Цели:
образовательные:
1) знания – изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;
2) умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
3) выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
4) повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;
развивающие:
– развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей;
воспитательные:
– формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
1. Компьютер, PC CD-ROM “Уроки русского языка Кирилла и Мефедоя 7 класс”.
2. Мультимедийная установка.
3. Таблицы.
4. Карточки – таблицы.
5. Тесты.
План урока:
- Организационный момент.
- “Наречия о музыке”.
- Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.
- Повторение.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный моментУченики |
Учитель |
Дежурный ученик сдает рапорт о готовности класса к уроку. |
Учитель работает с журналом, отмечая отсутствующих. |
II. Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы продолжим изучение удивительной части речи – наречия. Начнем с творческой разминки “Наречия о музыке”
1. Звучит музыкальный фрагмент – 1-2 минуты.
Учитель тихонько говорит:
– И забываю мир – и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем,
и пробуждается поэзия во мне…
2. Написание учащимися мини-сочинения – 2-3 минуты.
3. 2-3 ученика читают мини-сочинения, анализируют работы и выставляют оценки сами учащиеся (отмечаются положительная динамика в работах, удачное употребление наречий).
Вопрос учителя:
– Вы видите, что работы ваших товарищей становятся с каждым днем все интереснее, ярче, выразительнее. Какие слова классиков уместно вспомнить, прослушав мини-сочинения?
1-2 ученика приводят высказывания Гоголя Н.В.:
“Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”;
Паустовского К.Г.:
“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, шум и тень садов, неясность сна”.
Ответы оцениваются учащимися (фактические ошибки, выразительность, эмоциональность)
Делается вывод о роли наречий в русском языке:
Наречия обогащают нашу речь, создают образность, точность, яркость, “подсвечивают” и “живописуют” глаголы.
III.Создание проблемной ситуации с затруднением, в основе которой лежит одно единственное противоречие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, так как учащиеся не имеют сведений для выполнения нового задания. Используется мотивирующий прием “яркого пятна” – инсценировка помощи домовенку Кузе.
– Стук в дверь.
Учитель спрашивает:
– Кто бы это мог быть?
Открывается дверь, заходит Кузя.
– Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, “пахнет знаниями”!
Отличница Настя восклицает:
– Да это же домовенок Кузя, который помогал нам при изучении тем “Причастие” и “Деепричастие”!
– Есть ли у вас отличники?
Настя:
– Конечно есть. Я отличница!
Кузя:
– У меня к тебе серьёзное дело.
Настя улыбнулась:
– У тебя все дела серьёзные, рассказывай.
Кузя:
– Понимаешь, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотри, как бы ошибок не было. Все-таки документ, – важно говорит Кузя.
На экране появляется заявление Кузи.
Заявление.
Заявляю, что как только ноч заполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.
Домовой Кузьма.
Настя:
– Ты откуда про домофон узнал?
Кузя:
– Это мне домовой из двенадцатой школы рассказал.
Ну, так как, ошибок много?
– Предостаточно! – сказала Настя строго. – Чему тебя только в школе учили? Давай разбираться. Смотри: ночь и молодежь – это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком.
– Ага, понял. Врач и лужа – тоже существительные, значит, я правильно написал.
– А вот и неправильно, – возмутилась отличница. – Эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце.
– Это легко запомнить, так любила поговаривать одна моя знакомая столетняя кикимора.
– Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь.
Учащиеся в это время распределяют слова, в которых Настя нашла ошибки, в соответствующие графы таблицы и делают исправления цветным фломастером в тексте заявления, которое находится у каждого на парте.
IV. ПовторениеЧасть речи |
Ь пишется |
Ь не пишется |
Существительное |
||
Прилагательное |
||
Глагол |
||
Наречие |
Учащимися делается вывод об употреблении мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах.
Учитель: |
Отличница Настя: |
– Итак, что же получается? Мы не можем помочь Кузе? |
– Полностью не можем |
– Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) |
– Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий |
“МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ”
Новый материал изучается по программе КМ “Русский язык 7 класс” (урок 24)
В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, надо выучить любое из двух правил по вашему выбору.
Правило первое: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
Правило второе: на конце наречий мягкий знак после букв Ш и Ч пишется, а после буквы Ж не пишется, кроме одного слова– исключения НАСТЕЖЬ.
Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен мягкий знак на конце слова ПРОЧ_.
Рассуждая по первому правилу, мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений, и если нет – поставить мягкий знак. Слово ПРОЧЬ – не исключение, следовательно, пишется с мягким знаком.
Образец рассуждения по первому правилу
Рассуждая по второму правилу, мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буква Ш или Ч, то мягкий знак нужен; если это буква Ж (кроме слова НАСТЕЖЬ), то не нужен. В нашем слове на конце буква Ч, значит, слово ПРОЧЬ пишется с мягким знаком.
Образец рассуждения по второму правилу
Оба правила приводят к одному и тому же результату. Мы советуем вам выбрать то правило, которое использовано в вашем школьном учебнике.
Работа с учебником – читается материал параграфа 44, дается 2 минуты для заучивания наизусть, организуется парная работа по проверке нового материала
Правило проверяется у двух учащихся, ответы оценивают сами учащиеся.
Слово учителя:
– Правило о правописании мягкого знака на конце наречий занимает особое место в системе нашей орфографии.
Во-первых, потому, что после шипящих на конце наречий мягкий знак пишется традиционно, не имея поддержки в фактах современного языка.
Во-вторых, потому, что рассматриваемое правило охватывает всего несколько слов, которые нетрудно перечислить (на доске магнитами прикрепляются слова на карточках)
Навзничь
Настежь
Наотмашь
Вскачь
Сплошь
Данные слова всегда являются типичными наречиями, поясняющими глаголы и отвечающими на вопрос КАК?.
Наречие НЕВМОЧЬ приближается к категории состояния и является частью устойчивого сочетания – ему стало невмочь – следовательно, отдельно на вопрос не отвечает. Слово ПРОЧЬ часто употребляется не в качестве наречия, а в роли предложного сочетания, требующего вместе с предлогом ОТ родительного падежа. Что касается слова ЛИШЬ, то оно вообще не бывает никогда наречием, а только союзом или частицей.
Работа с толковым словарем по значению наречий (можно использовать электронный словарь энциклопедии КМ)
Учитель:
Правила написания мягкого знака на конце наречий после шипящих достаточно просты и очень быстро запоминаются, если использовать.
1. считалочку:
Навзничь, Настежь, Сплошь, Невмочь,
Вскачь, Наотмашь, Лишь и Прочь.
(Считалочка повторяется вслух вместе с детьми)
2. Алгоритм рассуждения по применению правила:
а) определить, какая это часть речи
б) если наречие, найти шипящую и посмотреть,
входит ли в состав исключений
в) если нет, пиши мягкий знак.
Учитель:
– Для автоматического применения правила на письме нужно потренироваться.
Выполнение тестовых заданий в приложении КМ “Русский язык 7 класс” – 2-3 учащимися (приложение №1)
Остальным учащимся предлагается выполнить тест для закрепления материала заранее подготовленный учителем. (приложение №2)
Выводы:
- Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется в существительных третьего склонения, глаголах, наречиях (кроме – уж, замуж, невтерпеж)
- Мягкий знак не пишется в кратких прилагательных и существительных первого и второго склонения
А еще мы помогли домовенку Кузе исправить ошибки в заявлении. Давайте завершим правку заявления Кузи. На экране появляется заявление, в котором отличница Настя исправляет ошибки в наречиях. Учащиеся проделывают эту работу в заявлениях, лежащих на партах.
Кузя:
-Большое спасибо, ребята. Теперь можно отправить заявление по почте. Так солиднее будет.
VII.Домашнее задание: параграф 44, написать мини-сочинение о Винни-Пухе (создателю которого, Алану Александру Милну – английскому писателю, завтра, 18 января, исполняется 125 лет со дня рождения.). Использовать изученные наречия.
Список использованных источников.
- Текучева, И.В.; Тесты по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык. 7 класс” (М.: Просвещение): 7-й кл.: учеб.-метод.пособие/И.В.Текучева – 2-е изд. – М. : Экзамен, 2006 – 127,[1] c. – Учебно-методический комплекс.
- PC CD-ROM “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс”, ООО “Кирилл и Мефодий”, www. KM.ru