Русский язык
-
Развитие творческих способностей на интегративных уроках 2007
Творческие способности можно и нужно развивать - в этом убеждаются на собственном опыте те, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств. Главное - учащиеся должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом. Метод, словно специально созданный для развития творческих способностей, известен давно - это рисование.
-
Урок русского языка в начальной школе. Букварный период 2007
Научить учащихся красиво и грамотно писать - вот основная задача уроков русского языка в начальной школе. Данный урок позволяет усвоить новый материал, поддерживает высокую познавательную активность, расширяет кругозор школьника. Разнообразие приёмов выполнения заданий позволяет учащемуся играючи овладеть поставленной задачей, достичь высокого результата.
-
Создание лингвистического портрета класса 2007
Психолингвистический подход в изучении языка, обращенного к сознанию человека как носителю языка. Ударение отражает две стороны в языке: внешнюю и внутреннюю, что связано со звучанием и значением. Постановка ударения в незнакомых словах может создать лингвистический портрет класса. Ударение сближается со сферой лексикологии и грамматики, что отражается в морфологическом членении словоформы. Обращение к сознанию носителя языка обнаруживает сформированность языкового чутья, что необходимо знать учителю при выборе программы в конкретном классе.
-
Урок-презентация в 11-м классе: "…Письмо – это ты". Урок развития речи 2007
Урок-презентация по русскому языку для 11-го класса расширяет сведения об эпистолярном жанре, знакомит с классификацией писем.
-
Имя числительное как часть речи. Повторение пройденного в 6-м классе 2007
Урок построен на краеведческом материале. В нем рассказывается об истории нашего села. Поисковая деятельность позволяет использовать богатый дополнительный материал. Пользуясь моделью, учащиеся обеспечивают себе четкое и глубокое усвоение программного материала. </p>
-
Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Категория состояния как часть речи" 2007
В конспекте урока представлен теоретический и практический материал для проведения урока по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. На основе сопоставления категории состояния с наречием и прилагательным у учеников вырабатывается умение отличать слова категории состояния от других частей речи, определять их роль в текстах художественной литературы. </p>
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "В музее лингвистики" 2007
<p>Внеклассное мероприятие представлено в форме путешествия по залам воображаемого музея лингвистики, в которых учащиеся в занимательной форме рассматривают разделы русского языка: орфографию, синтаксис, морфологию, фонетику. Театрализованные моменты позволяют сделать мероприятие интересным и зрелищным. Рекомендуется проводить с учащимися 5—7 классов.
-
Вечер в "Менделеевской гостиной" 2007
Вечер направлен на популяризацию имен русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева и крупнейшего поэта Александра Блока, призван способствовать активизации интереса старшеклассников к истории России, их патриотическому воспитанию через изучение и осмысление научного и поэтического наследия.
-
Обобщающий урок по теме "Лексика", (5-й класс) 2007
Цели урока: повторить и обобщить изученный материал по теме "Лексика"; используя игровые и занимательные моменты, вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме.
-
Нестандартный урок-игра "Пойми меня" по русскому языку в 6-м классе. Тема: "Лексика и фразеология". Обобщающий урок 2007
Урок в форме игры позволяет ученикам повторить и обобщить материал по теме "Лексика": синонимы, антонимы, многозначные слова, фразеологизмы, переносное значение слов. На таком уроке дети могут выполнять как групповые задания, так и индивидуальные. На уроке используются информационные технологии.
-
"Поэма из камня" (Итоговый урок по разделу "Текст и его строение") 2007
"Поэма из камня" – итоговый урок по разделу "Текст и его строение" (учебник А.И. Власенкова, 10—11-х кл.). Акцент сделан на практическую направленность, коммуникативную функцию, на интеграцию русского языка с литературой, православной культурой.
-
Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку по теме: "Мать – святое слово…" 2007
В данной работе представлена лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку, разработанная учеными и методистами Республики Башкортостан. Цель данной концепции – формирование языковой личности, ее лингвистической, языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенций.
-
Конспект урока "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" 2007
Урок построен в системе "Развивающего обучения" Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - В.В. Репкина. На уроке выявляется уровень сформированности умений по данной теме самими учащимися. Учащиеся через выполнение ряда заданий контролируют следующие умения и навыки: умение находить в тексте сложные бессоюзные предложения, устанавливать смысловые связи между частями сложного предложения, правильно расставлять знаки препинания, определять стилистические функции бессоюзных предложений. Дидактический материал к уроку заслуживает особого внимания: он полностью подобран из произведений А.С. Пушкина. На уроке также звучат тексты классиков русской литературы о красоте и богатстве русского литературного языка.
-
Формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю средствами уроков развития речи 2007
Известный русский художник и педагог Б.М. Неменский считает, что "нет у общества... средства более мощного, чем искусство, в становлении эмоционально-нравственной жизни человека". Нет сомнения, что родная литература, как важная составляющая искусства, является основным средством формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к своей малой родине. Поэтому высокое нравственное, патриотическое, гражданское слово писателей, поэтов, деятелей культуры родного края в школе необходимо как воздух.
-
Внеклассная работа по русскому языку "Родные россыпи жемчужин" (к 205-летию В.И. Даля) 2007
В статье автор предлагает разработку внеклассного мероприятия по русскому языку, посвященного 205-летию В.И. Даля.
-
Творческий урок по теме: "Понятие о наречии". 6-й класс 2007
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, часто ставят детей в тупик. На уроках русского языка часто возникает возможность возвратиться ко многим задачам, решения, которых рассматривались на уроках истории и географии, биологии и астрономии, музыки и изобразительного искусства, математики, физики и других предметов. Поэтому, на мой взгляд, при изучении какой-либо темы нужна интеграция учебных предметов, преподающихся чаще всего независимо друг от друга. При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической, практической и прикладной.
-
Урок-практикум по повести М.Ю. Лермонтова "Тамань" 2007
Цель урока: проанализировать применение в повести одного из выразительных средств языка - сравнение. С помощью сравнений, использованных автором, раскрыть образ лермонтовской "ундины". Система сравнений, использованная автором в повести, поможет раскрыть потаенный смысл произведения, позволит глубже разобраться в характере героини.
-
Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2007
Урок русского языка во 2-м классе "Изменение имен прилагательных по числам" разработан на основе дидактических принципов развивающего обучения Л.В. Занкова. Плотность урока высока, теоретический материал создаётся в виде таблиц и схем, что облегчает его запоминание. На уроках учащиеся являются исследователями, получая радость от очередного открытия, при выполнении заданий часто используют дополнительные теоретические знания по предмету. Любимы детьми и творческие задания, присутствующие почти на каждом уроке.
-
Конспект урока русского языка для 7-го класса средней школы на тему: "Словарное богатство русского языка" (УМК под ред. М.М. Разумовской) 2007
Уроки по лексике в средних классах школы, на мой взгляд, самые интересные. На них можно экспериментировать, предлагать ученикам творческие работы, а главное, такие занятия - это всегда разговор о языке, то есть ещё одна возможность не просто заучивать правила, а любоваться словом, текстами, созданными "умелыми руками", думать над тем, как грамотно пользоваться возможностями родной речи. В конспекте урока "Словарное богатство русского языка" представлены индивидуальная и групповая формы работы, предложены задания на различный уровень подготовки учеников.
-
Средства субъективизации на уроках русского языка. Конспект урока в 6-м классе 2007
Ученик перестает быть только объектом процесса обучения, ему передается часть функций учителя. Знания не даются в готовом виде, а приобретаются во время поисковой и исследовательской деятельности. Ребенок самостоятельно формулирует тему и цель урока, и у него создается установка на ее реализацию. Оригинальные упражнения стимулируют и поддерживают данную установку в течение всего урока. В результате возрастает интерес, улучшается орфографическая грамотность и повышается общий интеллектуальный уровень.
-
КВН "Занимательная грамматика" 2007
Обучение русскому языку осуществляется не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Данные занятия, проводимые в игровой форме, дают возможность детям самостоятельно выявить сформированность своих навыков и уровень знаний, полученных на уроках. Такие занятия активизируют детей, развивают их творческие способности. В данной статье предлагается один из вариантов внеклассных занятий, которое проводится в форме КВН.
-
Урок русского языка на тему: "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс 2007
На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи, правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях. Для лучшего усвоения материала используется презентация.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов" 2007
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5—7-х классов направлено на формирование речевой культуры. В данной разработке отразились такие речевые проблемы, как засорение языка словами-паразитами, вульгаризмами, жаргонными словами.
-
Урок русского языка по теме: "Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик- , -щик- " 2007
Урок русского языка имеет следующие цели: узнать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик- и -щик- и уметь применять этот способ действия для их правильного написания. На всех этапах урока используются мультимедийная презентация, таблицы, карточки-домики. Творческая работа учащихся в форме мини-сочинений предполагает просмотр видеоматериала "Наш город".
-
Урок русского языка в 5-м классе 2007
Цели: закрепить правописание чередующихся гласных; сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне слова.
-
Использование эпиграфа на уроках русского языка 2007
Какой материал может быть использован в качестве эпиграфа? Анализируя материалы и педагогический опыт, приходим к выводу, что эпиграфом может служить любой интересный материал.
-
Наглядно-дидактическое пособие "В мире цветов" (нравственно-экологическое воспитание на уроках русского языка) 2007
Предлагаемая вашему вниманию работа "В мире цветов" представляет собой систематизированный набор текстов - упражнений для работы с учащимися 9-го класса в начале учебного года при повторении изученного в 5—8-го классах. Основное назначение пособия - дополнить учебник 9-го класса наглядно-дидактическим материалом, с помощью которого можно был бы расширить возможности индивидуальной, индивидуально-групповой, коллективной работы учащихся при повторении, а также воспитать любовь и бережное отношение к природе, пробудить интерес к изучению происхождения слов.
-
"Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия" 2007
Как известно, изучение темы "Причастие" представляет особую трудность для учащихся, поэтому необходимо искать новые формы и методы усвоения нового материала. В процессе изучения новой темы присутствуют разнообразные виды деятельности учащихся: цифровой, творческий, выборочный диктанты, игровые моменты, творческая работа, работа в группах и парах. Все этапы урока направлены на активизацию познавательной и мыслительной деятельности учащихся, что делает иcследование нового материала интересным и увлекательным.
-
Разработка урока по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" 2007
Класс делится на две группы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности к восприятию нового учебного материала. Для каждой группы урок разработан отдельно, отдельно ставится цель урока, отдельно определен объем учебного материала для освоения, отобраны задания развивающего, творческого характера, которые учащиеся должны выполнить за отведенное время. В процессе урока наблюдается частая смена учебной деятельности, что способствует активизации познавательных интересов детей.
-
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы 2007
Цель написания данной статьи - поделиться опытом работы учителя русского языка и литературы в режиме личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы. Метод проектов помогает учащимся свободно и творчески, используя разные способы обучения, развивать свои предметные, коммуникативные, личностные и другие компетенции. В статье описываются этапы работы над проектами и деятельность учащихся в проектном режиме на уроках и во внеурочное время.