Русский язык
-
Урок русского языка по теме: "Роль имени существительного в речи" 2007
Урок разработан для проведения в 7-м классе по программе М.М. Разумовской. На уроке учащиеся развивают навыки использования существительных в речи, образное и логическое мышления; овладевают навыками анализа текста. Ребята работают в группах.
-
Путешествие фразеологического оборота 2007
Данная работа представляет собой урок нетрадиционного типа. Провести его можно как вводное занятие при изучении в 6-м классе темы ''Фразеологизмы''. Возможно его показать и на методической неделе русского языка и литературы, начиная со 2-го по 6-й класс. Урок строится в форме игры, позволяющей познакомить школьников с одним из интереснейших разделов русского языка, способствующей интеллектуальному развитию учащихся.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы с использованием интернет-технологий, кейс-технологий, ЦОРов, технологий критического мышления на тему: "Индивидуально-авторский стиль поэта на примере творчества И.Аргутиной" 2007
Проект, с использованием ТКМ, кейс-технологий, акцентирует внимание учащихся на индивидуально-авторском стиле поэта, новаторских особенностях стихотворения И. Аргутиной. В процессе работы учащиеся приходят к выводу о том, что замысел художника после рождения шедевра превращается в неожиданное художественное явление. Поставленные проблемные вопросы требуют проведения исследования. Опираясь на различные источники информации и дидактические материалы проекта, они приходят к необходимым выводам.
-
Лингвистическая лаборатория "Язык как исторически развивающееся явление" 2007
При проведении лабораторных работ внимание сосредоточено на выработке умения анализировать определенные факты, фиксировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы. Основное при такой организации урока - самостоятельное исследование языкового материала и обобщение результатов. Таким образом, идет обучение логическому мышлению, а учитель получает возможность дать представление о языкознании как особой науке. Именно об этом идет речь в данной статье.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему: "Грамматическое значение причастий" (ОС "Школа-2100") 2007
Одной из самых сложных тем в программе русского языка среднего звена является тема "Причастие". Основное направление в изучении причастий - это целеустремленное введение в речевую практику соответствующих причастных конструкций в связи с усвоением различных видов книжной речи, а также грамотное написание причастий. Эта важнейшая целевая установка достигается при помощи раскрытия самого понятия причастия и объяснения свойственных ему грамматических особенностей. Поэтому крайне важны первые темы в изучении причастий, связанные с грамматическим значением этой части речи, умением находить причастия в тексте. Данный конспект урока предлагает один из наиболее эффективных способов знакомства учащихся с причастием.
-
Тема урока: "Повторение причастия" 2007
В школе используется циклопоточная система обучения русскому языку и литературе (система дифференцированного обучения, которая позволяет решать задачи вариативности и индивидуализации обучения в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся). Учащиеся систематически выполняют творческие работы по русскому языку.
-
Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе по теме: "Что в имени тебе моем?.." 2007
Знакомство с понятиями "топоним" - имя местности; "антропоним" - имя человека. Умение узнавать лексическое значение (ЛЗ), давать толкование именам, характеристику. Прививать интерес к урокам русского языка, к именам собственным. Обогащение словарного запаса учащихся.
-
Тема урока: "Количественные числительные (закрепление)" 2007
Цели урока: повторение материала о количественных числительных; уметь распознавать количественные числительные.
-
Урок по культуре речи "Язык и общество. Молодежный жаргон". Урок составлен по авторскому пособию "От Древней Греции… до наших дней" 2007
Курс "Культура речи" имеет своей целью научить правильно, точно, красиво говорить, учитывая ситуацию в которой происходит общение. Данный урок способствует формированию правильной речи подростков. Это происходит как в артикуляционном плане, так и в лингвистическом. На уроке учащиеся постигают приёмы самомассажа, упражнения из древнеиндийских трактатов, составляют альбом компьютерной лексики. Изучают историю жаргона, развитие, преемственность. Наставления из "Книги о воспитании" учёного Каюма Насыйри способствуют воспитанию нравственной личности.
-
Особенности формирования языковых понятий у младших школьников. Методические рекомендации 2007
Понятия являются одной из главных составляющих в содержании учебного предмета, в том числе - и предметов начальной школы. Сформированность у учащихся понятийного словаря свидетельствует о достаточно высоком уровне овладения учебным материалом. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия, оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления и учебной деятельности в целом. В статье представлены особенности усвоения языковых (морфологических) понятий младшими школьниками, даны конкретные методические приёмы, позволяющие совершенствовать и систематизировать работу над формированием языковых понятий.
-
Тема урока: "Слово в слове". 1-й класс (1–4) 2007
Методика, применяемая на данном уроке, будет способствовать совершенствованию навыка чтения, развитию умений наблюдать за отдельными словами и словами в предложении, развитие речи, памяти, внимания у младших школьников.
-
О способах повышения речевой культуры обучающихся 2007
Актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры. Центральным понятием общения становится "речевой поступок". Критерий оценки уровня речевой культуры - степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. В статье сформулированы рабочие принципы, которые способствуют повышению эффективности обучения. В качестве примера использования риторизированной технологии приведена разработка урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.
-
Открытый урок по теме: "Существительные общего рода" 2007
Предложен конспект урока русского языка во 2-м классе по теме "Существительные общего рода".
-
Роль причастного оборота в текстах разных стилей 2007
Урок русского языка в 11-м классе систематизирует знания учащихся о причастном обороте.
-
Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов" 2007
Урок русского языка в 4-м классе закрепляет знания учащихся в правописании безударных окончаний глаголов.
-
Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе на тему: "Почему у сказки синий цвет, или Как рождается сказка" 2007
Урок развития речи в 6-м классе отвечает на вопрос: как рождается сказка? Анализируется сказка "Синяя птица".
-
Урок развития речи в 7-м классе на тему: "Цветы в нашей жизни" 2007
Целью данного урока является не только научить ребят грамотно писать и выражать свои мысли, но и развивать творческие способности. Формировать у учащихся восприятие красоты родной природы, родного слова. Задания составлены с учетом новых требований, некоторые из них можно использовать в качестве подготовки учащихся 7-го класса к ЕГЭ по русскому языку.
-
Урок-практикум по теме "СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными" 2007
Предложен конспект урока-практикума по русскому языку в 9-м классе. Урок закрепляет навыки постановки запятой в сложноподчиненных предложениях.
-
Использование ИКТ на уроках русского языка в 7-м классе. Разработка урока по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" 2007
Использование ИКТ прочно вошло в мою повседневную практику при изучении русского языка и литературы. Особенно ребятам полюбились уроки, разработанные "Виртуальной школой Кирилла и Мефодия". В предлагаемой разработке урока русского языка в 7-м классе по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" мы сделали попытку творческого применения материалов КиМ. Сказку о домовенке Кузе не просто прочитали, а разыграли в лицах и использовали для создания проблемной ситуации, что придало уроку интригу и динамику. Ребята из пассивных зрителей превратились в непосредственных помощников Кузи, овладели новыми знаниями, получили урок нравственности, реализовались творчески.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Что в имени тебе моём?" 2007
Урок дает возможность учащимся познакомиться с историей имен, фамилий, сделать наблюдения о необычности некоторых из них и причинах возникновения.
-
Урок русского языка для учащихся 5-х классов по теме: "Напиши мне письмо" 2007
Цель урока: ознакомить учащихся с правилами написания письма, с формулами речевого этикета, используемыми в письмах.
-
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике 2007
Формирование коммуникативной компетенции закладывает навыки осмысленного чтения, общения и осознания себя языковой личностью, находящейся в постоянном диалоге как с окружающим миром, так и с самим собой, что помогает сложному процессу формирования личности.
-
Игры на уроках русского языка в 5-м классе 2007
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, каждый из которых по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, воспитывает, способствует зарождению и реализации творческой мысли. Один из таких видов деятельности - игра. Хочу поделиться с коллегами некоторыми любимыми играми, ставшими неотъемлемой частью моих уроков в 5–6-х классах. Особенно хороши "большие" игры в качестве обобщения или повторения изученного материала. Предлагаю одну из таких игр.
-
Элементы занимательности на уроке русского языка по теме "Алфавит" 2007
Умение логически мыслить, умение находить выход из ситуации, выработать память, внимание - качества, которыми ученик овладевает на уроке при применении элементов занимательности. Изучение русского языка в казахской школе подобно изучению иностранного языка. И постоянное применение элементов занимательности повышает интерес учащихся-казахов к изучению русского языка.
-
Использование проблемной ситуации на уроках русского языка в казахской школе 2007
Отличительной особенностью проблемного обучения является создание проблемных ситуаций. В проблемной ситуации обнажаются противоречие между имеющимися у ученика знаниями и недостаточностью их для решения поставленной перед ним задачи. Проблемная ситуация обусловливает необходимость выхода за пределы достигнутого уровня знаний, чтобы найти неизвестное и открыть новое. Известно, что учащиеся испытывают потребность в таких способах обучения, которые способствуют развитию их самостоятельности. Такие уроки обеспечивают активность, сознательность, самостоятельность учебной деятельности учеников. Поэтому они отдают предпочтение учителю, ориентирующемуся на ученика, на развитие его познавательных возможностей.
-
Времена года в русской поэзии 2007
Данный урок открывает цикл занятий к разделу "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". Урок апробирован с учащимися 5-го класса Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения; ход урока сопровождается ответами учащихся и комментариями их деятельности.
-
Урок-обобщение "Путешествие в страну Фонетика" 2007
Нестандартные уроки - одна из возможностей сохранить интерес детей к обучению в школе. Путешествия в страны Фонетика, Морфология, Синтаксис… позволяют в игровой форме, занимательно и эффективно, закрепить изученный материал. Пожалуй, именно уроки-игры создают в классе творческую атмосферу, а также дают возможность учителю последовательно и целенаправленно проверить знания учащихся.
-
Урок творчества на тему: "Сочиняем сказку". 6-й класс 2007
Урок творчества в 6-м классе. Тема данного урока: "Сочиняем сказку". Основная цель урока: развитие творческого мышления учащихся. Урок содержит несколько педагогических приёмов, активизирующих творческую деятельность,: "войди в роль", " определи характер слова", "слово - магнит" и т.д. Особое внимание уделяется развитию устной связной монологической речи.
-
Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории" 2007
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
-
Кириллица как источник русской фразеологии 2007
Внеклассное занятие по русскому языку знакомит учащихся с кириллической азбукой.