Для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность, которая способствует более тесной связи учебных предметов и жизни, поскольку выполнение учебных заданий на коммуникативном уровне требует, чтобы при создании текста ученик учитывал адресата (того, к кому обращаются с речью), адресанта (кто обращается с речью), при каких условиях (где и когда), а также цели общения (зачем и почему создается данное речевое высказывание). Так устроен человек, что, познавая что-либо, он ощущает потребность поделиться своими открытиями с другими людьми. Учебные и жизненные задачи должны идти не параллельно, а вместе, рука об руку. Соединение этих задач видится в коммуникативной направленности преподавания, т.е. в осмыслении языка как средства самоопределения личности, ее культурной самореализации и обучению ему как средству коммуникации.
Обновление содержания образования требует и новых подходов в преподавании предметов гуманитарного цикла. В вариативной части БУПа МОУ лицея № 135 представлен курс “Основы редактирования”, предназначенный для углубленного изучения русского языка в 10-11 классах гуманитарного направления в рамках предмета “Технология”. Данный курс предполагает включение в занятия самостоятельной работы старшеклассников (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников. Применяются разнообразные формы занятий (уроки-практикумы, лабораторные работы, уроки защиты лингвистических проектов и т. д.), направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика, повышение его коммуникативной компетенции.
Работая в данном направлении, преподаватель учитывает уровень развития коммуникативно-речевых умений учащихся, диагностику которых нетрудно провести, проверяя сочинение или изложение. В классе есть группа учащихся, у которых и письменная, и устная речь достаточно хорошо развиты, что позволяет этим учащимся успешно выполнять письменные работы, в то же время в любом классе есть ученики, испытывающие трудности при выполнении работ творческого характера.
Редактирование- это анализ текста, проверка и уточнение представлений о нем сведений, оценка и улучшение стиля изложения. В процессе редактирования устанавливается соответствие текста различным требованиям, предъявляемым к литературному материалу того или иного конкретного назначения и типа. Редактирование – сложный творческий труд, т.к. человек должен хорошо ориентироваться в области языковой культуры, уметь пользоваться справочной литературой общего и специального характера, владеть техникой литературной правки.
В курсе 10 класса изучается 3 блока тем: “Культура речи. Речевые ошибки и способы их устранения” (14 ч), “Лексические ошибки и их исправления” (8 ч), “Редактирование текста” (12 ч).
На вводных занятиях ученики знакомятся с основами культуры труда редактора, корректора, референта. Вводятся такие понятия как “редактирование текста”, “этапы работы над текстом”, “виды правки текста”, “техника правки текста”. На этом этапе работы учащимся предлагается провести правку - вычитку текста, устраняя фактические, логические ошибки, непоследовательность в изложении материала.
Рассматривая тему “Качества хорошей речи: содержательность, правильность, точность”, вводятся понятия “литературная норма”, (нормы обязательные (императивные), вариативные, основанные на выборе языковых единиц, наиболее соответствующих коммуникативной ситуации). Нормы литературного языка включают правила употребления и образования слов и их форм, правила сочетаемости слов и объединение их в словосочетания и предложения. На занятиях используются различного рода словари и справочники: толковые словари русского языка, (каждый из них не только указывает значение того или иного слова, но и дает определенные рекомендации грамматического и стилистического характера относительно его употребления), словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологические. Особую роль играют словари правильностей, цель которых – указать правильные и допустимые варианты, отметить неверные. В дальнейшем работа со справочной литературой будет продолжена, и в случаях затруднения ученики всегда могут воспользоваться методической базой кабинета.
Изучая тему блока, учитель знакомит школьников с материалом теоретического характера, позволяющим познакомиться разновидностью тех или иных речевых ошибок. Предложенные для анализа задания способствуют формированию общеречевых и стилевых навыков, учащиеся приобретают навыки работы с соответствующими грамматическими формами и конструкциями, учатся заменять одни формы и конструкции другими, синонимичными, определять их роль в текстах с различной стилистической окраской, исправлять дефектные тексты с учетом языковых явлений. На этапе закрепления предлагается корректирование и редактирование текстов, содержащих опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку при непременном контроле со стороны учителя. На первом этапе анализируются печатные или письменные тексты (периодика, плохо отредактированные книги, непроверенные работы товарищей), на втором – собственные работы. Ребята учатся оценивать предложенные тексты с учетом следующих критериев:
- соответствует работа предложенной теме?
- достаточно ли полно и последовательно раскрыты подтемы?
- о чем можно было не писать?
- что вам понравилось?
- что вы считаете неудачным в речевом изложении?
- отметьте у автора яркие творческие находки;
- какие ошибки вы заметили: а) в содержании; б) в речевом оформлении?
Практика показывает, что коллективный разбор связного текста с учетом различных критериев его оценки является эффективной формой обучения. От коллективной работы учащиеся переходят к другой части занятия – самостоятельному выполнению индивидуальных заданий по карточкам. Перед учениками ставится задача: найти недочеты, определить их характер, привести возможные варианты их устранения. Такая работа эффективна, у учащихся вырабатываются умения оценивать качество текста, видеть в нем недочеты в содержании и речевом оформлении, развивается чувство языка.
Стандартная работа над ошибками может создать у некоторых учащихся психологический дискомфорт, поскольку не учитываются сомнения и вопросы, возникающие на этом этапе работы. Поэтому эффективно изложение информации учащимися при ролевой игре или диалоге с позиции “я – составитель текста”, “я – автор специально деформированного текста” (знающий, как на самом деле следует писать, и адресующий свое произведение воображаемым или реальным собеседникам).
На этапе закрепления проводятся лабораторно-практические занятия и практикумы. Смысл лабораторной работы в том, что учащиеся опытным путем убеждаются в существовании тех или иных закономерностей, которые известны науке. Основная задача учителя – направить процесс исследования и выступать в роли консультанта, комментировать задания, организовать обсуждение результатов исследовательской деятельности учащихся. Как правило, в основе такого занятия лежит самостоятельная индивидуальная или групповая работа учащихся, обсуждение полученных результатов. Итог работы – не только письменная работа, но и устное представление результатов.
Деловая игра “Редакция” проводилась как итоговое занятие по теме “Культура речи. Речевые ошибки и способы их устранения”. Ученики получили возможность познакомиться с такими профессиями, как завотделом, секретарь, корректор, художник- оформитель. Групповая работа позволила учащимся выбрать понравившиеся задания. Работали отделы: международной информации, информации по России, культуры и искусства, писем, рекламы, художественный отдел. Каждой группе был представлен дефектный текст. Необходимо было грамотно оформить предложенный материал: выделить абзацы, озаглавить, проверить, нет ли речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок. В ходе двухчасового занятия ученики успешно справились с предложенными заданиями, материал был оформлен группой художников-оформителей. И как итог работы - выпуск газеты “Новости Екатеринбурга”.
Спланированная таким образом работа элективного курса поможет в подготовке к выпускному сочинению, изложению, ЕГЭ. Со временем ребята начинают видеть мир сквозь “языковые очки”, в записанном искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им. Подобные задания развивают языковую интуицию, заставляют более пристально всматриваться в слово в единстве его структуры, помогают расширить возможности личностного развития выпускников в области речевой и лингвистической культуры.