей Земли.
ВЫВОД. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы (аргументы). Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли. Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью.
Основная мысль должна быть ясной, поэтому её лучше формулировать как простое двусоставное предложение, где подлежащее называет тему текста, а сказуемое – то “новое”, что по этой теме будет говориться.
III. Работа с композицией текста-рассуждения.
Учитель. Часто основная мысль предъявляется в начале текста-рассуждения, затем она раскрывается (доказывается) с помощью доводов. В заключении (выводе) она звучит ещё раз в более широком и проблемном варианте. Такой ход доказательств называется дедуктивным.
Однако текст может быть построен и по другой, индуктивной, схеме, в которой есть два варианта:
- сначала ставится проблема, затем приводятся примеры и звучат доводы, в заключении текста предъявляется основная мысль;
- сразу даются примеры и доводы, а затем, в конце, формулируется основная мысль и ,возможно, проблема, поднимаемая автором.
ЗАДАНИЕ 2. Прочитать текст. Определить композицию текста (основную мысль, доводы). По какой схеме построен текст – дедуктивной или индуктивной?
В школе необходимо преподавать историю литературы, а не рассматривать отдельное произведение само по себе. Литературное произведение, исторически не объяснённое, теряет на 80% свою действенность – моральную, эстетическую, какую угодно. Ведь каждое произведение создавалось живым человеком – конкретной личностью – в определённых социальных и исторических условиях, в конкретных обстоятельствах. Так и следует его рассматривать. Нельзя говорить об отдельных произведениях вне истории, вне биографии автора.
Ведь даже у Пушкина есть вещи, которые нельзя воспринимать вне исторической обстановки. Вспомним, например, стихотворение “Клеветникам России”.
История воспитывает, и история литературы воспитывает – она тоже часть истории. При таком подходе будет ясно, что русской культуре тысячи лет и этим мы должны гордиться. Древняя русская литература – это прежде всего семь веков в нашей культуре. Мы не вчера родились. Русский народ… прожил удивительную жизнь и создал целый мир искусств…
Древняя русская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. Она укрепляла у народа сознание своего единства, напоминала о славной истории, продолжала культурные и политические традиции. Это чудо какое-то. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное самосознание, патриотизм?!
(Д.С.Лихачёв)
Предполагаемый ответ.
Тезис: В школе необходимо преподавать историю литературы, а не отдельные произведения.
Довод 1. Иначе литературное произведение на 80% теряет свою действенность.
Довод 2. Каждое произведение создаётся в определённых … условиях.
Довод 3. Поэтому их (эти условия) надо знать.
Вывод по доводам 1 – 3. История литературы воспитывает.
Пример. Древнерусская литература — это семь веков русской культуры; она была важна для общественной и культурной жизни.
Вывод ко всему тексту. Надо приобщаться к чуду, формирующему сознание и патриотизм.
Текст построен по дедуктивной схеме.
IY. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса) текста-рассуждения.
Учитель. Чтобы легче было воспринимать и понимать текст, существует способ логического разворачивания основной мысли, который может быть представлен в виде логической схемы.
Знакомство с обобщённой схемой текста-рассуждения.
(На доске беспорядочно расположены карточки. Ученики выстраивают схему и комментируют её.)
В тексте обычно приводится от двух до пяти доводов (чаще всего три). Автор сам определяет их количество. Смысловые связи между основной мыслью, доводами, примерами-иллюстрациями и выводами обязательны.
ПРИМЕР. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.
Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт. И нет человека, который бы его до конца понял, нет и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.
Есенин – это национальный мыслитель, и этим, прежде всего, определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.
Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе с взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он сказал: “зато в глазах моих прозрений дивных свет”. Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.
Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.
Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации.
(Е.Винокуров)
(Опираясь на выстроенную общую схему, ребята строят схему данного текста.)
ЗАДАНИЕ 3 ( по группам, дифференцированное по степени сложности). Прочитайте текст. Используя раздаточный материал (карточки с написанными тезисом, доводами, примерами, выводом), постройте логическую схему рассуждения (т.е. разверните основную мысль текста).
1 группа. Есть ещё люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение!
“Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше”, - писал замечательный немецкий композитор 18 века Гендель.
“Высекать огонь из сердец людей” - вот к чему стремился великий Бетховен.
Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы “приносить людям утешение”.
Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: “И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..”
Как точно определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству.
Музыка – это большая и серьёзная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.
(Д.Кабалевский)
2 группа. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.
Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.
Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. (Л.Павлова)
3 группа. Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика её роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала. Некоторые на первый взгляд простые физико-химические свойства воды настолько нам привычны, что мы не задумываемся об их истинном значении. Взять, например, её четырёхградусную тепловую константу. При этой температуре вода обнаруживает поразительное свойство – она становится почему-то наиболее тяжёлой и плотной. И когда осенью остывает какой-либо водоём, то холодная вода опускается с поверхности вниз, на её место поднимается более – и так далее, пока вся водная среда не перемешается и не примет четырёхградусную температуру. Но вот холодает всё больше, поверхностный слой воды остывает ещё на один-два градуса. И тут происходит странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим молекулярным законам, вода разжижается и легчает. Этот холодный лёгкий слой, как бы плавая на поверхности водоёма, создаёт своего рода тепловую подушку и не позволяет охлаждаться нижележащей толще. Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! Кусок лёгкого олова, тяжёлого свинца или, скажем, аморфного воска тонет в собственном расплаве, а лёд чудесным образом держится на поверхности воды. Не будь этого, наши водоёмы промерзали бы до дна. Всё живое там погибло бы, и сама Земля не вырвалась бы из ледяного плена.
(Каждая группа представляет и комментирует схему своего текста)
ВЫВОД. Развитию умения видеть в тексте даже мелкие детали, помогающие раскрыть главное, а также умения видеть смысловую целостность и связи между частями текста помогают логические схемы текста. При выполнении заданий на аттестации от вас не будут требовать составлять схемы, но будут проверять, всю ли информацию текста вы усвоили, и тогда вам понадобятся те навыки, которые вы приобрели на этом занятии. Надо уметь усваивать информацию не только на уровне отдельных фактов, но и целостно воспринимать текст.
Учитель. Часто в тексты-рассуждения включаются доводы оппонента. Они придают тексту эмоциональность, динамику, делают его более убедительным, создают ощущение живой беседы. Такой приём диалогизации текста делает его более лёгким для восприятия. Анализу таких текстов мы посвятим следующее занятие. А теперь обратимся ещё раз к цели занятия и проверим, сумели мы её достичь.
Учащиеся подводят итог занятия, обратившись к его цели
Сегодня на занятии мы вспомнили типологические особенности текста-рассуждения, познакомились со способами и приёмами логического разворачивания основной мысли текста-рассуждения, продолжили работу по многоаспектному анализу текста, научились видеть смысловую целостность текста, все это поможет нам при выполнений заданий по анализу текста-рассуждения на ЕГЭ.
Список литературы:
- Архипова Д.И., Долинина Г.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003
- Солганик Г.Я. Русский язык. 10 – 11 кл. Стилистика: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений, школ и классов с углублённым изучением русского языка. – М.: Дрофа, 1995.