Русский язык
-
Интегрированный урок (русский язык + история) "Я вам пишу…" 2007
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа.
-
Открытый урок в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, пунктуация при них" 2007
Ситуация успеха, заданная в начале урока, позволяет учащимся легко вспомнить значения сочинительных союзов, правила пунктуации при однородных членах, а также почувствовать поддержку товарищей и ощутить собственную значимость.
-
Интегрированный урок русского языка и ИЗО: подготовка к сочинению-рассуждению "Берегите природу" 2007
Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы, поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважение к общественному труду - все это актуально в сегодняшнее время. Урок направлен на развитие нравственных качеств человека.
-
Реализация принципов субъективизации при изучении темы "Стилистические особенности сложносочиненного предложения" в 9-м классе 2007
Урок по теме "Стилистические особенности сложносочинённого предложения" представляет собой итоговое занятие и посвящается работе над стилистическими особенностями сложносочиненного предложения, что позволяет учителю проверить, насколько осознано относятся девятиклассники к ресурсам родного языка и насколько эффективен был весь процесс обучения средствами субъективизации.
-
Неделя русского языка 2007
В начальной школе особенно важно выявить способности учащихся, определить их творческие возможности и склонность к изучению определённых предметов, поддержать их интерес к изучаемым дисциплинам. Одним из средств привития любви и внимания к предметам являются предметные недели. В статье представлены материалы по проведению "Недели русского языка" в начальной школе. Материалы статьи рекомендуются для учителей начальных классов, заместителей директоров по УВР, а также для родителей учеников младших классов.
-
Урок русского языка в 9-м классе. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Урок-исследование 2007
Представлена работа с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо на уроке русского языка в 9-м классе.
-
Урок русского языка в 6-м классе на тему: "Употребление прилагательных" 2007
Урок содержит материал на закрепление, проверку и обобщение знаний и умений: проверить знание правил написания имен прилагательных: -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, слитное и раздельное написание не с прилагательными, правописание сложных прилагательных; уметь подбирать синонимичные ряды прилагательных к существительным, сопоставлять прилагательные-антонимы. Значительное внимание уделяется заданиям по развитию речи, текстовая часть которых преследует воспитательную цель.
-
Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка. Урок по теме "Понятие о глаголе". 6-й класс 2007
Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" не отрицает полезное старое. Она дает возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Дружеское письмо" 2007
учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения "Абазинская средняя общеобразовательная школа №5" Урок русского языка в 6-м классе по теме "Дружеское письмо" позволит учителю познакомить детей с особенностями эпистолярного жанра, так незаслуженно забытого сегодня. Ребята узнают, как правильно написать письмо другу, почувствуют, насколько важным является в письме каждое слово, и как справедлива пословица "Что напишешь пером - не вырубишь топором".
-
Виды переработки текста (план, тезисы, анализ) при помощи информационных технологий 2007
Основная методическая идея урока - параллельное обучение по двум предметам - информационные технологии и русский язык; два варианта урока с одним и тем же текстом.
-
Информационные технологии на уроках русского языка по теме: "Подлежащее". 8-й класс 2007
Урок разработан с использованием информационных технологий при объяснении нового материала по теме "Подлежащее" в 8-м классе. Данный урок позволяет формировать умение анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала с новым (виды связи в с/сочетании и предложении, понятие о подлежащем); развивает исследовательские и творческие навыки, способность к самоанализу, рефлексии.
-
Интеллектуально-речевое развитие учащихся на уроках русского языка средствами субъективизации 2007
Работая в течение нескольких лет в классах и традиционного, и развивающего обучения, пришла к выводу, что каждому ребенку свойственна внутренняя потребность в творческой деятельности, в творческой самостоятельности. Стало ясно, что для того, чтобы состоялось развитие творческой индивидуальности, нужно создать определенные педагогические условия, организовать учебную деятельность как-то иначе. Наверное, поэтому меня заинтересовал опыт работы кировских учителей, в основе методики обучения русскому языку которых лежит принцип субъективизации. Немаловажным стал и тот факт, что эта методика приемлема и в традиционной системе обучения, которой она придает развивающую направленность.
-
Факультатив в 5-м классе на тему: "Практикум по русскому языку на материале краеведения" 2007
Факультатив в 5-м классе по русскому языку знакомит учащихся с материалами общего краеведения; показывает, что Томская область - область развитой промышленности, сельского хозяйства и подготовки научных, инженерных, медицинских и педагогических кадров.
-
Изложение с элементами сочинения для 8-х классов 2007
На примере публицистического очерка о Волге учащиеся знакомятся с новым, усложненным видом изложения (с элементами сочинения), с особенностями описания и рассуждения в публицистическом и художественном стилях.
-
Урок русского языка "В гости к имени существительному" (с использованием компьютера). 5-й класс 2007
Сегодня перед учителями-словесниками стоит сложная задача: с одной стороны, обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Все это возможно благодаря внедрению информационных технологий.
-
Урок русского языка по теме: "Общее понятие о наречии". 4-й класс 2007
В ходе урока дается общая характеристика наречия, показываются отличия наречия от других частей речи.
-
Доклад "Формирование навыков грамотного письма" 2007
Доклад по теме "Формирование навыков грамотного письма", освещался на городском семинаре учителей начальных классов. Цель семинара: приемы работы на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости, орфографических навыков. Задачи: углубленное понятие "орфограмма"; усвоение орфографических правил написания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, прилагательных и в личных окончаниях глаголов.
-
Приемы обогащения словаря учащихся 2007
Усиление внимания к смысловой стороне речи - условие эффективности обучения. Основные приёмы обогащения словарного запаса школьников: словотолкование, лексико-семантическая группировка слов, редактирование негативного варианта, лингвистический анализ текста, использование новых слов и тропов в собственной речи. Игровые методики в работе. Органическая связь словарной работы с изучаемым грамматическим материалом.
-
Урок русского языка по теме: "Сложное предложение с разными видами связи". 9-й класс 2007
Предлагаются разные виды работ: схематический и орфографический диктанты, творческая работа - позволяющие избежать утомляемости обучающихся, но требующий ориентации в сложном предложении. Материал урока содержит валеологическую информацию, что способствует формированию сознательного и устойчивого позитивного отношения детей к здоровому образу жизни.
-
Погружение в Древний Восток 2007
Внеклассное мероприятие рассчитано на детей 5-6-го класса. "Погружение" - это интегративная практика гуманитарного образования, основной целью которой является расширение предметного содержания урока, сопряжение в нем различных культур, смысловых аспектов. Это заключительный этап "погружения в эпоху", который является итогом изучения истории, зарубежной литературы, эстетики. На уроках истории ребята знакомятся с основными событиями эпохи, на уроках эстетики подробно изучается культура, на уроках зарубежной литературы анализируются произведения этого исторического отрезка. Результатом интеграции становится праздник.
-
Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное" 2007
Урок обобщения занимает важное место в изучении темы "Имя прилагательное", позволяя увидеть степень её усвоения. В данной разработке урока использованы различные виды работ: игра "Знаток лирики", выборочный, графический, словообразовательный и творческий диктанты - что способствует активизации внимания учащихся, развитию творческого мышления.
-
Открытый урок по русскому языку во 2–3-м классе по теме: "Лексика. Антонимы на языковом материале сказок Г.Х. Андерсена" (презентация) 2007
Данный урок построен на языковом материале сказок Г.Х. Андерсена с использованием мультимедиа презентации. Тексты, отдельные слова и предложения подобраны таким образом, чтобы изучаемое понятие представлялось в них чётко и выпукло, в наиболее ярком проявлении своей языковой функции и своих грамматических особенностях. Это даёт возможность учащимся абстрагировать признаки, понятия, распознавать изучаемое явление среди других, сходным с ним. Урок сопровождается слайдами - иллюстрациями из сказок Г.Х.Андерсена, заданиями, которые дают ученикам герои сказок, что обеспечивает эмоциональное восприятие материала.
-
Урок русского языка и литературы в 6-м классе на тему: "Поэзия русского слова" 2007
Разрабатывая данный урок хотелось достичь определенных результатов, так как ученики шестого класса, можно сказать, находятся на одной из первых ступеней в овладении речью и анализа художественных произведений. Более того, важен и сам процесс овладения грамотной, образной, логической речью. Анализируя тексты произведений поэта, ребята учатся внимательному чтению, приобщаются к великому, могучему русскому слову, приобретают навыки анализа лирического произведения, задумываются о значимости языка в нашей жизни, говорят о многообразии средств, подчеркивающих и доказывающих живость и неповторимость языка.
-
Нулевые морфемы и их значения 2007
В настоящее время все реже мы слышим правильную и красивую речь. Многие литературные слова с легкостью заменяются разговорными. Дети испытывают затруднения в словесном оформлении своих мыслей, не задумываются над словами, которые произносят. Прививать любовь к родному языку нужно в школе. Достичь этого можно, делая уроки "Русского языка" интересными и нестандартными. Изучение русского языка - богатейшая возможность для развития логического мышления, внимания, памяти учащихся.
-
Структурно-семантический анализ названий г. Белгорода при изучении темы "Словообразование" в 6-м классе на уроках русского языка 2007
Особое место среди географических названий занимают названия внутригородских объектов - улиц, площадей, переулков, бульваров. Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика (от греч. микро "малый" плюс топоним - "имя места") города. Микротопонимы г. Белгорода многочисленны и разнообразны. Для юных исследователей этот материал очень интересен и познавателен не только с точки зрения истории города, но семантики и структуры самих микротопонимов, учащиеся узнают, что очень важно, - о русском языке и его истории.
-
Значения многозначного слова как его лексико-семантические варианты 2007
В результате поисково- исследовательской деятельности у учащихся появляется представление о слове как системе позиционно чередующихся вариантов и они создают модель многозначного слова как особой лексической единицы. В традиционных программах такая тема не рассматривается, включение же её в программу русского языка закономерно, так как у учащихся должно возникнуть представление о языке как системе, что прослеживается на всех уровнях: фонетическом, лексическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом.
-
Урок риторики в 5-м классе "Будьте вежливы! Вежливый отказ" 2007
Общая культура человека проявляется и в его вежливости. Наши дети много общаются, но не всегда соблюдают при этом правила этикета. На уроке учащиеся знакомятся с отказом как речевым действием, с помощью которого выражается отрицательная реакция на просьбу. Как сделать отказ вежливым? Какие бывают отказы? Ответы на эти и другие вопросы учащиеся "откроют" на данном уроке.
-
Урок русского языка "Письмо – эпистолярный жанр" 2007
Письмо, как эпистолярный жанр, незаслуженно забытый вид общения. По моему мнению, письмо - это источник эмоциональности и экспрессивности, это, если хотите, лирическое произведение, потому что автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания, основываясь на реальных событиях. Обращаясь к письму, мы вспоминаем родной язык, стараемся, чтобы речь наша была выразительной и правильной, придумываем свои языковые обороты и яркие примеры. А как порой важно выбрать единственно необходимое
-
Практическая работа по основным разделам русского языка 2007
Практическая работа по основным разделам языкознания в 4-м классе (УМК "Гармония). Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка могут быть эффективным инструментом для повышения интереса к изучаемому, систематизации и обобщении знаний по русскому языку, позволяет развивать умения различать части речи, члены предложения, проводить различные виды разбора, опираясь на грамматическое значение слов. Такая работа позволяет обобщить знания по основным разделам русского языка, развивать мышление, творческие способности учащихся.
-
Сочинение на свободную тему в жанре эссе 2007
Сочинение - один из самых трудных видов деятельности учащихся, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературы, контроля овладения учащимися навыками связной речи.