ЦЕЛИ:
- развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте; определять их род и число;
- усовершенствовать навык правописания родовых окончаний;
- вырабатывать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
- воспитывать любовь к Родине, родному языку, природе, поэзии;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
ОБОРУДОВАНИЕ: наглядность, таблица, компьютер, презентация, мастика для минутки расслабления, массажный коврик, аудиозапись, учебник “Родная речь” книга 3, часть 1, М; Просвещение 1994г. (По традиционной программе 1 – 4).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Посмотри на картинку. Какое личико больше подходит к твоему настроению? Почему? Надеюсь, что и к концу урока твоё настроение останется таким же хорошим или даже улучшится.
II. Сообщение темы.
– Сегодня на уроке мы с тобой отправимся в путешествие, но только не по нашей стране, а на загадочный южный остров – остров “ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ”, на котором будем разгадывать загадки, упражняться в определении рода и числа прилагательных, заполним таблицу родовых окончаний имён прилагательных.
III. Минутка чистописания.
- Наш остров “ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ” находится в море. Чтобы попасть на него необходимо прописать соединение “ВОЛНА” в тетради.
- Открой тетрадь, запиши дату. Красиво прописываем соединение. Молодец!
IV. Изучение нового материала. (Работа с компьютером).
- Итак, мы добрались до острова “ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ” (Слайд №2). Чтобы пройти дальше необходимо вспомнить всё, что известно об имени прилагательном. (Часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой? какая? какое? , зависит от имени существительного.)
- (Слайд №3). Выбери правильное определение имени прилагательного. Проверь себя. (Гиперссылка: “ДА”).
- Молодец! Двигаемся дальше.
- (Слайд №4). Прочитай слова. (ДОБРЫЙ, ТРАВА, ЯРКОЕ, МАЛЕНЬКАЯ, БАНАН, АФРИКАНСКИЙ, ГОРЯЧЕЕ, ЖИРАФ, ДОМАШНЯЯ, БОЛЬШОЙ)
- Нам предстоит найти и оставить на острове только имена прилагательные. Поставь вопрос. Проверь. (Гиперссылка на слова).
- Какие слова остались на острове? (Слайд №5). (ДОБРЫЙ, ЯРКОЕ, МАЛЕНЬКАЯ, АФРИКАНСКИЙ, ГОРЯЧЕЕ, ДОМАШНЕЕ, БОЛЬШОЙ).
- Эти прилагательные будут помогать нам в путешествии. (Карточка с прилагательными)
- Остров наш загадочный, поэтому нам предстоит разгадывание загадок. Прочитай загадку. О ком идёт речь? Выбери нужную картинку. (Слайд №6 )
“Зверь огромный – преогромный,
Южным солнцем прокалённый.
Нос, как будто кран подъёмный,
И подвижен, и силён”. (СЛОН) (Слайд №7).
- Запишем это слово в тетрадь. На какой вопрос отвечает слово СЛОН? (Кто?)
- Какая это часть речи? (Имя существительное.)
- Выбери из карточки подходящие по смыслу прилагательные. Поставь вопрос. (Слон какой? добрый, африканский, большой, …)
- Запишем это в тетрадь. Придумай свои прилагательные. Определи число и род прилагательного. Как определить? (По имени существительному. В каком числе и роде стоит имя существительное, в таком числе и роде будет стоять прилагательное, которое к нему относится. (Единственное число, мужской род).
- Выдели окончания. Какие окончания имеют имена прилагательные в мужском роде? Запиши их в таблицу. (-ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ)
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО | МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО | |||||||
М. Р. | Ж. Р. | СР. Р. | ||||||
КАКОЙ? | КАКАЯ? | КАКОЕ? | КАКИЕ? | |||||
-ОЙ | -ЫЙ | -ИЙ |
Физкультминутка.
(Слайд №8 – щёлкнуть). – Я предлагаю тебе отдохнуть. Встань на массажный коврик и представь, что ты гуляешь по камешкам вдоль берега моря. Слышен шум прибоя, крики чаек. Светит ласковое солнце. Ты закрываешь глаза, протягиваешь руки к солнцу, чувствуешь его тепло, глубоко вдыхаешь запах моря. (Ходьба по массажному коврику, глубокие вдохи).
– Продолжаем. Разгадываем следующую загадку. (Слайд №9).
“В добротной избушке
Старушка живёт.
С утра на прогулку
Тихонько идёт.
То в зарослях бродит,
То выйдет к воде,
Хотя не выходит из дома нигде”. (ЧЕРЕПАХА) (Слайд №10).
- Запиши слово в тетрадь. Подбери из карточки или придумай сама подходящие по смыслу прилагательные. (Черепаха какая? маленькая, домашняя.)
- Запиши в тетрадь. Определи число и род прилагательных, выдели окончания.
- Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода? Занеси эти их в таблицу. (-АЯ, -ЯЯ)
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО | МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО | |||||||
М. Р. | Ж. Р. | СР. Р. | ||||||
КАКОЙ? | КАКАЯ? | КАКОЕ? | КАКИЕ? | |||||
-ОЙ | -ЫЙ | -ИЙ | -АЯ | -ЯЯ |
– Умница! Двигаемся дальше. (Слайд №11).
“Золотое яблочко
По небу катается.
С утра улыбается,
А улыбка – лучи
Очень даже горячи”. (СОЛНЦЕ) (Слайд №12).
- Запиши в тетрадь слово СОЛНЦЕ, подбери подходящие по смыслу прилагательные. (Солнце какое? яркое, горячее, …)
- Запиши в тетрадь. Определи число и род прилагательных, выдели окончания.
- Какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода? Запиши окончания в таблицу. (-ОЕ, -ЕЕ)
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО | МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО | |||||||
М. Р. | Ж. Р. | СР. Р. | ||||||
КАКОЙ? | КАКАЯ? | КАКОЕ? | КАКИЕ? | |||||
-ОЙ | -ЫЙ | -ИЙ | -АЯ | -ЯЯ | -ОЕ | -ЕЕ |
- У каких прилагательных род узнать нельзя? (У прилагательных во множественном числе).
- Поставь существительное СЛОН во множественном числе. (СЛОНЫ)
- Запиши в тетрадь. Тогда имена прилагательные которые к нему относятся будут стоять в каком числе? Почему? (Во множественном. Они зависят от имени существительного.)
- На какие вопросы они отвечают? (Какие?)
- Поставь прилагательные во множественное число, запиши их в тетрадь и выдели окончания. (ДОБРЫЕ, АФРИКАНСКИЕ, БОЛЬШИЕ)
- Какие получились окончания? Запиши их в таблицу. (-ЫЕ, -ИЕ)
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО | МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО | |||||||
М. Р. | Ж. Р. | СР. Р. | ||||||
КАКОЙ? | КАКАЯ? | КАКОЕ? | КАКИЕ? | |||||
-ОЙ | -ЫЙ | -ИЙ | -АЯ | -ЯЯ | -ОЕ | -ЕЕ | -ИЕ | -ЫЕ |
- Итак, повторим! Какие окончания имеют имена прилагательные мужского, женского и среднего рода единственного числа и множественного числа. (По таблице) (Слайд №13).
- Ты отгадала все загадки, выполнила все задания и составила таблицу родовых окончания прилагательных! Умница! Получи поздравления! (Слайд №14).
Физкультминутка на расслабление мышц глаз и моторику пальцев рук под музыку, с использованием мастики.
– Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Я включу спокойную музыку, а ты возьми мастику, закрой глаза и слепи тёплое солнышко о котором мы говорили. (2 – 3 минуты) (Слайд №15).
V. Закрепление.
(Слайд №16) - На загадочном южном острове было тепло и уютно, но нам пора возвращаться в родной край. Мы можем вернуться при одном условии: если вспомним стихотворения о зиме, природе, родном крае. (Учебник “Родная речь” книга 3 ч.1).
- Вспомни наиболее запомнившиеся стихи. Чем они тебе полюбились? Какие слова и фразы подбирает поэт для описания красоты русской природы?
(Слайд №16 – щёлкнуть). – Мы вернулись в наши бескрайние, зимние просторы.
- Вспомним стихотворение Николая Алексеевича Некрасова “В зимние сумерки нянины сказки…”. Какое настроение выражает автор? Какие имена прилагательные встретились?
- Ещё раз почитай стихотворение и вставь пропущенные окончания прилагательных. Выдели окончания, подпиши род. Вспомни (по таблице) какие окончания имеют прилагательные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа.
VI. Итог урока.
- Чем занимались на уроке? (Путешествовали по острову “ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ”.)
- Чему научились? (Распознавать прилагательные в тексте, определять число и род, употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи).
- Что понравилось на уроке?
- Как ты оцениваешь свою работу? Почему?
(Оценка.)
- Покажи своё настроение в конце урока.
- На следующем уроке мы продолжим нашу работу над именем прилагательным.
VII. Домашнее задание. (Работа с карточкой.)
- Дома напиши мини-сочинение по теме “Зима”. Придумай и допиши ещё 2 предложения.