Урок русского языка по теме: "Роль имени существительного в речи"

Разделы: Русский язык


Эпиграф: “Существительное – хлеб языка” (Л.Успенский).

Вид: урок объяснения нового материала.

Технология: элементы развивающего обучения.

Оборудование: запись на доске, ромашки с грамматическими признаками существительных, ПК, компьютер, карточки, тексты.

Цели:

Образовательная:

  • формировать представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Развивающие:

  • развитие умения использовать существительные в речи;
  • развитие образного и логического мышления; овладение навыками анализа текста.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию, воспитание эстетического отношения к слову.

Знать: грамматические признаки имён существительных, о роли имён существительные в речи

Уметь: находить существительные, правильно их писать, использовать в речи; конструировать предложения; использовать средства выразительности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: объяснить учащимся цель урока.

Слово учителя:

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, т. к. я не могу сообщить вам заранее тему и план сегодняшнего урока. Скажу только: приготовьтесь к неожиданностям, ведь вам самим придётся назвать тему урока, свои задачи на уроке и то, чему вы должны будете научиться, а в конце занятия - чему научились.

- Работать вы будете в группах. В каждой группе есть свой руководитель, который, учитывая ваши ответы на уроке, выставит в конце оценки. Для этого я даю им ведомость учёта ответов.

Фамилия, имя Словарный диктант Игра Устная работа Работа в группе Итог
           
           
           
           
           

II. Актуализация знаний.

1. Словарный диктант.

Цель: проверить уровень правописных умений и навыков.

- Но сначала давайте напишем словарный диктант, который поможет вам назвать тему урока. Учитель диктует:

сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, обращение, синоним, антоним, омоним, изображать, изобразительный, репродукция, выразительный, значение, употребление.

- Правильно ли вы написали данные слова с орфографической точки зрения? Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и сверьте написанное с доской. (открывается доска с правильным написанием этих слов). Выставьте оценки.

Нормы оценок смотрите на доске. Подпишитесь, кто проверял работу.

2. Беседа.

Цель: заинтересовать учащихся новой темой, помочь сформулировать тему, задачи.

- Итак, ещё раз посмотрите на записанные слова и сгруппируйте их по грамматическим значениям.

- У кого сколько групп получилось?

- Для какой части речи характерны эти признаки?

- Так о какой же части речи пойдёт сегодня разговор на уроке?

3. Игра “Кто быстрее?”.

Цель: проверить знания учащихся по грамматике.

- У вас на столах лежат лепестки от ромашки, давайте составим 4 красивых цветка. А о красоте будет говорить то, правильно ли вы подберёте к существительному его грамматические признаки, потому что кроме признаков этой части речи вам встретятся и признаки других частей речи. Лепестки вы должны будете прикрепить к серединке на доске.

- Итак, кто быстрее и правильно выполнит задание?

- Молодцы!

4. Беседа.

Цель: формулировка темы и задач урока.

- Эпиграфом нашего урока являются слова Льва Успенского “Имя существительное – хлеб языка”. Как вы понимаете их смысл?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Как можно сформулировать тему?

- Молодцы! Да, на самом деле тема нашего урока: “Роль имени существительного в речи”. Давайте запишем её в тетрадь, а также эпиграф.

Валеопауза.

- А теперь послушайте, что вам расскажет Казанцева Катя об имени существительном.

Цель: сообщить сведения о существительном.

III. Мозговой штурм.

Цель: формирование речеведческих навыков.

- Так для чего же нам нужно изучать существительные?

IV. Лексико-стилистическая работа.

Цель: показать возможности имени существительного как средства выразительности.

- Итак, в речи без имени существительного невозможно обойтись. Слова этой части речи используют поэты в своих стихах. У вас на столах лежат записи отрывков стихотворений наших красноярских поэтов. Ваша задача: сделать презентацию, т. е. выразительно прочитать и подобрать картины художников, которые соответствуют данному отрывку.

Догорают дни у просек
На рябиновых кострах.
По дорогам ходит осень
В красно-жёлтых сапогах.
Старушонкой в серой шали
По утрам встаёт заря.
Шустрый ветер бойко шарит
По амбарам сентября. (Николай Лухтин)

Встаёт тайга высокая
Под птичьи голоса.
Озёрами глубокими
Глядит во все глаза.
Березняки, осинники
С полянами окрест.
Подкова неба
Еловый топчет лес. (Николай Лухтин)

Здесь всё твоё! Весь край суровый, -
И широта, и высота –
От малой веточки кедровой
До исполинского хребта.
Здесь всё твоё! Луга и нивы
Цветы, туманы, облака
И ветра мягкого порывы,
И трав шумящие шелка. (Игнатий Рождественский)

Стынет снег
На мохнатых ветках,
Стынет музыка
Сосен седых.
Всё усыпано белым
Светом –
Так и просится
В сказку
И в стих. (Петр Ермолаев)

- С какой целью авторы так много используют имён существительных?

- Найдите средства выразительности.

V. Лингвистический эксперимент.

Цель: учить наблюдению над языковыми явлениями, строить рассуждение на лингвистическую тему.

- Давайте, дети, ещё раз убедимся в том, насколько важна эта часть речи. Можно ли в речи обойтись без неё? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте поэкспериментировать: прочитайте текст, пропуская имена существительные.

VI. Творческая работа.

Цель: Уметь подбирать синонимы к существительным.

- Чтобы правильно, без ошибок использовать существительные в речи, нужно знать их лексическое значение. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете лексическое значение слов и умеете ли правильно употреблять их в речи.

- Давайте вернёмся к словарному диктанту.

- Какие слова здесь записаны?

- Итак, задание: (на выбор)

1. Придумайте предложения, используя слова из словарного диктанта.

2. Составьте словосочетания, используя слова из словарного диктанта.

3. Вспомните строчки из стихотворений, в которых встречаются данные средства выразительности.

VII. Редактирование.

Цель: уметь подбирать синонимы к именам существительным.

- Но давайте посмотрим и убедимся, будет ли наша речь правильной, точной, если мы не будем уметь подбирать синонимы.

- Исправьте текст. (напечатан на листках)

Рябина – небольшое красивое дерево с ажурными листьями. Плоды рябины круглые красные блестящие. Растёт рябина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек. Можно видеть рябину у домов , по огородам.

VIII. Итоги урока.

Цель: подвести итоги урока.

- Как вы думаете, мы всё исследовали об имени существительном? А вы, как исследователи, что открыли новое для себя? Так почему Успенский назвал имя существительное хлебом языка?

IX. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему “Имя существительное – хлеб языка” или подготовить сообщение “Роль имени существительного”.

Приложение