Задачи урока.
1) Формирование грамматических умений и осознанного способа решения орфографической задачи в личных окончаниях глагола.
2) Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения.
3) Развитие речи учащихся (правила речевого поведения).
Ход урока
I. Речевая разминка.
(Дети произносят скороговорку. Дарья дарит дыни Дине.)
II. Введение в тему урока, постановка учебных задач.
Учитель: Посмотрите, как эту скороговорку записал Незнайка.
_е_
и
Дарья дар . т дыни Дине.
Какие орфографические задачи сумел решить Незнайка , а с какой задачей пока не справился?
Почему возникла такая задача? (Окончание глагола безударное).
Поможем Незнайке научиться решать такие орфографические задачи.
III. Работа по теме.
1. Работа в парах. (Дети получают карточки с текстом, в котором пропущены слова.)
(Глагол может быть _____ или _____ спряжения. В окончаниях разных спряжений – разные буквы гласных. Они известны.
Значит, чтобы правильно выбрать букву, нужно прежде всего_____________________________________________________________, к которому относится глагол.).
Проверка.
2. Наш Незнайка забыл, как определить спряжение глагола.
(Для глаголов с ударным окончанием - спряжение опеределяем по окончанию. Для глаголов с безударными окончаниями – спряжение определяется по неопределенной форме.).
Напомните ,пожалуйста, как по неопределенной форме глагола определить его спряжение.
(Неопр.ф. на –ить или нет?
На ить 11 спряжения |
не на - ить 1 спряжения). |
Можете еще что-нибудь добавить ? (Есть еще глаголы- исключения).
3. Работа в парах. (Задания записаны на карточках).
Согласны ли вы с рассуждениями ученика?
Карточка № 2. | Карточка № 3. |
________________________ | ___________________________ |
Елена уступа . т место. | Елена уступ . т место. |
Неопр.ф. – уступить | Неопр. Ф. - уступать |
На – ить, не исключение, | На - ать, не исключение, |
11 спр..3-е л.,ед.ч. | 1 спр., 3-е л.,ед.ч. |
. | |
- ит уступаИт | - ет уступЕт |
(Дети заметили, что в рассуждениях ученика есть ошибки. Они возникли из-за того, что ученик ошибся в образовании неопределенной формы. )
Учитель предлагает детям заполнить таблицу и объяснить свой способ действий.
1. Ставлю вопрос к форме глагола и узнаю, есть в вопросе приставка -С или нет.
2. Задаю вопрос неопр.формы с приставкой -С или без нее.
3. Называю неопр. форму нужного глагола.
Глагол Неопр.форма На – ить? Искл.? Спр. Оконч. (она) уступа . т уступать нет нет 1 Ет (она)уступ . т уступить да нет 11 Ит
4. “Найди и исправь все ошибки”.
На доске записаны слова: колят, любят, колышат, гонют, строят, дышут, ищут.
Сколько ошибок исправили ? (Слова записывали в таблице).
Запиши эти глаголы в форме 2-го лица ед.числа.
Глагол Неопр.форма На -ить? Искл. ? Спр. Окончан. кол . т колоть нет нет 1 Ют колыш . т колыхать нет нет 1 Ут гон . т гнать нет да 11 Ят дыш . т дышать нет да 11 Ат колЕшь колышЕшь гонИшь дышИшь
5. Вернемся к нашей скороговорке.
Кто готов помочь Незнайке?
(Дети записывают предложение в тетрадь, объясняют выбор гласной буквы в безударном окончании глагола.)
Дети, а за что можно похвалить Незнайку?
(Сумел решить орфографические задачи в других словах этого предложения.
Отметил “ошибкоопасное” место в глаголе.).
6. Какие еще задания можете предложить к записанной скороговорке?
(Данное предложение разобрать по членам предложения и по частям речи). _ Это и будет вашим домашним заданием.
7. Игра “Собери пословицу”.
На доске записаны части пословиц.
Слово не воробей, | до сердца доход . т. |
/ | |
Слова с языка | вылет . т, не пойма . шь. |
Сердечное слово | не удерж . шь. |
(Дети составляют и записывают пословицы в тетрадь, решают орфографические задачи.).
Слово не воробей, вылетИт – не поймаЕшь.
Слова с языка не удержИшь.
Сердечное слово до сердца доходИт.
Какие правила речевого поведения выражают эти пословицы?
IV. Подведение итогов урока.
1. Довольны ли вы своей работой на уроке?
2. Чью работу на уроке вы можете похвалить?
3. Какой этап урока показался вам наиболее интересным? Трудным?
4. Как вы посоветуете действовать любому ученику, чтобы не допускать ошибок в личных окончаниях глаголов?
Примечание. В разработке урока использованы материалы nетеради-задачника “К тайнам нашего языка” ( авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко).