Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Нестандартный урок по русскому языку в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Кто хочет стать знатоком" 2008

    Автор: Адонина Татьяна Ивановна

    Я работаю учителем русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. У детей, обучающихся в данной школе, отсутствует интерес к предмету, снижен познавательный интерес. Это привело меня к мысли о том, как заинтересовать детей, каким образом развивать у детей познавательную деятельность. Изучив различную литературу, проанализировав свои уроки, пришла к выводу, что пробудить интерес к предмету возможно проводя нестандартные уроки: КВН, интеллектуальное казино, "Поле чудес" и другие. Хочу предложить урок в 5-м классе, который проводится по принципу телеигры «Кто хочет стать миллионером».

  • Урок русской словесности в 6-м классе 2008

    Автор: Чеклецова Ирина Викторовна

    Основная цель урока – пробудить в детях чувство гордости и благодарности перед Великими людьми.

  • Система решений лингвистических задач как средство углубления знаний по русскому языку 2008

    Автор: Калля Альбина Николаевна

    Материал содержит статью, в которой рассматривается система решений лингвистических задач как средство углубленного изучения русского языка в средней школе. К теоретической части прилагается разработанный и апробированный автором урок по теме и мультимедийная презентация к нему.

  • "Маленькие находки — оригинальные приемы и методы обучения, открытия на уроках". Тема урока "Работа над ошибками" 2008

    Автор: Антонова Наталья Вячеславна

    Данный урок русского языка проводился с целью выявить уровень сформированности орфографической зоркости и умения выполнять работу над ошибками после письменных контрольных работ. На данном уроке использовала памятку к уроку и карточку "Проверь себя", которые помогают ребятам при работе над ошибками. Дидактический материал к уроку находится в приложении.

  • Учимся писать грамотно 2008

    Автор: Амбарцумова Виолетта Олеговна

    Правило правописания безударных гласных в корне слова является одним из самых сложных в русской орфографии. Выучить можно, но практическое его применение требует достаточно высокого уровня речевого развития, позволяющего быстро и правильно подбирать проверочные слова. Упражнения рассчитаны на учащихся начальной и средней школы. Целесообразнее начинать занятия со 2-го класса, учитывая программное содержание учебного материала по русскому языку. Особое внимание следует уделить учащимся, посещающим коррекционные занятия. Предлагаемые упражнения даются с целью развития речи и опережающего обучения в формировании понятия "родственные слова".

  • Урок-семинар по русскому языку "Имя числительное" в 6-м классе 2008

    Автор: Козлова Ирина Михайловна

    Урок русского языка в 6-м классе проходит в форме заочной экскурсии по родному городу.

  • Использование элементов образовательной технологии "Дебаты" в подготовке к написанию сочинения (часть С ЕГЭ по русскому языку) 2008

    Автор: Юминова Елена Валентиновна

    Старшеклассники, принимающие участие в занятии, на котором используются элементы образовательной технологии "Дебаты", учатся готовить самостоятельное монологическое выступление, требующее тщательного изучения проблемы, проработки материала, сбора и анализа информации, подготовки эффективной аргументации. Ведь у дебатирующего уже должно быть сформировано собственное мнение о проблеме, и ему нужно в составе команды, приняв участие в споре с оппонирующей стороной, убедить третью сторону в справедливости выбранной точки зрения.

    Подготовка к сочинению, Образовательная технология «Дебаты» на уроке русского языка, аргументация собственного мнения


  • Урок русского языка "Омонимы" в 6-м классе 2008

    Автор: Валиуллина Зульфия Рауфовна

    Урок русского языка в 6-м классе по теме "Омонимы".

  • Лирические отступления сельского учителя между уроками… 2008

    Автор: Мелитдинова Лидия Анатольевна

    Школьная жизнь - это особый мир со своими страстями и законами. Учитель, особенно сельский, в современном мире, вероятно, уже единственный, кто заботится о будущем своей деревни или района, страны и, если хотите, человечества. Обычная жизнь в школе - это труд, а сейчас еще и борьба за выживание без гламура и шоу. Что же будет дальше?.. "Посмотрим", - сказал слепой...

  • Необычные тексты на уроках словесности 2008

    Автор: Рогалева Елена Александровна

    Не секрет, что правильная речь "отличника" не всегда бывает интересной, фантазии тоже нужно учить. "Грамматика фантазии в высшей степени полезна для всех, кто способен мечтать и осуществлять свои мечтания", - писал Д.Родари. Помогают развивать речь конкурсы ораторского искусства, литературные кафе по творчеству поэтов, инсценировки, где ребята учатся выступать перед аудиторией, чувствуя себя легко и свободно, учатся отличать хорошие стихи от слабых, дилетантских, учатся пользоваться различными типами словарей, развивают чувство юмора.

  • Урок-викторина "Калейдоскоп" в 6-м классе по теме "Имена числительные" 2008

    Автор: Саетгараева Зульфия Абдулловна

    Раздел программы " Имя числительное" для учащихся татарской школы является наиболее трудным. Учащиеся затрудняются при склонении имен числительных, правописании и определении морфологических признаков. Особую трудность испытывают учащиеся при определении роли числительных в предложениях. Все эти трудности преодолимы, если мы трудимся заинтересованно и сознательно, если мы сможем, как требует современная методика, разработать систему целей (хотеть учиться), потребностей и мотивов, побуждающих школьников овладевать знаниями, заинтересованно и сознательно относиться к учению, быть активными в учебном процессе.

  • Урок русского языка в 11-м классе "Общие сведения о языке. Культура речи. Языковая норма" 2008

    Автор: Божко Людмила Аркадьевна

    Так как традиционная система уроков русского языка в старших классах не ориентирована на подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, возникла необходимость адаптировать уроки русского языка к новой форме аттестации. Урок по теме "Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма" (11-й класс) позволяет не только обобщить программный материал, но и разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами языка.

  • Урок русского языка в 6-м классе (по учебнику для 6-го класса общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.) "Правописание суффикса -чик (-щик)" 2008

    Автор: Румянцева Алла Алексеевна

    Урок русского языка в 6-м классе знакомит учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв «ч» и «щ» в суффиксах. Ребята учатся узнавать суффиксы, правильно их писать, устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв «ч» и «щ» в суффиксах. Урок объяснения нового материала провожу в форме урока-презентации. Эта форма способствует стимулированию положительной мотивации учащихся к теме, позволяет расширить кругозор ребят, способствует развитию речи учеников и обогащению их словарного запаса, развивает творческое воображение ребят, ассоциативный тип мышления, их фантазию, наблюдательность.

  • Урок русского языка в 5-м классе (по учебнику для 5-го класса общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.) "Пунктуация. Что может запятая" 2008

    Автор: Румянцева Алла Алексеевна

    Анализ работ учащихся показывает, что пунктуационные ошибки более многочисленны, чем орфографические. Пунктуационная грамотность находится на низком уровне. Поэтому урок русского языка в 5-м классе по теме показывает учащимся, что изучает пунктуация, зачем она нужна. И что может запятая? Учебный материал сопровождается заданиями, направленными на совершенствование письменной речи учащихся, развитие пунктуационной зоркости. Особое внимание уделяется истории и этимологии, принципам пунктуации. Предпочтение отдаётся занимательности как одному из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.


  • Урок в 11-м классе по теме "Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина" 2008

    Автор: Васильева Инна Анатольевна

    Урок призван формировать интерес школьников к изучению русского языка в целом, воспитывать любовь к русскому языку на примерах художественных текстов и на использовании в них элементов образной поэтической речи. Структура урока способствует повторению изученного материала о стилях речи. Содержание материала поддерживает интерес ребят к уроку и изучаемому: терминологический диктант, комплексный анализ текста: работа с отрывками, интересными, красочными и богатыми синтаксическими единицами, из произведений А.С.Пушкина. Повторение и изучение материала сопровождается презентацией по теме.

  • Урок-КВН на тему "Правописание суффиксов имен прилагательных в 6-м классе" 2008

    Автор: Хуснутдинова Ильмира Наиловна

    Урок-КВН позволяет развивать творческие способности учащихся, воспитать дух соперничества, уметь применять теоретические знания на практике, обогащать словарный запас языка учащихся, проявить творческий интерес к русскому языку.

  • Урок русского языка на тему "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными" 2008

    Автор: Серая Татьяна Валентиновна

    Предложенный урок русского языка предполагает использование раздаточного дидактического материала (листов с печатной основой). Использование листов с печатной основой активизирует деятельность каждого учащегося на уроке, делает работу наглядной, разнообразной, позволяет быстро проверить знания учащихся, выявить индивидуальные ошибки, найти пути их устранения, то есть способствует прочному усвоению знаний. Современная множительная техника, которой теперь обеспечена практически каждая школа, позволяет быстро распечатать такие листы для каждого ученика.

  • Информационные технологии на уроке русского языка в 9-м классе: "Письмо моей семье" 2008

    Автор: Кощина Татьяна Васильевна

    В век телефонизации и компьютеризации письмо не стало частью ушедшей эпохи. В свободном диалоге через знакомство с письмом участника Первой мировой войны, письмом в прошлое, письмом в будущее мы осознаём ценность рукописного письма. Письмо – это возможность диалога для представителей разных поколений. Необходимо учиться писать письма. Никакие технические средства не смогут заменить их. Семейные архивы позволяют приобщиться к общественной жизни через участие в разных акциях.

  • Обобщение и систематизация знаний по теме "Деепричастие", 7-й класс 2008

    Автор: Смирнова Наталья Викторовна

    Прекрасно осознавая требования современного учителя, имеющего достаточное количество однообразных текстов о грозе, осени, зиме, автор предлагает материал к уроку с учетом подготовки учащихся к ЕГЭ. Необычный вид урока – "Картинки с выставки" – позволит более успешно закрепить и обобщить сведения о деепричастии и деепричастном обороте. Выполняя упражнения по картине В.М.Васнецова "Аленушка", учащиеся находят деепричастия, образовывают деепричастия от глаголов, учатся определять вид, правильно использовать деепричастия в речи, правильно выделять знаками препинания, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

  • Модульная технология на уроках русского языка 2008

    Автор: Примак Ольга Михайловна

    На уроках повторения и обобщения изученного материала я использую технологию модульного обучения. Включение уроков-модулей на печатной основе в серию обычных уроков приносит немалую пользу, так как урок-модуль объединяет в себе разные виды работ, большое количество интересных материалов, несколько типов заданий. Несомненным его достоинством является то, что ученик сам может выбирать, на каком уровне ему работать, так как в уроке представлены варианты упражнений. Включение в урок заданий логического и даже исследовательского характера, абсолютная самостоятельность полностью преобразуют учебную деятельность. Модульные уроки ставят ученика в центр учебного процесса, развивают навык самоконтроля, а если ребята работают по парам – развивают коммуникативную культуру учащихся. Все модульные уроки рассчитаны на 2 часа.

  • Методическая разработка урока по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий 2008

    Автор: Бархаева Фидания Шайхулловна

    Мною разработан урок по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах". Методическая разработка предусматривает использование компьютера и мультимедийного проектора.


  • Конкурс эрудитов 2008

    Автор: Захарова Ирина Павловна

    В статье представлена интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 4-го класса. Данная игра позволяет подвести итог работы школьного объединения для одаренных детей "Юный языковед".

  • Урок русского языка "Морфологический разбор числительного", 6-й класс 2008

    Автор: Сладковская Надежда Михайловна

    Урок-повторение по теме «Имя числительное» построен в форме игры «Кто хочет стать миллионером?». Числительное - очень интересный морфологический материал. Различные по уровню сложности задания и возможность посоревноваться повышают интерес учащихся к изучению данной части речи, да и к урокам русского языка в целом.

  • Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха" 2008

    Автор: Хасбулаева Азман Патхулаевна

    Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни.

  • Осенние мотивы в лирике русских классиков XIX–XX веков. Путешествие в сентябрьский лес 2008

    Автор: Поченкова Наталья Анатольевна

    Урок предполагает предварительное путешествие в сентябрьский лес сначала учителя, который демонстрирует полученные материалы, делится впечатлениями, умело "вплетая" в свой рассказ научный материал, организуя целостную структуру урока. А затем - самих ребят, которые самостоятельно создадут путевые заметки или очерки, а также, возможно, представят собственные лирические произведения.

  • Урок-зачет по теме "Частица", 7-й класс 2008

    Автор: Спирина Елена Константиновна

    Урок-зачёт - одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определённых программой при изучении указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях. Уроки-зачёты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результаты учёбы.

  • "Парные согласные на конце и в середине слова", 2-й класс 2008

    Автор: Майборода Светлана Ивановна

    Данный урок позволит сформировать умение подбирать проверочные слова для написания парных согласных, развивать наблюдательность, обогащать словарный запас пословицами. Научит раскрывать смысл пословиц, бережно относиться к культурным ценностям русского народа.

  • Программа элективного курса для учащихся 10-го класса "Информационное обеспечение лингвокраеведческой исследовательской работы 2008

    Автор: Юдина Светлана Максимовна

    В условиях модернизации образования, введения НРК в учебную деятельность методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивая планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий - исследовательская деятельность, которую я решила интегрировать с изучением лингвотопонимики. Так появилась программа элективного курса для учащихся 10-х классов. Данный курс позволит не только познакомиться с азами лингвотопонимической исследовательской работы, но и в полной мере раскроет информационное обеспечение самостоятельных изысканий.


  • Урок-диктант "Повторение по теме «Наречие»" 2008

    Автор: Пицур Татьяна Матвеевна

    Применяемые различные виды диктанта (тестовый, словообразовательный, графический, цифровой, выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, "безошибочный" и т.д.) позволяют учителю повторить объёмный материал по теме "Наречие", увидеть пробелы в знаниях учеников, организовать работу так, чтобы учебной деятельностью были охвачены все ученики. Задания, предлагаемые ученикам, имеют творческий характер и ориентированы на самостоятельное выполнение. Задания подобраны с постепенным наращиванием трудностей. Данный конспект урока может быть интересен и молодому учителю, и учителю-стажисту.

  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе 2008

    Автор: Тыщук Марина Александровна

    Предложенная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 11-х классах. Она поможет эффективно спланировать и организовать работу по подготовке к ЕГЭ. Методическим обеспечением программы представленного элективного курса может служить учебник "Русский язык. 10–11" авторов Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина.