Урок-обобщение "Путешествие в страну Фонетика"

Разделы: Русский язык


Тема урока: Путешествие в страну Фонетика. (2 часа)

Форма урока: Повторительно-обобщающий.

Класс: 5

Цели урока:

  • Систематизировать знания о фонетике.
  • Закрепить навыки различения звукового значения букв в разных фонетических позициях.
  • Вспомнить предмет изучения графики и каллиграфии, познакомить с историей алфавита.
  • Продолжить знакомство с предметом изучения орфоэпии, с основными произносительными нормами и их отражением в орфоэпических словарях; формировать навык правильного произношения слов.

Оборудование:

  • Выставка книг “Словари, словари, словари…”.
  • Индивидуальное лингафонное оборудование.
  • Магнитная доска, касса звуков.
  • Репродукции картин.
  • Музыкальный центр, аудио кассеты.
  • Мультимедийное устройство.
  • Компьютер.

ХОД УРОКА

I. Проверка творческого домашнего задания

Инсценирование грамматической сказки “Всегда вместе”.

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак…
Кашлянули:
– Кх!
Чихнули:
– Пчх!
Хмыкнули:
– Хм…
Зачем-то позвали кошку:
– Кс, кс, кс!
И заскучали…
Вдруг:
– Тсс!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает.… Прислушались.
– А-а-а! О-о-о! – кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
– Уа! Уа!
Аукали:
– Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
– Бдм всгд вмст!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
– У-е-е-а-е-е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
– Будем всегда вместе!
И с тех пор никогда больше не разлучались.
Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все равно мирятся.

II. Слово учителя

1. Проецирование на экран репродукций картин: И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”, А.А.Пластова “Летом”, С.В.Герасимова “Лёд прошёл”, И.И.Шишкина “Рожь”.

– Ребята, вы видите произведения великих художников-пейзажистов. Нравятся вам картины? Какие чувства они у вас вызывают? Чувствуете ли вы дыхание природы, веяние ласкового летнего ветерка, запах спелых ягод?

– Как нам услышать раскаты грома, ливневый дождь, шепот листьев, плеск озёрной воды?

– Верно, для полного понимания того, что нас окружает, не хватает звуков, звукового оформления. (Учащиеся работают с лингафонным оборудованием, прослушивают аудио запись “Наедине с природой”.)

– Тысячи разных звуков окружают человека: шуршание травы, журчание ручья, скрип снега, шум дождя, пение птиц… Утром мы слышим голоса мамы, папы, бабушки…, слышим звон будильника, мирное мяуканье пушистого котенка. Выходим из дома и слышим приветливые слова соседей: “Доброе утро!”, “Здравствуйте!”.

III. Путешествие в страну “Фонетика”

Станция “Теоретическая”.

Проводится по правилам игры “Брейн-ринг”.

– Что изучает фонетика?
– Какие звуки образуются только с помощью голоса?
– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков?
– Какой звук всегда мягкий, звонкий?
– Что значит сделать фонетический разбор слова?
– В каких междометиях надо переставить звуки, чтобы они перестали жаловаться? (ах-ох)
– С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С п – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою. (Карта – парта)
– В каком слове достаточно заменить один звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу? (орел – осел)
– С тех пор, как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во-вторых, быстрее.
– Как называется искусство красивого письма? (Каллиграфия)

Данный вопрос может вызвать затруднение, поэтому проводится следующий вид работы “Проверь себя”. К разлинованной доске приглашаются 2 ученика (остальные работают в тетради) пишут буквы А а, В в, Д д, Н н, Р р и соединения букв вл, ув, ум, ор, мл, он, ов, бр. Проверка проводится по спроецированной на доску наглядности.

Подведение итогов.

Станция “Хочу все знать”

В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие. Два ученых монаха – Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Создали первый славянский алфавит в IX веке нашей эры, а пользоваться стали лишь в X–XI вв.
Около десятка букв из первой славянской азбуки не дошли до нашего времени, исчезли из нее ( ижица, фита, омега, ять, пси, кси, зело, ер)
Реформа русской азбуки была проведена Петром I. Он ввёл в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но еще не была “законной”. Это буква “Э”.
Самая молодая буква в русском алфавите – буква “Ё”. У нее есть “день рождения”. В 2007 году ей исполнилось 210 лет. Известен ее создатель– писатель Н.М.Карамзин.
Первый печатный станок на Руси был создан в XVI веке замечательным русским мастером Иваном Федоровым.

Станция “Практическая”

1. Учащимся предлагается решить задачу-кластер.

2. Выполнение тестовых заданий по вариантам.

1 вариант

1. Выберите группу слов, в каждом из которых есть мягкие согласные звуки:

а) чаща, шина, яма, точка, дело, тень;
б) яма, точка, дело, тень, чаща, грач;
в) дело, тень, точка, шина;
г) дело, тень, чаща, шина.

2.Определите, сколько букв и звуков в слове съёмка:

а) 5 б., 5 зв.;
б) 5 б., 6 зв.;
в) 6 б., 5 зв.;
г) 6 б., 6 зв.;

3. Выберите группу слов, которые правильно разделены для переноса:

а) мед-веж-ья, объ-яв-лять;
б) мед-ве-жья, объ-яв-ля-ть;
в) мед-ве-жья, объ-яв-лять.

4. Найдите слова, в которых буквы я, ю, ё, е обозначают два звука:

а) каюта;
б) ясный;
в) вьюга;
г) сяду;
д) клюв;
е) боец;
ж) мера;
з) лён.

2 вариант

1. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

а) лодка;
б) дом;
в) друг;
г) глотка;
д) что;
е) цыган;
ж) шутка;
з) случай.

2. Укажите, какие буквы названы верно:

а) б – бэ;
б) в – вэ;
в) г – гэ;
г) к – кэ; 
д) л – лэ
е) м – мэ;
ж) н – нэ;
з) п – пэ;
и) р – рэ;
к) х – хэ.

3. Выберите группу слов, в каждом из которых есть только твердые согласные:

а) жир, весь, каша, щель;
б) жир, каша, цирк, шар;
в) жир, каша, шар, щель;
г) каша, шар, щель, весь, жир.

4. Определите, сколько букв и звуков в слове съесть:

а) 4 б., 4 зв.;
б) 6 б., 6 зв.;
в) 6 б., 5 зв.;
г) 6 б., 6 зв.

3. Работа на магнитной доске.

– Расселите звуки по этажам.

– По какому принципу вы расселили звуки по разным этажам?

4. Игра “Фонетическая цепочка”.

Играет весь класс. Ведущий бросает мяч ученику, одновременно произнося слово, например, “мороз”. Ученик передает мяч следующему, произнося слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова

Станция “Орфоэпическая”

– Ребята, эта станция приготовила нам много сюрпризов. Здесь господствует загадочная фея Орфоэпия (выходит фея с волшебной палочкой).

– Здравствуйте! Мне, ребята, приятно, что вы добрались до волшебной станции “Орфоэпическая”. Вы хотите выучить правила хорошего произношения? Вы уже знакомы с некоторыми из них? Это мы с вами и проверим. И не только это…
У меня много правил литературного произношения, но сегодня мы остановимся на самых важных, на самых интересных

1 урок “Произносите правильно гласные звуки”.

Памятка 1

Пиши

объем
вода
смола

плоды

Говори

[а] бъем
в [а] да
см [а] ла
пл [а] ды

2 урок “Произносите правильно согласные звуки”

Памятка 2

Пиши

дуб
плов
слог
кровь

Говори

ду [п]
пло[ф]
сло [к]
кро [ф’]

урок “Внимание! Частные правила произношения!”

Памятка 3

Пиши

яичница
конечно
скучно
нарочно

Говори

яи [шн] ица
коне [шн] о
ску [шн] о
наро [шн] о

Памятка 4

Пиши

осеннего
золотого
доброго
кого

Говори

осеннее[в] о
золото [в] о
добро [в] о
ко[в]о

4 урок “Паспорт слова”

Иногда об ударении говорят, что это “паспорт” слова. Действительно, с помощью ударения можно даже различить слова, состоящие из одинаковых звуков и т.д.

Орфоэпический диктант с последующей самопроверкой.

На доске написаны слова.

Алфавит, звонит, агентство, обеспечение, метафора, баловать, километр, свекла, столяр, хозяева, щавель, ржаветь, торты, красивее.

– Говорите правильно! Помните, что ваша речь – это ваша “самохарактеристика”. Соблюдение орфоэпических норм является своеобразным паспортом вашей речевой культуры. Этот “паспорт” мы предъявляем особенно часто: ведь в жизни мы пишем меньше, чем говорим.
До свидания, ребята! До новых встреч!

Станция “Орфографическая”

Интерактивный диктант

То, то заглядывать (в) сл_варь полез _но, знают все.(В) сл_варях об_ясняют_ся и пр_стые , и очень мудрые сл_ва. Загл_нув (в) сл_варь “Юному книголюбу”, ты вряд ли (не) досмотриш_ его до конца. Здесь почти всякое об_яснение превращает_ся (в) любопытную историю. Будто чита_ш_ не сл_варь, а ска_ки, и (у) каждой ска_ки свой особый смысл, иногда з_гадоч _ный.

(По Г. Митину)

Наше путешествие закончилось, но прежде чем расстаться, предлагаем заглянуть на выставку “Словари, словари, словари…”, чтобы вспомнить о книгах- путеводителях в изучении фонетики, правил произношения и правописания.
Словари – это действительно интересные книги. Французский писатель А. Франс говорил: “Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке!”.
Познавайте эту Вселенную, дерзайте, стремитесь к доброму, красивому Слову!

Домашнее задание: составить кроссворды по теме.

Список использованной литературы

  1. И.И.Постникова, И.М.Подгаецкая. Фонетика – это интересно. М., Просвещение 1992.
  2. А.Б.Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 5 класс. М., Сфера 2006.
  3. Я познаю мир: детская энциклопедия: Русский язык. М., АСТ-ЛТД 1997.
  4. Русский язык в школе и дома №1 2005.