Эпиграф: “Существительное – хлеб языка” (Л.Успенский).
Вид: урок объяснения нового материала.
Технология: элементы развивающего обучения.
Оборудование: запись на доске, ромашки с грамматическими признаками существительных, ПК, компьютер, карточки, тексты.
Цели:
Образовательная:
- формировать представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи.
Развивающие:
- развитие умения использовать существительные в речи;
- развитие образного и логического мышления; овладение навыками анализа текста.
Воспитательные:
- воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию, воспитание эстетического отношения к слову.
Знать: грамматические признаки имён существительных, о роли имён существительные в речи
Уметь: находить существительные, правильно их писать, использовать в речи; конструировать предложения; использовать средства выразительности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: объяснить учащимся цель урока.
Слово учителя:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, т. к. я не могу сообщить вам заранее тему и план сегодняшнего урока. Скажу только: приготовьтесь к неожиданностям, ведь вам самим придётся назвать тему урока, свои задачи на уроке и то, чему вы должны будете научиться, а в конце занятия - чему научились.
- Работать вы будете в группах. В каждой группе есть свой руководитель, который, учитывая ваши ответы на уроке, выставит в конце оценки. Для этого я даю им ведомость учёта ответов.
Фамилия, имя | Словарный диктант | Игра | Устная работа | Работа в группе | Итог |
II. Актуализация знаний.
1. Словарный диктант.
Цель: проверить уровень правописных умений и навыков.
- Но сначала давайте напишем словарный диктант, который поможет вам назвать тему урока. Учитель диктует:
сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, обращение, синоним, антоним, омоним, изображать, изобразительный, репродукция, выразительный, значение, употребление.
- Правильно ли вы написали данные слова с орфографической точки зрения? Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и сверьте написанное с доской. (открывается доска с правильным написанием этих слов). Выставьте оценки.
Нормы оценок смотрите на доске. Подпишитесь, кто проверял работу.
2. Беседа.
Цель: заинтересовать учащихся новой темой, помочь сформулировать тему, задачи.
- Итак, ещё раз посмотрите на записанные слова и сгруппируйте их по грамматическим значениям.
- У кого сколько групп получилось?
- Для какой части речи характерны эти признаки?
- Так о какой же части речи пойдёт сегодня разговор на уроке?
3. Игра “Кто быстрее?”.
Цель: проверить знания учащихся по грамматике.
- У вас на столах лежат лепестки от ромашки, давайте составим 4 красивых цветка. А о красоте будет говорить то, правильно ли вы подберёте к существительному его грамматические признаки, потому что кроме признаков этой части речи вам встретятся и признаки других частей речи. Лепестки вы должны будете прикрепить к серединке на доске.
- Итак, кто быстрее и правильно выполнит задание?
- Молодцы!
4. Беседа.
Цель: формулировка темы и задач урока.
- Эпиграфом нашего урока являются слова Льва Успенского “Имя существительное – хлеб языка”. Как вы понимаете их смысл?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Как можно сформулировать тему?
- Молодцы! Да, на самом деле тема нашего урока: “Роль имени существительного в речи”. Давайте запишем её в тетрадь, а также эпиграф.
Валеопауза.
- А теперь послушайте, что вам расскажет Казанцева Катя об имени существительном.
Цель: сообщить сведения о существительном.
III. Мозговой штурм.
Цель: формирование речеведческих навыков.
- Так для чего же нам нужно изучать существительные?
IV. Лексико-стилистическая работа.
Цель: показать возможности имени существительного как средства выразительности.
- Итак, в речи без имени существительного невозможно обойтись. Слова этой части речи используют поэты в своих стихах. У вас на столах лежат записи отрывков стихотворений наших красноярских поэтов. Ваша задача: сделать презентацию, т. е. выразительно прочитать и подобрать картины художников, которые соответствуют данному отрывку.
Догорают дни у просек
На рябиновых кострах.
По дорогам ходит осень
В красно-жёлтых сапогах.
Старушонкой в серой шали
По утрам встаёт заря.
Шустрый ветер бойко шарит
По амбарам сентября. (Николай Лухтин)Встаёт тайга высокая
Под птичьи голоса.
Озёрами глубокими
Глядит во все глаза.
Березняки, осинники
С полянами окрест.
Подкова неба
Еловый топчет лес. (Николай Лухтин)Здесь всё твоё! Весь край суровый, -
И широта, и высота –
От малой веточки кедровой
До исполинского хребта.
Здесь всё твоё! Луга и нивы
Цветы, туманы, облака
И ветра мягкого порывы,
И трав шумящие шелка. (Игнатий Рождественский)
Стынет снег
На мохнатых ветках,
Стынет музыка
Сосен седых.
Всё усыпано белым
Светом –
Так и просится
В сказку
И в стих. (Петр Ермолаев)
- С какой целью авторы так много используют имён существительных?
- Найдите средства выразительности.
V. Лингвистический эксперимент.
Цель: учить наблюдению над языковыми явлениями, строить рассуждение на лингвистическую тему.
- Давайте, дети, ещё раз убедимся в том, насколько важна эта часть речи. Можно ли в речи обойтись без неё? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте поэкспериментировать: прочитайте текст, пропуская имена существительные.
VI. Творческая работа.
Цель: Уметь подбирать синонимы к существительным.
- Чтобы правильно, без ошибок использовать существительные в речи, нужно знать их лексическое значение. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете лексическое значение слов и умеете ли правильно употреблять их в речи.
- Давайте вернёмся к словарному диктанту.
- Какие слова здесь записаны?
- Итак, задание: (на выбор)
1. Придумайте предложения, используя слова из словарного диктанта.
2. Составьте словосочетания, используя слова из словарного диктанта.
3. Вспомните строчки из стихотворений, в которых встречаются данные средства выразительности.
VII. Редактирование.
Цель: уметь подбирать синонимы к именам существительным.
- Но давайте посмотрим и убедимся, будет ли наша речь правильной, точной, если мы не будем уметь подбирать синонимы.
- Исправьте текст. (напечатан на листках)
Рябина – небольшое красивое дерево с ажурными листьями. Плоды рябины круглые красные блестящие. Растёт рябина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек. Можно видеть рябину у домов , по огородам.
VIII. Итоги урока.
Цель: подвести итоги урока.
- Как вы думаете, мы всё исследовали об имени существительном? А вы, как исследователи, что открыли новое для себя? Так почему Успенский назвал имя существительное хлебом языка?
IX. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему “Имя существительное – хлеб языка” или подготовить сообщение “Роль имени существительного”.