Цели урока:
- образовательные: повторить общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий, уметь различать отглагольные прилагательные и причастия, повторить правописание -н-, -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных, правописание гласных в суффиксах причастий, находить предложения с причастным оборотом и выделять его запятыми, уместно и правильно использовать причастия в своей речи;
- развивающие: учить сравнивать, обобщать и делать выводы, находить общие признаки и различия, развивать потребность в поисковой и исследовательской деятельности, стремление к самоактуализации через различные виды творчества;
- воспитывающие: уметь вступить в контакт друг с другом, выразить мысль, высказать согласие или несогласие, похвалу (одобрение), уметь слушать и следовать указаниям.
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие учителя.
II. Постановка учебной задачи:
1) прослушивание частушек, сочинённых ученицей:
Вы, ребята, не сердитесь
И послушать согласитесь.
Я частушки вам спою
На тему актуальнуюЯ учу русский язык.
Ох, и трудно учится!
Как причастия пойдут,
Долго будешь мучиться!А причастный оборот
Много времени займёт.
Ни гулять, ни играть,
А будешь правила читать!Я с причастием дружу,
В предложение ввожу.
Речь от этого моя
Словно трели соловья!Иногда с причастием
НЕ отдельно пишется.
Нужно правило то знать,
Чтоб ошибок не допускать.Я частушки вам пропела,
Поиграть с вами хотела.
А теперь уж так и быть:
Пойду ПРИЧАСТИЯ УЧИТЬ!
2) Формулировка целей урока учащимися исходя из темы урока и творческой работы школьницы.
III. Деятельностное содержание урока.
1) Интеллектуальная разминка:
а) как называется раздел науки о языке, в котором изучаются причастия?
б) причастия, обозначающие признак, который создаётся действием самого предмета, называются…
в) в правописании какой морфемы причастия ученики чаще всего ошибаются?
г) если нарушен порядок слов в причастном обороте, на какую ошибку укажет вам учитель?
д) найди лишнее в ряду слов: написан, труден, умён
(Предполагаемые ответы: морфология, действительные, суффикс, грамматическая ошибка, написан)
2) Самооценка интеллектуальной разминки, аргументация.
3) “Угадывание” и формулировка заданий учащимися.
Человек думающий всегда интересен
(Предполагаемые ответы: повторение общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков.)
4) Нахождение причастий в речи, аргументация своей точки зрения:
а) С каждым днём чтение закладывает в тебя невидимую частичку разума.
б) Человек, знающий цель своей жизни, сможет отличить нужное и правильное от недостойного.
в) Людей, живущих на свете, можно понять…
Загадки
а) Беленькая морковка, растущая зимой (сосулька)
б) Растущее, дышащее, но ходить не может (растение)
в) Красна снаружи, бела внутри, с зеленеющим хохолком на голове (редиска)
5) Исследовательская деятельность: анализ, сравнение, нахождение общего и различного, формулировка вывода.
а) Все сдела(н,нн)ые человеком добрые дела никогда не будут лишними
б) Причастия, существу…щие в русском языке, очень коварны.
6) Повторение правописания страдательных причастий и отглагольных прилагательных: масленый блин, названый брат, черканная-перечёрканная рукопись, смышлёный человек, стреляный воробей, нескошенный луг, пленённый рыцарь.
7) Поисковая, исследовательская деятельность: соединить половинку ММ (мудрые мысли) в левой части с половинкой в правой части, исследовать причастия с точки зрения орфографии.
IV. Итоги урока
V.Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру на тему: “Почему нужно изучать причастие?”
PS. В качестве дидактического материала использованы творческие работы учащихся 7 класса: Амосовой Анетты, Мясниковой Ирины, Телелюевой Светланы, Серебрякова Дмитрия, Анфиловой Лилии, Парамонова Алексея, Приблудовой Ольги, Тяркина Тараса.