Особенности формирования языковых понятий у младших школьников. Методические рекомендации

Разделы: Русский язык, Начальная школа


В последние десятилетия существенно изменился подход к задачам, стоящим перед школой. Основная задача начальной школы – сформировать учебную деятельность младших школьников. Специфика учебной деятельности заключается во взаимодействии обучающегося с научными понятиями. Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли.

Языковое понятие – форма мысли или знания, обобщающая некоторые предметы, характеризующая их сущность, отличающая эти предметы от всех остальных.

Решая проблему формирования языковых понятий у учащихся начальных классов, следует помнить о том, что речь идёт не о заучивании словесного определения или формулировки правила, а о понятии как форме мысли и знания, так как только знание определения, даже подкреплённое нужными примерами, отнюдь не свидетельствует о сформированности понятия.

Получение определения – это лишь первый шаг на пути усвоения понятий. Следующий шаг – включение определения понятия в те действия учащихся, которые они выполняют с соответствующими объектами и с помощью которых строят в своей голове понятие об этих объектах. Следующий шаг – научить школьников ориентироваться на содержание определения при выполнении различных действий с объектами.

Таким образом, в качестве важнейших критериев сформированности понятия формулируются следующие:

1) осознанность существенных признаков содержания понятия;

2) умение ориентироваться именно на них при решении задач;

3) сформированность действий над понятиями (в частности, подведение под понятие);

4) освоенность отношений между изученными понятиями.

Учителю необходимо помнить о методических условиях, обеспечивающих усвоение понятия.

1. Обеспечение активной мыслительной деятельности учащихся.

Известно, что результативность усвоения знаний обусловлена методами обучения. Репродуктивный метод не даёт желаемых результатов, ориентирует на запоминание. Более эффективными являются поисковые методы.

2. Целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению.

3. Обеспечение осознания существенных и несущественных признаков понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира для определения понятия. Например, при знакомстве с существительными использовались только слова, обозначающие названия предметов, часть детей не отмечали существительные, обозначавшие явления природы, события и т.д.

4. Включение нового понятия в систему ранее изученных.

5.Раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории.

6. Наглядное изучение понятия. Специфика наглядных средств обусловлена тем, что объектом изучения являются слова, словосочетания, предложения и т.п. Следовательно, в качестве средств наглядности наряду с таблицами, схемами, предметами и их изображениями выступает сам языковой материал.

Приёмы формирования понятий

1. Приёмы работы с содержанием понятия:

– проверь, правильно ли указан признак понятия:

Приставка – это часть основы.

Глагол имеет спряжение.

Существительное отвечает на вопросы: какой? какая?

Имя существительное – часть речи.

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Имя существительное изменяется по родам.

из заданных признаков выбери необходимые и составь определение понятия: Подлежащее

  • член предложения
  • называет предмет, о котором говорится в предложении
  • отвечает на вопрос кто? что?
  • выражено существительным в И.п.
  • связано со сказуемым

вставь пропущенный признак

Предложение ….., выражает законченную мысль;

Слог – это часть слова, которая …

Точка – это знак препинания, который …

Прилагательное – это часть речи, которая обозначает …, изменяется по …, отвечает на вопросы …

среди определений выбери верные, исправь неверные:

Однокоренные слова – это …

1) слова, имеющие общую часть и сходны по смыслу;

2) слова, которые обозначают одно и то же и пишутся одинаково;

3) это родственные слова;

4) слова, которые близки по смыслу и имеют общий корень.

пришла весна радостное настроение

через реку сосед с соседкой

синицы и воробьи распахнуть настежь;

найди “лишний”, ответ обоснуй

тишина крик молчать безмолвие;

продолжи ряд, приведи свои примеры

мяч, меч, нож, кирпич.

3. Приёмы формирования объёма понятия:

– найди виды по заданному признаку:

– Исправь ошибки:

Имена прилагательные

М. р. –ый, -ий, ое

Ж.р. -ая, -ее

Ср.р. – ое, – ые

4. Приёмы формирования знаний об отношениях между понятиями:

подбери общее название:

Предлог, союз, окончание – это … (средства связи слов)

построй аналогию (закончи предложение)

Существительное – часть речи, подлежащее – …

изобрази понятия на чертеже

заполни пропуск так, чтобы получилось правильное высказывание:

Существительное – ……, по числам.

проверь правильность предложения, исправь ошибку:

Окончание служит для связи слов в предложении.

Существительное изменяется по родам.

Местоимение не изменяется по числам.

выбери верное выражение

а) число имени прилагательного надо определять по числу имени существительного, с которым оно связано;

б) число имени прилагательного надо определять по числу имени существительного, которое есть в предложении.

Тест. Уровень усвоения морфологических понятий

Цель исследования – выявить уровень усвоения морфологических понятий учащимися выпускных классов начальной школы.

Структура теста:

1) самостоятельные определения языковых понятий;

2) подведение под понятия: а) частей речи; б) грамматических признаков;

3) “логические примеры” (классификация);

4) установление отношений между понятиями:

а) допустимость совмещения грамматических признаков;

б) языковые отношения.

Обработка и анализ результатов.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, подсчитывается сумма баллов за все задания. В 1,3,4,5,6 заданиях по 10 возможных правильных ответов, во втором задании – 30. Для уравнивания результатов количество верных ответов во 2 задании следует разделить на 6. В 3,5, и 6 заданиях количество верных ответов разделить на 2. Максимальное количество баллов – 40 (100%).

Результаты интерпретируются следующим образом:

80 – 100 % – высокий уровень; 60 – 80% – средний уровень; 40 – 60% – низкий уровень;

менее 40% – очень низкий уровень.

Задание 1: записать определение понятия, не забыв ни одного важного признака.

Примеры: приставка, подлежащее, …

1. Существительное. 6. Одушевлённое существительное.
2. Склонение. 7. Глагол II спряжения.
3. Спряжение. 8. Глагол в неопределённой форме.
4. Местоимение. 9. Прилагательное среднего рода.
5. Существительное 1 склонения. 10. Глагол настоящего времени.

Дополнительный материал:

1. Начальная форма существительного.

2. Местоимение 1 лица.

Задание 2: заполни таблицу, определив необходимые грамматические признаки у заданных слов. Не забудь, что некоторые клетки могут остаться пустыми, если нельзя определить указанный признак.

Слова

Число

Род

Падеж

Склон.

Спряж.

Лицо

Время

Камыши

             

Умное

             

Тебе

             

Гулял

             

Свистеть

             

Весёлые

             

Ходить

             

Она

             

Весной

             

Интересного

             

Задание 3 (2б): проверь, правильно ли предложение. Если правильно, поставь “+”, если нет “-”.

Пример: 1. “Книга” – это существительное.

  1. “Гулять” – это не глагол.
  2. “Предлагать” – это глагол.

1. “Красота” – это прилагательное.

2. “Бездельничать” – это не глагол.

3. “Прелестный” – обозначает действие.

4. “Многоцветье” – это существительное.

5. “Гулял” – это не глагол.

6. “Мария” – это существительное.

7. “Спотыкаться” – неопределённая форма глагола.

8. “Чаепитие” – это глагол.

9. “Красочно” – прилагательное.

10. “Призрак” – обозначает предмет.

Задание 4: реши грамматические примеры, заполнив пустые квадраты.

Пример:

Задание 5. Игра “Бывает – не бывает”. Если то, что я назову, бывает (может быть), то пишите “+”, если не бывает “-”.

Пример:

1) глагол множественного числа прошедшего времени;

2) одушевлённое существительное женского рода;

3) одушевлённый глагол.

1. Существительное 3 склонения мужского рода.

2. Глагол 1 лица настоящего времени.

3. Существительное 1 склонения мужского рода.

4. Глаголы настоящего времени в именительном падеже.

5. Существительные 2 лица с нулевым окончанием.

6. Глагол настоящего времени в начальной форме.

7. Прилагательные женского рода множественного числа.

8. Прилагательное мужского рода в родительном падеже.

9. Глагол настоящего времени мужского рода.

10. Местоимение 1 лица мужского рода.

Задание 6: проверь, правильно ли предложение. Если правильно, то пиши “+”, если неправильно, то пиши “-”.

1. Прилагательные изменяются по падежам.

2. Существительные не спрягаются.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Существительные не изменяются по склонениям.

5. Глаголы склоняются.

6. Глаголы изменяются по временам.

7. Личные местоимения обозначают предмет.

8. Личные местоимения изменяются по числам.

9. Личные местоимения склоняются.

10. Существительные в числе и падеже зависят от прилагательных.

Литература

  1. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии / Под ред. Д.Н.Богоявленского. – М.: АПН РСФСР, 1958.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  4. Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 4 / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
  5. 5.Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. – Томск: Пеленг, 1992.
  6. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. Воронеж: Наука, 2000.
  7. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001.
  8. 8 Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Просвещение, 1981.
  9. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учено-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. заведений / Под ред. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  10. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 1997.
  11. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989.
  12. Пешковская В.Р. Развитие познавательных процессов учащихся начальной школы: Метод. рек. – СПб. ТОО Мигус, 2000.
  13. Реформатский А.А. Введение в языкознание / Под ред. В.А.Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2000.