Тема: Сочиняем сказку.
Тип: урок творчества.
Цели:
- Подготовка к созданию творческой работы – написанию сказки.
- Развитие устной монологической речи.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие логического мышления.
- Воспитание любви к предмету.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
Учитель: Здравствуйте, я рада приветствовать вас, дорогие ребята, в нашей мастерской. Да, да, наш сегодняшний урок – творческая мастерская, где мы будем рисовать, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. Мы с вами будем фантазировать, творить и в то же время наша работа будет хорошей подготовкой к выполнению домашнего творческого задания, к сочинению сказочной истории. Итак, начнём (на доске иллюстрация “Теремок”).
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
II. Беседа с учениками
Учитель: Ребята, а откуда эти строчки?
1-й ученик: Из сказки “Теремок”.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, кто там живёт?
2-й ученик: Волк.
3-й ученик: Лиса.
4-й ученик: Заяц, медведь.
Учитель: Да, возможно, когда-то они там, действительно жили. Но мы ведь с вами сочиняем свою сказку, необычную. А потому и жители нашего теремка тоже не совсем обычные. Но кто же там живёт? Ответ на этот вопрос мы можем найти, разгадав загадку:не мёд, а ко всему липнут. Что это?
1-й ученик: Слова.
Учитель: Правильно, а почему слова липнут ко всему?
2-й ученик: Ну, потому что всё, что нас окружает, мы можем назвать при помощи слова.
III. Работа со словом
Учитель: Молодцы. Слово – это живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Слову, как и человеку, очень трудно одному, поэтому оно может притягивать к себе другие слова. Давайте пофантазируем и представим себе, что оно теперь может притягивать, присоединять к себе другие слова. Какие ассоциации у вас возникают со словом сказка? Какие слова притягиваются к этому слову? (Запись на доске ответов).
1-й ученик: Добро, любовь.
2-й ученик: Зло, помощь.
3-й ученик: Волшебство, слёзы.
4-й ученик: Обман, находчивость.
5-й ученик: Коварство.
Учитель: Хорошо. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слова добрые от слов злых нам помогает их смысл. Давайте попробуем определить характер наших слов, какие они: добрые или злые. Знаком “+” мы наделяем слова добрые, знаком “-” злые. Кто попробует сделать это на доске? (Один ученик работает у доски.)
3-й ученик:
Добро +
Волшебство +
Любовь +
Помощь +
Находчивость +
Зло –
Обман –
Коварство –
Учитель: А слёзы? Это доброе или злое?
Они же могут быть и от счастья, и от радости?
Совершенно верно, как нет людей абсолютно только
хороших или только плохих, так и слова некоторые
иногда могут быть добрыми, а иногда злыми. Хорошо,
с добром и злом мы с вами разобрались. Интересно,
что за слова – жители живут в нашем теремке? Они
необычные, они живые, очеловеченные. Они
абсолютно разные, но есть одно то, что объединяет
их – это грусть и отчаяние.
Вот жители этого теремка (на доске с
перечислением предметов открываются картинки с
изображением “жителей”):
перегоревшая лампочка –
кирпич –
сломанная расчёска –
магнитофонная лента со стёртой записью –
пустая пластиковая бутылка –
И был там ещё кто-то, но об этом позже. Как вы думаете, почему они грустят?
1-й ученик: ... так как никому не нужны.
IV. Выполнение задания “Войди в роль”
Учитель: Совершенно верно, они действительно, стали никому не нужными. И у каждого из них своя собственная история. Давайте попробуем представить себе, о чём они могли бы рассказать. Возьмём, к примеру, ленту. Начните свой рассказ со слов: “Я – магнитофонная лента…”.
4-й ученик: Рассказ от лица. Например: Я, зажёванная магнитофонная лента. И никому уже не нужна. А ведь было время, когда под музыку, которая была записана на мне, исполняли зажигающие танцы, вальсировали молодые пары. Но однажды мой хозяин отдал меня своему другу. Он вставил меня в китайский магнитофон, и случилось непоправимое: мою плёнку стало зажёвывать. Больше никто не услышит записи. А сама я никому не нужна стала.
Учитель: Да, невесёлая история. И такие истории раздаются в теремке каждый вечер. И только кирпич никогда не поддаётся унынию. А однажды он сказал: “Неужели мы и впрямь, никуда негодные? Да я ещё послужить могу! Игорь, как ты думаешь, что можно сделать необычного с обычным кирпичом?
5-й ученик: Кирпичом, например, можно колоть орехи, рисовать на асфальте, прикладывать от радикулита.
Учитель: Всё правильно, не такой уж он и ненужный. Призадумались наши жители. Давайте поможем им, для чего их можно использовать?
2-й ученик: Ленту можно клеить по краю обоев, так красивее! А ещё из неё можно сделать шторки на двери.
3-й ученик: Перегоревшую лампочку можно раскрасить гуашью и превратить в грибок или матрёшку.
1-й ученик: Из пластиковой бутылки можно вырезать совочек для песка, смастерить вазочку и из пробок от бутылок можно массу вещей придумать: сделать тренажёр от плоскостопия, или папе в машину отдать на сиденье, чтобы спина массажировалась.
V. Работа с ассоциациями (cлово-магнит)
Учитель: Умницы. Теперь нашим жителям, должно быть, не так уже и грустно. Но вы не забыли, что в этом теремке жил ещё один житель. Сам себе на уме. И откуда только он взялся такой: (на доске пишу) рыжий, круглый, кислый? Как вы думаете, что или кто это может быть?
1-й ученик: Ягода рябины.
2-й ученик: Апельсин.
3-й ученик: Мандарин.
4-й ученик: Витаминка “Ревит”.
5-й ученик: “Чупа-чупс” апельсиновый.
Учитель: Хорошо, а почему никто не назвал кислое незрелое яблоко?
5-й ученик: Но оно обычно зелёное!
Учитель: А кто мешает вам покрасить его в оранжевый цвет?
1-й ученик: А, ну тогда ягода облепихи. Хоть она и овальная, но она долго лежала в круглой формочке.
2-й ученик: Или апельсиновый сок в кружке, если посмотреть на него сверху.
4-й ученик: Это колобок. Его слепила бабка и переборщила с уксусом, оттого он и кислый.
3-й ученик: Оранжевый берет на голове малыша, который обиделся на маму за то, что она не купила ему мороженое. Оттого и кислый, то есть грустный.
5-й ученик: А ещё это лысый рыжий грустный ёжик, который свернулся клубком. Ему не понравилось, как его подстригли, вот и скуксился.
VI. Работа над интонационной организацией речи
Учитель: Хорошо, молодцы. Действительно, вариантов, кто бы это мог быть, очень много. Но вся проблема в том, что это существо не понимает нашей обычной речи, наших слов, которых так много в русском языке. Когда-то давным-давно он услышал одну скороговорку: “От топота копыт пыль по полю летит” и теперь реагирует только на неё. А точнее, он реагирует на интонацию, с которой произносится эта скороговорка. Попробуйте с помощью этой интонации поругать его за какую-нибудь провинность. Интонация должна сыграть за вас.
1-й ученик: Ругает.
Учитель: А теперь расскажите ему что-то страшное.
2-й ученик: Рассказывает.
Учитель: А теперь подразните его.
3-й ученик: Дразнит.
Учитель: А теперь передайте радостную весть.
4-й ученик: Передаёт.
Учитель: Убаюкайте его колыбельной песенкой.
5-й ученик: Убаюкивает.
VII. Работа над созданием рисунка
Учитель: Ну, вот видите, оказывается, как важна та информация, которую вы передаёте, так и то, с какой интонацией вы это делаете. Но возвратимся к нашему странному: круглому, рыжему, кислому. Это герой вашей будущей сказки. Давайте же попробуем его нарисовать.
1-й ученик: рисует корпус;
2-й ученик: глаза;
3-й ученик: нос;
4-й ученик: губы;
5-й ученик: уши.
Учитель: Вместе придумаем ему необычное имя. Как вы думаете, какие слова будут намагничиваться к нашему герою больше – добрые или злые? Давайте попробуем подобрать к нему поле слов: с какими словами он у вас ассоциируется?
Дети: Озорной, непоседа, странный…
VIII. Вывод
Учитель: Это не просто слова, это слова – кирпичики, которые помогут вам составить свой текст.
IX. Домашнее задание
– Итак, домашнее задание: Придумайте необычную
историю, которая произошла с этим необычным
существом, и которая будет ответом на вопрос: как
он оказался в этом теремке?
Спасибо, до свидания.