Основные задачи:
- Обобщить изученное по теме.
- Проверить сформированность навыка постановки запятой в СПП.
- Формировать навык уместно и правильно употреблять их в речи.
- Формировать умение работы с тестами (т.к. это способ проверки знаний, положенный в основу ЕГЭ)
Оборудование: схемы синтаксических моделей СПП, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы по РР в микрогруппах.
Ход урока
I. Начало урока. Сообщение задач урока.
II. Проверка домашнего задания:
1) Какие вопросы возникли при выполнении упражнения?
2) Составить схемы 7 го и 8 го предложений из упражнения 156.
III. Повторение.
1. Лексическая разминка (для ответа назначается один ученик с каждого ряда).
1) – Как называется общее собрание какой-нибудь организации?
- Ассамблея.
2) – Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности?
- Ассоциация.
3) – Система взглядов, воззрений на природу и общество?
- Мировоззрение.
4) – То или иное понимание мира, действительности, система взглядов, идей?
- Миропонимание.
5) – Обязанность, круг деятельности, назначение, роль?
- Функция.
6) – Общение, передача информации в человеческом обществе?
- Коммуникация.
7) – Направление развития, склонность, стремление?
- Тенденция.
8) – Первенство во времени, в открытии, изобретении чего-либо, первенствующее значение чего-либо?
- Приоритет.
Задание учащимся: записать по памяти названные только что слова, кто больше запомнил?
2. Орфографический диктант ( с комментариями).
Ничем не интересовался, ни облачка не видно, ни с кем не поздоровавшись, вовсе не скучный, совсем не долгий, неторопливый шаг, не мог, не был, не знаю, негодующий из-за обиды, несчастье, неспроста, неиссякаемый источник, неоткуда взять, нерасторопен, ничего не отвечает, несмотря на недружелюбие, не увидев.
3. Вопросы для повторения.
- Дать определение СПП.
- На какие группы делятся все сложные предложения, а СПП?
- Чем отличаются СПП от ССП?
4. Индивидуальная работа.
Карточка № 14. СПП ИГРА- ЗАДАЧКА Даны союзные средства: где, как, чтобы, пока, что. Составьте с ними СПП или найдите в параграфе учебника. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными времени. СПП с придаточными места. СПП с придаточными образа действия. СПП с придаточными сравнения. СПП с придаточными уступительными. Задание взято из тетради для творческих работ “Русский язык в задачах и играх. 9 класс.” Н.Н.Соловьёвой за 2004 г.- М.: Материк-Альфа. |
IV. Работа с текстом (запись на доске)
Милосердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить.
Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.
Д.С.Лихачёв.
1). Расставить знаки препинания и объяснить орфограммы, прочитать выразительно.
2). Определить основную мысль текста.
3).Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.
V. Работа с тестами (по тексту Д.С.Лихачёва.)
1. Определить стиль и тип речи.
а) разговорный, повествование;
б) публицистический, рассуждение;
в) художественный, описание;
г) научный, размышление.
2. Какая характеристика соответствует предложению: Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным.
а) простое с однородными членами; б) ССП; в) СПП; г) БСП.
3. Среди предложений 1,2,3,4 найдите предложение, которое соответствует схеме
[ … в том ], ( что…).
VI. Монологический лингвистический ответ по схеме-модулю о СПП с придаточными обстоятельственными места.
VII. Работа по развитию речи в микрогруппах.
“Если вы хотите понравиться людям…
Задание: составить памятку из 4 СПП, используя подчинительные союзы и союзные слова.
Советы Д.Карнеги: - чаще улыбайтесь; - искренне интересуйтесь жизнью других людей; - умейте выслушать до конца говорящего с вами; - говорите об интересующем вашего собеседника. |
ВАРИАНТ.
Если вы хотите понравиться людям, то чаще улыбайтесь.
Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди.
Умейте выслушать до конца того, с кем говорите.
Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
VIII. Проверка индивидуальной работы по карточкам.
IX. Итоги урока.
Выводы по уроку.
Оценки.
Д.З. повторить §.11-21; упр.194.
*Дополнительное задание: сохранив структуру предложений в тексте Д.С.Лихачёва о милосердии, создать собственное рассуждение на эту тему.