Цели: познакомить учащихся с кириллической азбукой, фразеологизмами, возникшими на её основе, показать связь истории и языка.
Задачи:
- Выработка навыка определять лексическое значение фразеологических выражений.
- Совершенствование работы со словарём.
- Пополнение лексикона.
- Воспитание любви и уважения к русскому языку и его истории.
Оборудование: словари по данной теме.
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
“Если хочешь познать истину, начни с азбуки”. Последовав умному совету пословицы, отправимся в интересное путешествие в далекое прошлое, ведь история нашего алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит немало тайн.
2. Этап активного усвоения знаний:
1. Внимательно рассмотрите старый славянский алфавит (кириллицу), в котором каждая буква имела свое название.
2. Сравните старый славянский алфавит с современным, проследите, какие буквы исчезли, а каких не было в старой азбуке? (см. рисунок 1)
Если приглядеться к буквам алфавита, то можно заметить, что буквы напоминают какие-то фигурки, знакомые предметы, эту особенность букв давно использовали в букварях, чтобы облегчить запоминание азбуки.
Заглянем в самый известный в XVIII веке букварь Кариона Истомина. Книга не только учила чтению. Под буквицами помещены стихи, рисунки, в них рассказывалось обо всем, что окружало ребенка. Вот, например, страница, посвященная букве Р. (см. рисунок 2)
1. Попытайтесь догадаться, какая буква изображена в виде человека.
2. Назовите слова, нарисованные на странице.
3. Прочитайте слово внизу страницы.
Славянская азбука была создана братьями Кириллом и Мефодием.
- Что вы знаете о Кирилле и Мефодие?
- Почему азбуку назвали “кириллицей”?
Кириллица состояла из 43 букв. Многие были сложны для запоминания. Также были непонятны и сами названия. А.С.Пушкин писал: “Буквы, составляющие славянскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки, глаголь, добро... суть отдельные слова, выбранные только для начального звука”.
Дело в том, что славянский алфавит был создан на основе греческого и в него попали некоторые буквы для звуков греческого языка, которых не было славянских. В результате к XVIII веку, когда Петр I предпринял пересмотр русской азбуки, девять букв оказались в русском алфавите обузой: пси, кси, фита, ижица, омега, иже, зело, ять, юс малый, юс большой и еще два юса – перестали употребляться еще раньше.
Изменения, которые происходили в языке в связи с возникновением азбуки, отразились в русском фольклоре. С одной стороны осознавалась необходимость просвещения, с другой стороны пугала сложная для освоения грамота. Аз, буки, веди страшат, что медведи. Сначала аз да буки, а потом и науки. Азбуку учат на всю избу кричат. Азы да буки избавляют от муки.
- Работа с пословицами.
Современные названия русских букв – “а”, “бэ”, “вэ” – стали употребляться сравнительно недавно, чуть более века назад. И хотя старые названия букв теперь не употребляются, но они не исчезли бесследно. Некоторые из них продолжают жить в русском языке, используются в поговорках, пословицах и просто устойчивых выражениях.
Аз – первая буква алфавита. С азов, азы науки. Аз стал символом начала, а ижица символом конца; от ата до ижицы – значит “с начала до конца”. Пословица “Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет” также включает в свой состав эти два названия с их символическими значениями, и означает она, что человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то более сложного (конечного). Слово “аз” входит в выражение изучать азы, сидеть на азах, твердить азы. Противоположное значение получило выражение ни аза в глаза, т. е. “ничего не знать”.
- Вспомните современные выражения со значение “с начала до конца” (от альфы до омеги, от корки до корки, от доски до доски, от а до я).
- Подберите синонимичные выражения к словосочетанию “ни аза в глаза” (ни бум-бум, ни бе ни ме, ни бельмеса, ни уха ни рыла).
Ряд фразеологизмов возникло в результате слияния названий букв, стоящих рядом: твердое слово, слово твердо. Буквы Р, С, Т, стоящие рядом и читавшиеся при заучивании по их названиям рцы, слово, твердо, давали сочетание “говори слово твердо”. Рцы – форма от глагола “речи”, говорить.
- Какие фразеологизмы с элементом “слово” вы знаете?
Интересно использовал различные признаки букв А.С.Пушкин в эпиграмме, посвященной поэту Ф.Глинке:
Поэт Фита, не становись Фертом!
Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах.
Народный образ – стоять фертом – означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока. Этимология названия буквы учеными достоверно не выяснена. Читателям с воображением эта палочка с двумя дужками по бокам стала напоминать подбоченившегося человека. Так появилось словосочетание стоять фертом”, а затем новое существительное “ферт” и даже уменьшительное “фертик”, по Далю – франтик, щеголёк. Мало-помалу существительное стало уже неодобрительным, полубранным. У Чехова: “Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает”.
- Сравните два выражения “ходить фертом” и “ходить гоголем”.
- Как называются такие выражения?(синонимичные)
До конца не известны мотивы, по каким буквы получили именно эти, а не другие названия. Любая новая вещь, которую нужно назвать новым словом, требует некого соответствия между этим словом и его свойствами. Неправдоподобно чтобы столб с горизонтальной перекладиной наверху, инструмент быстрой казни (виселица), был наименован “говори”, а ведь буква “глаголь” – форма от глагола “глаголати” – говорить. Если признать, что название этому мрачному столбу взято у на него похожей буквы, то все становиться на свои места. Буква стала словом. От этого слова образовалось сочетание “не миновать глаголя”. Так говорят о неизбежности сурового наказания кому-либо за его дела, поведение.
“Мыслете” – производное от глагола “мыслить”. Чтобы написать букву, нужно сделать сложное движение пера. В бытовом языке это стало связываться с шатающимся “туда-сюда” на пути хмельным человеком: “он мыслете пишет”. В данном сочетании “мыслете” – полусуществительное, означающее нечто неопределенное, не обязательно связанное с образом “пьяницы”.
“Покой” – старое название буквы П. Сохранилось оно до наших дней едва ли не исключительно в выражении “покоем ставить что-либо, располагать”. Столы “ставят покоем” – так, чтобы они образовали букву П. В 1918 году из азбуки были исключены “ять”, “ижица”, “фита” и “ер” в конце слова. Это были так называемые “ненужные буквы”.
- Почему эти выражения ушли из языка?
До изгнания из азбуки “ять” называли “буквой-страшилищем”, “буквой-пугалом”, так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила “ паять”. Ошибки “наять” считались самыми страшными. По причине сложности написания попала в устойчивые сочетания буква “ять”.
Ученые полагают, что название буквы может быть связано с “ядь” – еда, пища Выражение “знать на ять”, т.е. очень крепко, назубок, в современном языке часто имеет шутливый оттенок.
- Какое созвучное выражение есть в современном языке?
Еще одно выражение с названием ижицы – прописать ижицу, т.е. как следует наказать, проучить, высечь. Выражение появилось в школьной среде в XVIII веке. Эту букву писать было трудно, писалась она редко, и слова, в которых она употреблялась, нужно было заучивать наизусть. За невыполнение “прописывалась ижица”, т.е. порка. Происхождение фразеологизма связывают и с написанием буквы, которая напоминала римскую цифру V, а учащимся – и пучок розг, и плетку, и перевернутый кнут. Также в словарях можно обнаружить выражение “ноги ижицей”, т.е. ниже колен расходящиеся криво в сторону.
У названия буквы “добро” тоже непростая история. Так называли жёлтый флаг во флотской флажной сигнализации. Значение этого флага: “Да, согласен, разрешаю”. На флоте и в настоящее время можно услышать выражения “дал добро”, “получил добро”, “у меня командирское добро” в кармане. Это “добро” было в прошлом наименованием одной из букв старославянской азбуки.
- Вспомните выражения, которые используются в специальной терминологии.
зелёная улица | железнодорожники |
тянуть канитель | ювелиры |
взять на карандаш | журналисты |
нажать на все педали | велосипедисты |
'тянуть лямку | бурлаки |
3. Подведение итогов.