Русский язык
-
Роль алгоритмов в повышении практической грамотности 2007
Статья "Роль алгоритмов в повышении практической грамотности" посвящена проблеме формирования грамотного письма у обучающихся с помощью алгоритмов, использование которых способствует не только умению применять правило по какой-либо теме, но и построить цепь рассуждений, почему пишется так, а не иначе.
-
Программа деятельности кружка "Лингвист" 2007
Логическим продолжением урока является внеклассная работа по предмету. Этому требованию отвечает деятельность кружка "Лингвист". Программа деятельности кружка предусматривает занятия с учащимися выпускного класса и носит повторно-обобщительный характер курса русского языка и литературы.
-
Развитие речи и повышение грамотности на уроках русского языка в сельской школе 2007
Автор статьи делится с коллегами опытом работы по развитию речи учащихся и выработке грамотности.
-
Урок-путешествие как один из способов изучения фразеологизмов на уроках русского языка в 8-м классе 2007
Изучение фразеологизмов в форме урока-путешествия научит ребят отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, усваивать их значение, отмечать эмоционально-выразительные достоинства, находить фразеологизмы в словарях. Всё это обогатит фразеологический словарик учащихся, поможет им правильно пользоваться фразеологизмами в устной и письменной речи. Изучая фразеологизмы на уроке в данной форме, учащиеся подробнее познакомятся с жизнью нашего народа с очень далёких времён, увидят в них дух народа, его историю, обычаи.
-
Модульная технология на уроках русского языка 2007
Применение модульной технологии на уроках русского языка позволило мне решить ряд проблем: осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику; создаются условия для развития сильных учащихся (дифференциация в обучении); решается проблема домашних заданий; большая возможность чтения, говорения, оформления своей мысли на русском языке.
-
Заочная экскурсия по Кузбассу. Повторительно-обобщающий урок русского языка в 7-м классе по теме "Деепричастие" 2007
Разработка нетрадиционного интегрированного урока-экскурсии (русский язык + география) на региональном материале. Урок может быть рекомендован творчески работающим учителям-филологам.
-
Урок русского языка "Повторение и обобщение знаний об имени существительном как части речи и его роли в речи" 2007
Обобщающий урок "Повторение и обобщение знаний об имени существительном как части речи и его роли в речи". Урок проводится в 3-м классе в третьей четверти, построен на связи со временем года - зимойи — природными явлениями.
-
"Родной язык - живоносный источник добра и любви" 2007
В 2005/2006 учебном году я, Шкатова Оксана Юрьевна, начала работать по интегратирному учебному курсу Д.З. Арсентьева "Родной язык - живоносный источник добра и любви", который является "дополнительным учебно-методическим комплексом (УМК) к основному курсу русского языка в средней школе и предназначен для создания и расширения у учащихся языковой картины мира и культурного кругозора, развития языковой интеграции и навыков понимания текста различных типов, в первую очередь художественного".
-
Использование технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках развития речи 2007
Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Главная задача, которую должен решить учитель на подобных уроках, - развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, а ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли опираться на интуицию, строить ассоциативные связи.
-
Сочинение-миниатюра — один из видов творческой и мыслительной деятельности учащихся якутских классов 2007
Из всех видов проверочных работ по русскому языку и литературе в школьной практике сочинение традиционно считается самым трудным и требует особенно чуткого индивидуального подхода к ученику. Перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к сочинению, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутье языка, вкус к работе над словом. Индивидуальный подход в обучении сочинениям — один из самых действенных рычагов развития творческих способностей школьников.
-
Конспект урока по русскому языку, "Имя существительное". 3-й класс 2007
На данном уроке ставятся образовательные задачи: систематизировать знания об именах существительных с опорой на ранее полученные знания, развивать устную и письменную речь, расширять активный запас слов. Главная воспитывающая цель урока: привитие любви и уважения к родному дому, семье и близким. Итог урока: обобщить знания об имени существительном как части речи.
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Виды придаточных предложений". Образовательная технология "Развитие критического мышления" (с ИКТ) 2007
Урок-обобщение по теме "Виды придаточных предложений" по программе, созданной творческим коллективом под редакцией В.В. Бабайцевой, является заключительным в большом и важном разделе "Сложноподчиненные предложения" курса русского языка 9-го класса. Вариативность программ, учебно-методических комплексов в преподавании русского языка, с одной стороны, и новые формы итоговой аттестации — с другой, требуют от выпускников основной общей школы знания разнообразных подходов к языковым явлениям, знакомства с различными классификациями и понимания механизма их создания.
-
Урок "Я вам пишу…" 2007
Урок "Я вам пишу..." разработан по программе 8-го класса как комплексное повторение. Но отдельные упражнения можно использовать и в других классах при изучении затронутых тем на данном уроке. "Я вам пишу...". Почему я так назвала урок? Мне кажется, уже в самом названии урока звучит интрига: а о чем же этот урок? - гадают ученики. Тема доведена до учащихся посредством письма Татьяны из романа "Евгений Онегин", что даёт опережающий эффект, как бы знакомит с тем, что им предстоит в будущем. Далее доводится плавно и цель урока: показать практическую значимость знаний. Ведь для того чтобы написать даже небольшое письмо, необходимо много знать.
-
Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" 2007
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстракция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и практики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.
-
Сочинение по картине С.Г. Писахова "Берег Белого моря" 2007
Урок развития речи "Сочинение по картине С.Г. Писахова "Берег Белого моря" построен на материале, близком жизненному опыту учащихся, что вызывает у них определенный эмоциональный отклик. Знакомый с детства лирический сюжет картины вызывает у учащихся творческое вдохновение, собственную потребность в творчестве.
-
Развитие творческих способностей на интегративных уроках 2007
Творческие способности можно и нужно развивать - в этом убеждаются на собственном опыте те, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств. Главное - учащиеся должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом. Метод, словно специально созданный для развития творческих способностей, известен давно - это рисование.
-
Урок русского языка в начальной школе. Букварный период 2007
Научить учащихся красиво и грамотно писать - вот основная задача уроков русского языка в начальной школе. Данный урок позволяет усвоить новый материал, поддерживает высокую познавательную активность, расширяет кругозор школьника. Разнообразие приёмов выполнения заданий позволяет учащемуся играючи овладеть поставленной задачей, достичь высокого результата.
-
Создание лингвистического портрета класса 2007
Психолингвистический подход в изучении языка, обращенного к сознанию человека как носителю языка. Ударение отражает две стороны в языке: внешнюю и внутреннюю, что связано со звучанием и значением. Постановка ударения в незнакомых словах может создать лингвистический портрет класса. Ударение сближается со сферой лексикологии и грамматики, что отражается в морфологическом членении словоформы. Обращение к сознанию носителя языка обнаруживает сформированность языкового чутья, что необходимо знать учителю при выборе программы в конкретном классе.
-
Урок-презентация в 11-м классе: "…Письмо – это ты". Урок развития речи 2007
Урок-презентация по русскому языку для 11-го класса расширяет сведения об эпистолярном жанре, знакомит с классификацией писем.
-
Имя числительное как часть речи. Повторение пройденного в 6-м классе 2007
Урок построен на краеведческом материале. В нем рассказывается об истории нашего села. Поисковая деятельность позволяет использовать богатый дополнительный материал. Пользуясь моделью, учащиеся обеспечивают себе четкое и глубокое усвоение программного материала. </p>
-
Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Категория состояния как часть речи" 2007
В конспекте урока представлен теоретический и практический материал для проведения урока по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. На основе сопоставления категории состояния с наречием и прилагательным у учеников вырабатывается умение отличать слова категории состояния от других частей речи, определять их роль в текстах художественной литературы. </p>
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "В музее лингвистики" 2007
<p>Внеклассное мероприятие представлено в форме путешествия по залам воображаемого музея лингвистики, в которых учащиеся в занимательной форме рассматривают разделы русского языка: орфографию, синтаксис, морфологию, фонетику. Театрализованные моменты позволяют сделать мероприятие интересным и зрелищным. Рекомендуется проводить с учащимися 5—7 классов.
-
Вечер в "Менделеевской гостиной" 2007
Вечер направлен на популяризацию имен русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева и крупнейшего поэта Александра Блока, призван способствовать активизации интереса старшеклассников к истории России, их патриотическому воспитанию через изучение и осмысление научного и поэтического наследия.
-
Обобщающий урок по теме "Лексика", (5-й класс) 2007
Цели урока: повторить и обобщить изученный материал по теме "Лексика"; используя игровые и занимательные моменты, вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме.
-
Нестандартный урок-игра "Пойми меня" по русскому языку в 6-м классе. Тема: "Лексика и фразеология". Обобщающий урок 2007
Урок в форме игры позволяет ученикам повторить и обобщить материал по теме "Лексика": синонимы, антонимы, многозначные слова, фразеологизмы, переносное значение слов. На таком уроке дети могут выполнять как групповые задания, так и индивидуальные. На уроке используются информационные технологии.
-
"Поэма из камня" (Итоговый урок по разделу "Текст и его строение") 2007
"Поэма из камня" – итоговый урок по разделу "Текст и его строение" (учебник А.И. Власенкова, 10—11-х кл.). Акцент сделан на практическую направленность, коммуникативную функцию, на интеграцию русского языка с литературой, православной культурой.
-
Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку по теме: "Мать – святое слово…" 2007
В данной работе представлена лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку, разработанная учеными и методистами Республики Башкортостан. Цель данной концепции – формирование языковой личности, ее лингвистической, языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенций.
-
Конспект урока "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" 2007
Урок построен в системе "Развивающего обучения" Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - В.В. Репкина. На уроке выявляется уровень сформированности умений по данной теме самими учащимися. Учащиеся через выполнение ряда заданий контролируют следующие умения и навыки: умение находить в тексте сложные бессоюзные предложения, устанавливать смысловые связи между частями сложного предложения, правильно расставлять знаки препинания, определять стилистические функции бессоюзных предложений. Дидактический материал к уроку заслуживает особого внимания: он полностью подобран из произведений А.С. Пушкина. На уроке также звучат тексты классиков русской литературы о красоте и богатстве русского литературного языка.
-
Формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю средствами уроков развития речи 2007
Известный русский художник и педагог Б.М. Неменский считает, что "нет у общества... средства более мощного, чем искусство, в становлении эмоционально-нравственной жизни человека". Нет сомнения, что родная литература, как важная составляющая искусства, является основным средством формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к своей малой родине. Поэтому высокое нравственное, патриотическое, гражданское слово писателей, поэтов, деятелей культуры родного края в школе необходимо как воздух.
-
Внеклассная работа по русскому языку "Родные россыпи жемчужин" (к 205-летию В.И. Даля) 2007
В статье автор предлагает разработку внеклассного мероприятия по русскому языку, посвященного 205-летию В.И. Даля.