Тема: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.
Цели:
- знакомство с именами существительными общего рода,
- развитие умений в определении их рода и употребления их в речи,
- развитие кругозора учащихся, воспитание любви к русскому языку.
ХОД УРОКА:
ход |
примечания |
I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока. II. Работа со словарными словами. Учитель показывает карточки со словарными словами, задача учащихся прочитать их орфографически. -Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, попробуйте отгадать его по описанию-загадке: усатый общественный транспорт (троллейбус). Чтение слова, определение его грамматических признаков (м.р., ед.ч., 1 скл., нариц.) Представьте, что мы едем на троллейбусе, я буду контролером, а вы пассажирами. За правильный ответ на уроке вы получаете билет на проезд, кто ни разу его не купит, тот заяц и будет оштрафован спецзаданием на дом (можно раздавать билеты заранее специально напечатанные, мы же использовали старые троллейбусные билеты). III.Работа на повторение пройденного материала: 1) Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу и сделать схему предложения. Пр..рода дыш..т и обн..вляется в своем торжественном бе(сс)мертии. Проверка выполненной работы у доски. 2) Орфографическая диктовка (по перфокартам). От деревни, на уроке, из сирени, От станции, на аллее, на лекции, по роще, к яблоне, написал Дарье, об иллюстрации, на площадке, по тетради, до библиотеки, в роще, для Саши. ПРОВЕРКА, ОЦЕНКИ IV. Изучение нового материала. - Отгадайте, о ком идет речь – о девочке или о мальчике.
- Как, по-вашему, можно ли определить, к кому относятся эти слова? - Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола) Вывод: Есть некоторые существительные с окончаниями –а, -я, которые относятся и к мужскому и к женскому роду – называются существительными общего рода. - А теперь можно ли определить род? (добавляются опорные слова)
Вывод: существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода. - Давайте проверим себя – почитаем $41, стр. 91. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Определите род у слов: врач, директор, хирург, биолог, агроном. (Слова мужского рода) - Что обозначают данные слова? (обозначают профессии, должности). - Как вы думаете, могут ли эти слова стать женского рода? Если да, то, каким образом? Вывод: некоторые существительные мужского пола, называющие лиц по профессии, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так лиц женского пола. V. Закрепление изученного. 1. Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода, составьте и запишите словосочетания по схеме “сущ.+ сущ.”, дающие характеристику человека. - Проверьте, что у вас получилось. Какие из слов имеют эмоциональную окраску? (+ и -) Таким образом, слова общего рода могут иметь отрицательную и положительную эмоциональную окраску. 2. Упр. 231,стр. 92. сам-но. VI. Итог урока. -Что нового узнали на уроке? -Какие особенности имеют существительные общего рода? Д/з. Упр.230,стр. 92. Списать, определить в контексте род у существительных общего рода. ОЦЕНКИ. Подсчет количества билетов. Спецзадание: по толковому словарю найти значение слов: невежа и невежда. |
1 человек у доски (самостоятельная работа с предложением во время чтения словарных слов) Открываются на доске предложения, заранее записанные или напечатанные на ленте.
Предложения на ленте разворачиваются
Слова физкультминутки сопровождаются движениями |
Литература
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.-с.91-92.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М.: Просвещение, 2001.-с.73.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник,1999.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Дидактические материалы по русскому языку 6 класс. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2004.-с.66.