Русский язык
-
Приемы формулирования проблемных заданий по русскому языку (на примере темы "Степени сравнения наречий") 2007
Одна из причин ограничения применения методов и приёмов проблемного обучения на уроках русского языка – недостаточное количество заданий проблемного характера в большинстве действующих учебников по русскому языку, а также отсутствие внимания к приёмам формулирования проблемных заданий в учебниках по методике преподавания русского языка. В статье предлагаются классификация и краткое описание приёмов конструирования системы заданий проблемного характера применительно к уроку русского языка по теме «Степени сравнения наречий».
-
КВН по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)" 2007
Урок-обобщение по русскому языку в 5-м классе проводится в форме игры КВН, тем самым закрепляя знания о синтаксисе и прививая детям любовь к русскому языку, а также развивая чувство коллективизма и умение работать в команде.
-
Тема урока: "Правописание мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа" 2007
Форма проведения урока - брейн-ринг. На уроке использованы разнообразные формы работы (индивидуальные, групповые, коллективные) и методы обучения (репродуктивный, практический, частично поисковый), которые применяются адекватно содержанию. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учётом способностей.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: "Открытие школьного Музея русского языка" 2007
На занятии ученики знакомятся с историей русского языка, узнают о происхождении алфавита и об иностранных словах в русском языке.
-
Открытый урок русского языка по теме: "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?" 2007
В завершение темы "Слова-признаки" во 2-м классе по программе "Школа 2100" проводится урок-обобщение по теме "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?". Основная цель урока: обобщить знания о словах-признаках, упражнять в подборе прилагательных, в умении устанавливать связь между словами-названиями и словами-признаками; учить решать проблемные ситуации. На уроке используются разные виды работ: работа в парах, фронтальная и индивидуальная работа. Основная работа направлена на развитие и закрепление умения подбирать слова-признаки по иллюстрациям и воображению к словам-названиям.
-
Урок - творческая мастерская по теме: "Давайте удивляться". 6–7-й класс 2007
Урок-мастерская - это вызов традиционной педагогике, это воспитание личности с новым менталитетом, основанном на глубокой вере в себя, в свои способности, воспитание личности, умеющей эти способности реализовать; это работа по принципу: все способны ко всем видам деятельности, поэтому появляется шанс даже у самых неуспевающих. Главная задача мастерской - создание атмосферы открытости. Именно такая атмосфера свободы, уверенности в собственных способностях, желания воплотить в слове свои мысли и чувства создается в мастерской письма.
-
Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме: "Проверка написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова" 2007
Основные цели и задачи урока - развивать у детей умения распознавать и проверять написание слов с парными согласными на конце и подбирать к ним проверочные слова; формировать умение объяснять написание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; воспитывать аккуратность, прививать любовь к родному языку.
-
Разработки уроков по теме: "Деепричастие" 2007
Специфика личностно ориентированной ситуации на уроках русского языка требует от учителя постоянного введения учащихся в состояние диалога, с тем чтобы провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области, выявить проблемы, интересующие ребят, рассмотреть проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей, способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения и научились обоснованно выражать цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства своего мнения.
-
Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме: "Опасные гласные" 2007
Данная разработка открытого урока во 2 классе – по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения". Урок проводился с целью закрепления указанного орфографического навыка и подготовки к проверочному диктанту. Урок представляет собой законченное методическое произведение. Даже суховатый материал по каллиграфии органически вплетен в структуру урока. Ученикам предоставлена возможность самим сопоставлять, анализировать варианты соединения букв и выделить наиболее удобный. Таким образом у учащихся формируется прочный и осознанный навык красивого рационального письма.
-
Тема урока: "Совершенный и несовершенный виды глагола" 2007
Урок русского языка по теме "Совершенный и несовершенный вид глагола".
-
Элективный курс "Подготовка к экзаменационному изложению с элементами сочинения". Русский язык. 9-й класс 2007
Предполагаемый курс подготовки к итоговой аттестации позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на письменном экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к аттестационным испытаниям.
-
Проект "Занимательный русский язык" (пособие-практикум) 2007
Учебное пособие по русскому языку для 5–7-х классов можно использовать и для уроков обучения, и для уроков обобщения-закрепления. Созданное в игровой форме, оно может использоваться учащимися не только на уроках, но и дома. Мы ввели в него не только задания, объяснения, но и ответы-подсказки.
-
Урок по теме: "Письмо". 5-й класс 2007
Урок по теме "Письмо" для 5-х классов знакомит учащихся с правилами заполнения конверта, написания писем разных видов, рассказывает об истории письма.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "В защиту русского языка" 2007
Конспект урока по русскому языку в 10-м классе по теме "В защиту русского языка". Данный урок построен в форме дискуссии, определяет проблемы современного русского языка; в беседе с учащимися проговаривается необходимость сохранения русского слова и бережного к нему отношения.
-
Тема урока: "Размышление по книге М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Предлагается вариант урока – исследования жизни и творчества М.А. Булгакова по теме "Размышление". На наш взгляд, это наиболее приемлемый вариант проведения урока по данной теме с использованием элементов развивающего обучения, позволяющий максимально усвоить новую учебную информацию учащимися с разным уровнем подготовки.
-
Готовимся к ЕГЭ в 9-м классе. Русский язык. Модель № 2, часть 2 (тестовые задания) 2007
Пособие для учителей 9-х классов содержит тестовые задания с выбором ответа, проверяющие умения извлекать основную информацию из текста, определять средства ее языкового выражения, а также принадлежность текста к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи. При разработке экзаменационных заданий учитывались тенденции новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного подхода к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку.
-
Урок по теме: "Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки" 2007
На наш взгляд, это наиболее простой и приемлемый вариант проведения урока по данной теме с использованием элементов развивающего обучения, позволяющий максимально усвоить новую учебную информацию учащимся с разным уровнем подготовки, а также помогает готовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
-
Методика и опыт проведения уроков русского языка в компьютерном классе, используя компьютеры частично 2007
Если уроки русского языка станут для каждого ребёнка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадает сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение.
-
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме: "Обращение" 2007
Урок может быть использован как один из приемов преемственности в обучении между начальной школой и средним звеном.
-
Тема урока: "Гласные в суффиксах глаголов -ева-(-ова-) и -ыва-(-ива-)" 2007
Представленный урок расширяет понятия учащихся о словообразовании глагола, углубляет сведения о грамматических признаках глагола, формирует навыки грамотного письма.
-
Урок развития речи в 9-м классе. Подготовка к сочинению в жанре эссе: "Моя планета – человеческий дом" 2007
Вопрос об охране родной природы сегодня особенно актуален. Об этом регулярно пишут в газетах, выступают писатели, журналисты, общественные деятели, учёные. Перед нами остро встаёт задача охраны природы и рационального использования её ресурсов. В своих произведениях писатели В.Паустовский, М.Пришвин в сказке "Кладовая солнца", М.Лермонтов в романе "Герой нашего времени" и другие авторы показывают красоту природы. На выпускных экзаменах по русскому языку учащиеся 9-го класса пишут изложение с элементами сочинения, где много внимания уделяется теме "Экология". На уроке развития речи русского языка в 9-м классе дан материал для написания домашнего сочинения в жанре эссе "Моя планета - человеческий дом".
-
Дидактическая игра-тест "Крестики-нолики" 2007
Дидактическая игра-тест "Крестики-нолики" учит детей выполнять действие, предложенное учителем, по сигналам, которые даются в графической форме; закрепляет умения, полученные на уроках русского языка и математики.
-
Урок русского языка по теме: "Наречие". 7-й класс 2007
Урок по теме "Наречие" в 7-м классе. В курсе русского языка "Наречие" – одна из интересных, но в то же время трудных для изучения тем. Данный урок обладает множеством возможностей активизировать внимание, мышление, что является основой развития познавательной деятельности; применение игровых форм дает возможность повысить интерес учащихся к изучению русского языка.
-
Конференция "Роль и значение в письменной речи пунктуации" (внеклассное занятие по развитию устной и письменной речи) 2007
Органическая связь устной и письменной речи в процессе обучения русскому языку способствует выработке навыков высокой культуры устной и письменной речи учащихся. После ряда уроков, на которых проводится повторение по нескольким разделам пунктуации, хорошо провести заключительное повторение в форме внеклассной работы. Предлагаю сценарий конференции, цель которой – повторение обобщающего характера.
-
Урок развития речи. Работа с текстом. 9-й класс 2007
Данный материал представляет собой содержание урока по теме "Урок развития речи. Работа с текстом. Подготовка к экзаменам. 9-й класс". Урок построен с использованием технологии развития "критического мышления": стадии вызова, осмысления, выбора и рефлексии. Данная методика способствует развитию самоанализа, помогает ученикам выбрать наилучший путь достижения цели, действуя эффективно в любой ситуации.
-
Элективный курс "Язык в речевом общении". 9–10-й класс 2007
Предлагаемый элективный курс ориентирован на учащихся 9–10-х классов и может быть включен в систему факультативных занятий. Будучи тесно связанным с основным, программным материалом, данный курс обладает определенной содержательной автономностью и не предполагает тесной связи с программой какого-либо класса. Это дает возможность свободно включаться в учебный процесс на различных этапах образования.
-
Урок с использованием технологии критического мышления по теме: "Определение" 2007
В статье представлен конспект урока русского языка в 8-м классе по теме "Определение" (программа изучения курса русского языка по учебному комплексу "Русский язык: Теория", "Русский язык: Практика"). Урок разработан по технологии критического мышления с использованием таких приемов, как кластер, синквейн, инсерт. Трехфазовая модель технологии (вызов – осмысление – рефлексия) способствует осознанному и осмысленному усвоению новой учебной информации, развивает интеллектуальные и познавательные умения учащихся, формирует умение сотрудничать в группе. Опорные знания учащихся восстановлены с помощью кластера, чтение статьи с использование приема "Пометки на полях" позволяет сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями. Ученики обретают опыт деятельностного освоения и целостного осознания определения как второстепенного члена предложения.
-
Урок по теме: "Фразеологизм как единица речи". 6-й класс 2007
Урок направлен на раскрытие сущности фразеологических явлений в русском языке. Разнообразные задания расширяют представление учащихся о богатстве словарного состава русского языка, углубляют представления об исторических изменениях в языке, обогащают их речь новыми фразеологическими оборотами.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам" 2007
На данном уроке формируется умение изменять имена прилагательные по родам и правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Предлагаемые задания и упражнения способствуют достижению поставленной цели, развивают орфографическую зоркость, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, воспитывают интерес к изучаемому предмету.
-
Слова с одним и тем же корнем и разными корнями (корни-омонимы, корни-синонимы) 2007
Распространенные ошибки среди учащихся при проверке орфограмм слабых позиций в корне слова связаны с омонимичными корнями, частями слов и границами корней. Решение данной проблемы в классе в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова рассматривается во 2-м классе через самостоятельное открытие учащимися "секретов" языка, исследовательскую работу, задания с "ловушками", разнообразные формы работы. Овладение системой понятий (корни одинаковые и корни-омонимы, корни-синонимы) позволяет учащимся находить способы решения частных задач и избегать ошибкоопасных мест.