Цели урока:
дидактическая (обучающая) – познакомить
учащихся с
особым направлением в языкознании –
социолингвистикой;
предметом изучения социолингвистики –
молодёжным жаргоном;
развивающая – способствовать развитию деловой профессиональной речи;
воспитательная – воспитывать культуру речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: лекция с элементами беседы.
Методы:
обучения – диалогический;
преподавания – объяснительный, информационно-сообшающий, репродуктивный, частично-поисковый.
Ход урока:
I . Орг.момент. Приветствие. Оформление журнала.
II . Проверка домашнего задания.
– Перед проверкой домашнего задания мы проводим упражнения на дикцию.
Упражнения на дикцию мы начинаем с самомассажа, который активизирует процессы кровообращения, обмена веществ, снятия мышечных зажимов и т.д.
Множество нервных окончаний, участвующих непосредственно в процессе голосообразования и связанных со сложнейшим речедвигательным аппаратом, расположено близко к коже лица, шеи, живота и грудной клетки.
Массируя эти мышцы, мы разогреваем их, предупреждаем мышечный зажим, способствуем свободному течению звуков.
При этом применяется гигиенический (поглаживающий) и вибрационный (постукивающий) приёмы. При поглаживании активизируется работа нервных окончаний, расположенных близко к коже, а при постукивающем, “разогреваются” и подготавливаются к действию нервные окончания, расположенные глубже.
Массаж.
Кончиками пальцев поглаживать лицо от середины лба к ушам.
- Кончиками пальцев поглаживать лицо под глазами от носа к ушам.
- ----- “ -------от середины верхней губы к ушам.
- -----“ --------от середины подбородка к ушам.
- Обеими ладонями поглаживать затылок. Движение идет от затылка к подмышечным впадинам ( поглаживая, произносим слова тренинга о том, что мы самые умные, хорошие и у нас всё обязательно получится).
- Поочередно каждой рукой поглаживать тело спереди от подбородка к груди.
- Легко и быстро постукивать кончиками пальцев лобные пазухи, двигаясь от середины лба к ушам, произнося слитно сочетания “ми-ми-ми-ми”.
- Легко и быстро постукивать гайморовы пазухи, произнося слитно сочетания “на-на-на-на ну-ну-ну-ну нэ-нэ-нэ-нэ ни-ни-ни-ни но-но-но-но”.
- Также постукивать под носом, произнося слитно сочетания
- Также легко постукивать ладонями грудную клетку, произнося звуки ж-ж-ж-ж-ж..м-м-м-м-м..” (4-6 раз).
“ва-ва-ва-ва ву-ву-ву-ву вэ-вэ-вэ-вэ ви-ви-ви-ви во-во-во-во”.
Дикционный тренинг.
Упражнения на дикцию тренируют правильность и чистоту звучания гласных и согласных звуков.
Ещё в древнеиндийских трактатах утверждалось, что если произносить гласные сильно, протягивая мышцы лица, то этой процедурой вполне можно заменить лечение:
- чтобы хорошо работали почки – необходимо тянуть И-И-И…ровно на одной ноте, останавливаясь несколько раньше, чем выйдет весь воздух;
- чтобы стимулировать органы внутренней секреции – произносим О-О-О…;
- А-А-А-… -массирует гортань;
- Е-Е-Е-… – приводит в порядок среднюю часть грудной клетки;
- О – И – О –И – это сочетание полезно для сердца.
Данные упражнения, упоминают трактаты, необходимо повторять 1 раз в день по 3-4 раза.
Упражнения для тренировки согласных звуков.
-- Откройте, пожалуйста, папку с файлами, которая лежит перед вами на странице с упражнением на Б – П. (Приложение 1)
III. Проверка домашнего задания.
- Переходим к проверке домашнего задания. Сегодня часть учащихся должна была подготовить “Портрет кумира”, а другая часть – “Портрет друга”.
В процессе проверки домашнего задания преподаватель обращает внимание учащихся на слова молодёжного жаргона, которые употребляют выступающие, описывая друга или кумира.
- Сегодня объектом нашего пристального внимания будет молодёжный жаргон, его история, развитие, преемственность.
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите дату и тему нашего урока
“Язык и общество. Молодёжный жаргон”.
IV. Объяснение новой темы.
Примеры из книги Корнея Чуковского “От двух до пяти” показывают, что профессия родителей и связанная с этой профессией терминология влияет на речь детей.
Один пятилетний мальчик как-то сказал: “Я люблю всех одинаково, а мамочку на один размер больше”. А другой мальчик попросил: “Папа, скажи редактору этой карусели – нельзя ли мне, наконец, покататься!”
Среда, в которой живёт человек, всегда воздействует на его речевые навыки. Особенно податливы к такому влиянию, бывают дети. Однако и взрослые тоже усваивают, часто неосознанно, языковые особенности окружающих – членов семьи, друзей, сослуживцев.
Воздействие социальной среды на язык и речевое поведение людей изучает – СОЦИОЛИНГВИСТИКА – особое направление в языкознании.
Социолингвистику интересует то, как используют языковой знак люди: как влияют на это их возраст, пол, социальное положение, образование и общий культурный уровень.
Люди одной профессии или одного круга общения вырабатывают свой жаргон. В старину, например, был известен жаргон ОФЕНЕЙ – бродячих торговцев.
В России в 16 – 20 вв. у бродячих купцов – коробейников был в ходу офенский язык. Возможно, его название произошло от города Афины – среди коробейников было немало греческих купцов. Офенский язык использовал русскую грамматику – словоизменение и словообразование.
В лексике наряду с греческими основами и заимствованиями из других языков употребляли диалектные слова (ласый – малый, здебешний –сегодня) и русские слова, переиначенные по некоторым моделям.
Одна из моделей образования офенских слов – замена первого слога русского слова слогом “ку”:
КУбы – женщины (разг. Бабы).
КУлото – золото.
КУстра – сестра и т.д.
Социолингвистика изучает групповые языки, а также социальные условия, влияющие на речевое поведение человека как члена определённой группы.
Что же такое жаргон?
Жаргон – это своего рода язык в языке. Или, строго говоря, жаргон – это разновидность речи, какой – либо группы людей, объединенных одной профессией – жаргон лётчиков, шахтёров, моряков; занятием – жаргон спортсменов, коллекционеров и т. п.
Молодёжный жаргон часто называют сленгом (от англ. Slang) или арго (от франц. Argot). Молодёжный жаргон – это особая форма языка. Молодёжный жаргон основан на игре со словом, на особом отношении к жизни, отвергающем всё, что скучно, стабильно. Он использует изобретательство, словотворчество, шутку, поддразнивание. Нередко и люди старшего возраста сохраняют пристрастие к жаргону. Мы говорим: Хорошо! Они: Клёво! Классно! Мы говорим: вот незадача! Они: Ну и облом! Мы: Это слишком сложно! Они: Не грузи меня! Мы восхищаемся, они торчат или тащатся.
В лексике молодёжного жаргона соседствуют две крайние черты, с одной стороны конкретность, чёткость определений:
“хвост” – несданный экзамен или зачёт.
С другой стороны, размытость значений: порой жаргонные слова и выражения невозможно перевести на литературный язык: классный – положительная характеристика лица или предмета.
Яркая особенность молодёжного жаргона – его быстрая обновляемость, другая – ограниченность тематики (названия лиц, денег, положительная оценка, названия некоторых действий и состояний).
Молодёжный жаргон легко вбирает в себя слова из разных языков:
Из английского – шузы, Мэн;
Из немецкого – копф (голова);
Из разных диалектов – ухайдокать (утомить);
Из уголовного языка – шмон, беспредел.
В наше время в своеобразный жаргон превратился язык программистов, компьютерщиков. Здесь есть и метафорически переосмысленные русские слова: чайник, зависать, взломать. Многочисленные англоязычные заимствования в чистом виде или переиначенные: юзер, хакер, винт, винды вместо Windows, мыло Емеля (от англ. Е – mаil – электронная почта).
- Давайте с вами составим словарь компьютерной лексики. На прошлом уроке мы с вами просматривали словари молодёжного жаргона учащихся прошлых лет, и для сегодняшнего нашего урока я попросила сделать красочно оформленные заготовки на листах. Сегодня мы должны составить несколько узконаправленный словарь лексики, которая используется при работе на компьютере.
Составляем словарь. Учащиеся вписывают в подготовленные дома листы слова компьютерной лексики. Затем все листы собираются в файловую папку, и оформляется альбом “Словарь компьютерной лексики”.
Слово преподавателя.
- Сегодня мы с вами начинаем знакомство с “Книгой о воспитании” Каюма Насыйри.
Откройте, пожалуйста, файловую папку на странице с биографией К.Насыйри. (Читаем). (Приложение 2)
- Действительно Великий учёный и просветитель 19 века Каюм Насыйри считал, что воспитание это не только забота о кормлении и росте, но и забота о его нравственном совершенствовании, привитие благородных манер, обучение наукам и развитие понятий приличия. Так он говорит в первом наставлении своей “ Книги о воспитании” следующее:
Наставление первое.
Один мудрец так поучал детей: “О милые дети, послушайтесь моего совета – учитесь ремеслу. Имущество и деньги так ненадёжны на этом свете. Золото и серебро – лишь опасность для путника: а у живущего дома их могут отнять грабители и огонь. Ремесло же неиссякаемо, как источник. Умелец не познает невзгод, даже если лишится всех богатств своих.
Верьте, дети мои, это не пустые разговоры. Постигайте же ремёсла учитесь приличиям ”.
А что же является приличным для профессионала в плане речи: говорить на жаргоне или знать профессиональную терминологию?
(Профессиональную терминологию) Конечно, деловая речь специалиста в области компьютеров, подкреплённая профессиональной лексикой, выгодно отличает образованного человека. Давайте вспомним, какие качества присущи речи образованного человека:
- Правильность.
- Точность.
- Логичность.
- Чистота.
- Выразительность.
- Богатство.
- Уместность.
Преподаватель на магнитной доске из отдельных деталей собирает, по мере называния качеств речи, костюм делового человека. (Рисунок 1)
Вот и готов классический костюм специалиста, как в плане речи, так и в плане костюма. По-моему выглядит прилично. А как вы считаете?
V. Д/З: уметь отвечать на вопросы по конспекту.
Выставление оценок.
Урок окончен. Досвидания!