Урок русского языка для учащихся 5-х классов по теме: "Напиши мне письмо"

Разделы: Русский язык


Тема: Напиши мне письмо.

Цель: ознакомить учащихся с правилами написания письма, с формулами речевого этикета, используемыми в письмах.

Ход урока:

Ребята, сегодня мы с вами будем учиться писать письма. Возможно, кто-то из вас удивится: что мы писем не писали?! Согласна, писали все. Но все ли знают, что написание письма подчиняется определенным правилам, которые пришли к нам из глубокой древности.

Вначале я приглашаю всех совершить заочную экскурсию в прошлое. Помогут нам в этом ответы, которые (я думаю) вы нашли, отвечая на вопросы викторины.

[Зачитываются вопросы и одновременно заполняется кроссворд на доске].

Вопросы викторины

1.Что было символом российской почты в XIX веке? Этот символ изображается на почтовом флаге. /Рожок/

2.Где в России появился первый почтовый ящик? /Санкт-Петербург/

3.Первый почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке, это был каменный ящик. Назовите место нахождения этого каменного ящика. /Мыс Доброй Надежды/

4.Как в России назывались первые почтовые станции? /Ямы. Отсюда и слово “ямщик”/

5.Кем был придуман почтовый конверт? /Англичанин Бревер/

6.Знак оплаты почтовых или гербовых сборов, обычно в виде четырехугольной наклейки. /Марка/

7.Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. /Письмо/

8.Человек, отправляющий письмо. /Адресант/

9.Два главных слова, без которых не обойдется ни одно письмо. /Здравствуйте, до свидания/

Кроссворд

- Ребята, а зачем нужны письма?

(Сообщить о чем-то, узнать что-либо; поделиться радостью с тем, кто находится далеко и т.д.

- Сейчас я вам прочитаю три письма из личного архива одной девочки по имени Алена. Она летом отдыхала на море и познакомилась с Тамарой. Вот Тамара и является автором этих писем.

Письмо первое.

“Здравствуй, Алена. С приветом к тебе Тамара. Алена, какая у вас погода? У нас погода хорошая, но льют дожди. Алена, я посылаю тебе фантики. Ну, больше писать нечего.

До свидания. Жду ответа”.

Письмо второе.

“Здравствуй Алена! Письмо твое я получила. У нас погода хорошая. У меня день рождения 20 января. Исполнится 11 лет. Ну, я закончила первую четверть плохо: имею одну “тройку”, а ты? Ну, больше писать нечего.

До свидания”.

Письмо третье.

“Здравствуй, дорогая подруга Алена. Пишет тебе Тамара. Как ты там живешь? Я живу хорошо. Как ты учишься? Извини, что плохо пишу – тороплюсь.

До свидания”.

Через год девочки снова отдыхали на море, встречались, говорили, проходя мимо “привет”, а желания общаться не возникло.

Что вы, ребята, можете сказать об авторе этих писем? (Ее автор – посредственный человек, “серенький”, неинтересный и т.д.) Письма эти Алена поместила в свое сочинение, когда учитель попросил написать о плохом человеке. Девочка изменила тему сочинения -“Расскажу о никаком человеке”.

Почему Тамару Алена называет “никаким человеком”? Хотелось бы вам получать подобные письма? Почему?

- В античных теориях письма подчеркнуты наиболее существенные его особенности. Так грамматик Артемон называл письмо “половиной диалога”, т.е. диалогом без собеседника. Надо было обладать особым мастерством, чтобы письмо получилось интересным, желанным для адресата. Вот почему в древности письмо называли “подарком”, а в библиотеках были книги, в которых рассказывалось о правилах написания писем.

В “Полном всеобщем письмовнике, или Подробном и ясном наставлении, как сочинять и писать всякого рода письма” отмечалось: “Пусть письмо не будет шутливым, если оно пишется лицу вышестоящему, грубым – если равному, надменным – если неученому, пусть не будет оно состоять из избитых выражений, если пишется самому близкому человеку, если же менее близкому, то пусть не будет недружелюбным. Предисловия и подписи должны быть сообразны со степенью близости и важности...”

  • Согласны ли вы с этим высказыванием?
  • Ребята, а как придать письму, которое все-таки по форме больше похоже на монолог, диалогичность? [После обсуждения записываем в тетрадь выражения, которые желательно использовать: обнимаю; целую; жму руку, а также вопросы, возвращающие к темам, уже ранее названным (Ты спрашиваешь, как я живу; ты интересуешься и т.д.)]
  • Отличается письмо своей особой композицией. Давайте все вместе попробуем вспомнить композиционные части письма.

[Во время беседы на доске составляется схема]

Схема

- Адресованность письма конкретному лицу предполагает, что адресат так или иначе знаком с адресантом.

Что вы можете сказать об авторе данного письма? “Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь”. [Он не знаком с девочкой.]

- Какие обращения употребляете вы, когда пишите письмо?

[Это зависит от того, кто является адресатом:

к маме – дорогая моя; милая моя мамуля
к подруге – привет, ...
к учителю – уважаемый, Антон Иванович.]

- Сейчас каждая группа получит карточку с текстом письма. Вам необходимо будет найти ошибки.

Карточка № 1. Многоуважаемая Олечка!

Прошу тебя очень – отпечатай отчет в четырех экземплярах и как-нибудь зашли или завези ко мне сегодня же не позднее 7 часов вечера. /Из письма В.Маяковского к сестре./

Карточка № 2.

Привет, Константин Дмитриевич!

Вы обещали мне дать рассказ для сборника. Позвольте напомнить Вам Ваше любезное обещание, /из письма М.Горького/

- Ребята, а сможете ли вы на концовке письма восстановить зачин?

1. Обнимаю Вас мысленно и люблю Вас по-старому, хотя пишу редко. От Вас всегда жду писем с нетерпением. Ну, будьте здоровы и счастливы. Крепко жму руки.

Ваш преданный друг. Вадим.

2. Просим как можно скорее ответить на наше письмо. Заранее благодарим Вас за это одолжение.

С уважением, А.Доброхотова.

- В XVIII-XIX веке существовали письмовники, которых можно было найти рекомендации по составлению писем самого разного характера. А разновидностей писем было очень много. [На экране появляется таблица]

Таблица

- Сегодня существует следующая классификация:

Рисунок

Ребята, мы с вами в пятом классе будем учиться писать частные неофициальные письма. Дошедшие до нас античные эпистолярные теории свидетельствуют о том, что в то время составление писем подчинялось четким стилистическим нормам, разработанным риторикой. Эти нормы сохранились в современном эпистолярном жанре.

Для частных неофициальных писем характерна меньшая строгость оформления текста письма:

  • дата может располагаться в верхней части письма справа, или в нижней части слева, или
    справа под подписью;
  • обращения и приветствия пишутся в центре строки с восклицательным знаком;
  • культура письма требует членения текста на абзацы;
  • прощание располагается с красной строки;
  • подпись находится обычно в правой стороне листа;
  • если есть Р.S., то он располагается ниже подписи с красной строки.

Культура письма предъявляет и эстетические требования к написанному тексту: письмо должно быть аккуратно написано.

[Данная запись помещена на экране], а учащиеся в тетрадь делают следующую запись:

Схемы расположения текста письма

I.

_________________________________________________________________________________________________

(дата, место)

(приветствие, обращение)!

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

(прощание; выражения, сопровождающие прощание)

(подпись)

P.S…………………………………………………………………………………………………………………………....

_____________________________________________________________________________________________________

II.

_____________________________________________________________________________________________________

(обращение)!

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

(прощание)
(подпись)
(дата)

_____________________________________________________________________________________________________

III.

_____________________________________________________________________________________________________

(обращение, приветствие)!

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

(выражения, сопровождающие прощание)
(подпись)
(дата, место)

_____________________________________________________________________________________________________

IV.

_____________________________________________________________________________________________________

(обращение, приветствие), ……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

(подпись)
(дата)

_____________________________________________________________________________________________________

- Вот и настало время попробовать себя в написании письма. Перед тем, как вы начнете работу, я хотела бы узнать, о чем нельзя писать в письмах? (о болезнях, деньгах, об обидах и т.п.)

Каждой группе дается алгоритм написания письма и тема.

Например, написать письмо сказочным героям, пригласить их в гости в гимназию и сделать это так, чтобы сказочным героям трудно было бы отказаться.

1.

Здравствуй, дорогой кот Матроскин!

Пишут тебе ребята из гимназии №25 города Ревды. Вчера мы посмотрели мультик “Простоквашино” и подумали, а почему бы нам ни пригласить тебя в гости. Уверены, что ты не пожалеешь. Тебе у нас понравится. Пока мы будем учиться, ты можешь лежать на диване. На переменке тебе обязательно кто-нибудь принесет котлетку или вкусный пирожок. А если заскучаешь – можешь посидеть с нами на уроке.

Вера Васильевна научит тебя писать письма, а Надежда Федоровна на биологии расскажет о рациональном питании. Приезжай! Не пожалеешь.

До свидания.
Твои обожатели
10 апреля 2006г.

2.

Госпожа Снежная Королева!

Получили от Вас письмо, но, вероятно, огорчим Вас. Пригласить в гости не можем, не потому что не гостеприимны, а потому, что Вам может не понравиться. Коридоры у нас светлые, как у Вас во Дворце, но у нас очень тепло. Вы это не любите. А еще у нас на стенах, подоконниках и даже на полу цветы.

Извините.

Ученики гимназии №25.

По окончании обсуждаем письма.