Цели урока:
- Систематизировать знания учащихся о причастном обороте, полученные в 7-8 классах;
- Развивать навыки нахождения причастных оборотов в текстах разных стилей;
- Развивать навыки использования данной конструкции в речи;
- Обогащение языка школьников, развитие их воображения и творческой активности.
Оформление доски:
Цитаты:
- “Причастие – это смешанная часть речи”. А. М. Плешковский,
- “Причастие – это гибридная глагольно-прилагательная часть речи” В.В. Виноградов,
- “Причастие – это глагольная форма, сочетающая в себе признаки глагола с признаками прилагательного”. Словарь-справочник лингвистических терминов.
Таблица:
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
I.
Поиски определения причастия (термин для обозначения этой грамматической категории был введен основателями школы стоиков еще в III веке до нашей эры) продолжаются и сегодня. Эти разночтения вызваны весьма противоречивой природой причастия, имеющего отношения как к прилагательному, так и к глаголу. Отсюда и функция нашего урока непростая – исследовательская. Но предметом нашего исследования будет не столько причастие, сколько причастный оборот. Нам сегодня предстоит определить роль причастных оборотов в текстах разных стилей. (Цель написана на отрывном листе и крепится на доску под рубрикой “Хотим знать”)
( Класс делится на 4 группы, деление может происходить по цветовому индексу или по любому другому принципу).
II.
Вспомните, что вы знаете о причастном обороте. Обсудите в группах и запишите на отрывном листе.
(Ответы зачитываются и крепятся на доску под рубрикой “Знаем”)
III.
Обратите внимание на лист “Разделы лингвистики”
1. Отметьте, в каком разделе лингвистики можно изучать причастный оборот. Почему?
2. Что такое стилистика?
3. В текстах каких стилей, по вашим наблюдениям, чаще всего встречается причастный оборот?
4. Часто ли вы сами пользуетесь данной языковой конструкцией? (ответы отрицательные)
Совершенно верно, в обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с причастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам:
Во-первых, причастные обороты придают тексту некоторую торжественность, высокопарность, чего стесняется человек в обычной речи,
Во-вторых, эта конструкция плохо освоена, поэтому вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.
IV. Работа в группах.
Для наблюдения над причастным оборотом, его употреблением и значением, предлагаю группам обратиться к текстам разных стилей. Вам предстоит определить стиль, тип речи, указать встречаются ли в вашем тексте причастные обороты и определить их стилистическую роль. (Группы работают над текстами художественного стиля, публицистического стиля, научного стиля и одна группа работает над поэтическим текстом).
Выступления учеников от каждой группы. Выводы крепятся на доску под рубрикой “Узнали”
Ребята, мы с вами пришли к выводу, что причастные обороты употребляются в текстах разных стилей, но с определенной ролью.
- В научном стиле причастные обороты служат средством логического уточнения или выделения того или иного предмета.
- В публицистическом стиле причастные обороты помогают эффективно воздействовать на читателя, придают образность, эмоциональность данному тексту.
- В художественно стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя.
(Выводы крепятся на доску)
V.
Логическим завершением нашего урока станет работа по развитию речи, предлагаю вам написать сочинение-миниатюру в художественном стиле с использованием причастных оборотов. Для этой цели выберите любой понравившийся вам фотоэтюд. (Предлагалось 7 фотоэтюдов на тему “Зима”).
VI. Рефлексия
Поделитесь своим впечатлением об уроке, использовав для этого неоконченные предложения:
- Мне стало известно, что...
- Меня особенно привлекло и заинтересовало...
- Я полностью понимаю, что...
- То, что мне стало известно, может повлиять на...
- Считаю нужным сделать следующее...