Русский язык
-
Элементы занимательности на уроке русского языка по теме "Алфавит" 2007
Умение логически мыслить, умение находить выход из ситуации, выработать память, внимание - качества, которыми ученик овладевает на уроке при применении элементов занимательности. Изучение русского языка в казахской школе подобно изучению иностранного языка. И постоянное применение элементов занимательности повышает интерес учащихся-казахов к изучению русского языка.
-
Использование проблемной ситуации на уроках русского языка в казахской школе 2007
Отличительной особенностью проблемного обучения является создание проблемных ситуаций. В проблемной ситуации обнажаются противоречие между имеющимися у ученика знаниями и недостаточностью их для решения поставленной перед ним задачи. Проблемная ситуация обусловливает необходимость выхода за пределы достигнутого уровня знаний, чтобы найти неизвестное и открыть новое. Известно, что учащиеся испытывают потребность в таких способах обучения, которые способствуют развитию их самостоятельности. Такие уроки обеспечивают активность, сознательность, самостоятельность учебной деятельности учеников. Поэтому они отдают предпочтение учителю, ориентирующемуся на ученика, на развитие его познавательных возможностей.
-
Времена года в русской поэзии 2007
Данный урок открывает цикл занятий к разделу "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". Урок апробирован с учащимися 5-го класса Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения; ход урока сопровождается ответами учащихся и комментариями их деятельности.
-
Урок-обобщение "Путешествие в страну Фонетика" 2007
Нестандартные уроки - одна из возможностей сохранить интерес детей к обучению в школе. Путешествия в страны Фонетика, Морфология, Синтаксис… позволяют в игровой форме, занимательно и эффективно, закрепить изученный материал. Пожалуй, именно уроки-игры создают в классе творческую атмосферу, а также дают возможность учителю последовательно и целенаправленно проверить знания учащихся.
-
Урок творчества на тему: "Сочиняем сказку". 6-й класс 2007
Урок творчества в 6-м классе. Тема данного урока: "Сочиняем сказку". Основная цель урока: развитие творческого мышления учащихся. Урок содержит несколько педагогических приёмов, активизирующих творческую деятельность,: "войди в роль", " определи характер слова", "слово - магнит" и т.д. Особое внимание уделяется развитию устной связной монологической речи.
-
Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории" 2007
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
-
Кириллица как источник русской фразеологии 2007
Внеклассное занятие по русскому языку знакомит учащихся с кириллической азбукой.
-
Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" 2007
Данная работа - конспект урока русского языка в 5-м классе, задача которого - заинтересовать детей научными знаниями через создание проблемной ситуации, а использованные на уроке игровые элементы позволяют в увлекательной форме познакомить детей с собственными и нарицательными существительными.
-
Урок русского языка "Имена существительные общего рода" 2007
Представленный материал - это разработка урока на тему "Существительные общего рода" в 5-м классе, в рамках образовательной программы "Школа-2100" ("Русский язык", авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Данный урок прежде всего направлен на реализацию такого направления развития учащихся, как приобретение и систематизация языковых, грамматических знаний о родном языке с целью обеспечения ориентировки в системе языка, необходимой для формирования речевых навыков и умений. Представленный конспект - это урок сообщения нового материала, разработанный по технологии проблемно-диалогического обучения.
-
Семинар по рассказу В.Астафьева "Пролетный гусь" 2007
Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он вошел в число любимых авторов, помогая обрести читателю гражданскую позицию, духовные ориентиры.
-
Наследие Д.С. Лихачева в градостроительстве 2007
Статья дает представление о взглядах Д.С. Лихачева на градостроительство и его идеях по ландшафтному дизайну; о том, как его наследие и заветы воплощаются в работах студентов астраханского инженерно-строительного института кафедры архитектуры и дизайна – в ежегодных проектах по благоустройству парков, скверов, набережных, жилых микрорайонов, в промышленных застройках Астрахани.
-
Обобщающее занятие по теме: "Глагол". 5-й класс 2007
Обобщающий урок по теме "Глагол", проведённый в форме игры-путешествия, позволяет научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации, укрепить, углубить их за счёт привлечения занимательного материала. В ходе урока повторяются и закрепляются теоретические знания и практические умения по большинству орфограмм этой темы. Использование на уроке компьютера, индивидуальной, групповой и коллективной форм работы, в том числе тестов и кластера, делают его ещё более интересным.
-
"Чудный мир тревог…" (Литературное творчество на уроках литературы по программе под редакцией В.Г. Маранцмана) 2007
В статье представлен опыт работы с программой по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана. Проиллюстрированы два принципа, определяющих ее структуру: как литературный материал программы, соответствующий возрастной проблематике ученика, помогает развивать его литературные способности. Работа с программой открывает большие возможности в формировании свободного от догм мышления и многомерного восприятия действительности.
-
"Н" и "НН" в прилагательных и причастиях 2007
Воспитание любови к русскому языку, повышение эффективности учебного процесса я вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приёмов обучения. Это зачёты, семинары, уплотнённые опросы, консультации. Объясняя новый материал, я обычно выделяю и несколько раз повторяю основные сведения, чтобы ученики сумели их осмыслить и запомнить. Казалось бы, не столь уж редкий приём, но особенно эффективным делает его активность самих ребят. Я учу своих учеников самостоятельно вычленять главное, определять суть темы, одновременно помогая школьникам систематизировать и обобщать свои индивидуальные наблюдения под языковыми явлениями.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Словообразование" 2007
Урок является завершающим в изучении темы "Словообразование".
-
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка 2007
Сказку можно сделать средством развития литературно-творческих способностей учащихся и тем самым - развития речи в процессе индивидуально-групповой работы. Цель данной работы - выяснить, какую роль играет использование лингвистических сказок (их чтение, анализ и создание) при изучении русского языка, как влияют они на развитие речи учащихся.
-
Тема урока: "Части слова. Окончание и основа" 2007
Урок учит детей выделять окончание в слове, делать вывод, что основа слова – неизменяемая часть слова, учит работать над составом слова, над орфограммами корня.
-
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах 2007
В настоящий момент я задаюсь целью исследовать причины орфографических ошибок, которые допускают дети на диктанте.
-
Занятие элективного курса по юридическому красноречию "Культура речи, культура мысли, культура поведения обвинителя при произнесении речи на судебном заседании" 2007
Предлагается план занятия элективного курса по юридическому красноречию: "Культура речи, культура мысли, культура поведения обвинителя при произнесении речи на судебном заседании". В ходе занятия элективного курса учащиеся старших классов знакомятся с одним из видов профессиональной коммуникации юриста - обвинительной ручью. Образцом обвинительной речи выступает речь, произнесённая А.Ф. Кони на суде по делу об убийстве иеромонаха Иллариона.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное" 2007
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя прилагательное". Первый урок по теме, позволяющий обобщить и повторить знания, полученные в начальной школе. Вводится понятие эпитета как художественного средства. Урок творчества.
-
Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение, систематизация знаний) с мультимедийной презентацией 2007
Предложенный урок нацелен на систематизацию и обобщение знаний по разделу "Морфемика" в 5-м классе, проверку прочности усвоения материала. В уроке используется мультимедийная презентация, что позволяет за один урок проделать большой объем работы. Урок отличается высокой плотностью и многообразием методов опроса и проверки ЗУНов учащихся.
-
Урок развития речи. Сочинение-мозаика на тему "Зима" 2007
Урок развития речи для 3-го класса учит детей строить свои высказывания в художественном стиле.
-
Коммуникативные функции сложноподчиненного предложения 2007
Предложенный урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, постановка учебной цели, этап сотворчества, рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия учителя и ученика в процессе познания. Урок проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии его участников.
-
Занятие элективного курса "Основы русской словесности". Мастер-класс "Использование старославянизмов в произведениях А.С. Пушкина" 2007
Занятия элективного курса реализуют задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство "посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения". На уроке учащиеся определяют место и роль славянизмов в творчестве А.С. Пушкина.
-
Методическая разработка урока русского языка на тему: "Описание внешности. Портрет". (Урок-экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею) 2007
Урок развития речи в 7-м классе "Описание внешности" по программе М.М. Разумовской продолжает ряд уроков по этой теме. Для проведения урока выбрана форма заочной экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею. Рассказы о художниках - портретистах, знакомство с их творчеством, демонстрация - выставка шедевров изобразительного искусства направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся, приобщить их к культурному наследию России.
-
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме: "Односоставные предложения" 2007
Урок русского языка для 8-го класса. Предлагаемые упражнения предназначены для урока обобщения и закрепления изученного. Ребята анализируют небольшие тексты, находят односоставные предложения в составе сложных, выделяют сказуемое, определяют роль безличных, неопределенно-личных, определенно-личных и назывных предложений в создании художественных образов и, что является более важным, приобщаются к истории и культуре России.
-
Односоставные предложения 2007
Данный материал - первый урок по теме "Односоставные предложения". Он представляет формы организации деятельности учащихся по выработке способа (словесного, в схеме, в таблице).
-
"Любимый край земли родной…" Урок русского языка в 11-м классе 2007
Урок посвящен экспрессивным возможностям русского синтаксиса и проводится после повторения основных сведений о предложении в 11-м классе. На уроке осуществляется реализация текстоориентированного принципа обучения русскому языку, используется технология РКМ, предполагающая формирование и развитие речемыслительных умений учащихся.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Бессоюзное сложное предложение". Использование бессоюзных предложений в устной и письменной речи. Развитие пунктуационной зоркости 2007
Интегрированный урок русского языка обобщает и систематизирует знания учащихся о сложном бессоюзном предложении, закрепляет навык постановки различных знаков препинания в сложном бессоюзном предложении.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Лексическое и грамматическое значение количественных числительных" 2007
Работа учащихся на уроке предполагает их "включение" в исследовательскую деятельность, самостоятельное открытие новых знаний. Групповая работа, организованная на уроке, способствует тому, чтобы учащиеся сами "додумались" до решения ключевой проблемы и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.