Тема урока: Имена числительные
Тип урока: урок-закрепление
Вид урока: урок-викторина
Цели урока
- Образовательные: Проверить и закрепить пройденный материал об именах числительных; научить правильно употребить числительные в речи: соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным; научить всматриваться, правильно и полно дать ответ на вопрос по ходу игры.
- Развивающие: развить познавательную активность учащихся, развить умения учащихся определять и сопоставлять отличительные признаки разрядов числительных, обогатить словарный запас учащихся, развить устную речь.
- Воспитательные: Воспитать любознательность, интерес к пословично - поговорному фонду русского языка.
Задачи урока: создать естественные речевые ситуации на уроке; совершенствовать умения и навыки по склонению имен числительных; развить умения творчески подходить к выполнению домашнего задания, умения работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развить творческую и познавательную деятельность учащихся.
Оборудование к уроку: Командные задания на формате А4, информационные карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, компьютер для демонстрации слайдов РоwеrРоint с заданиями к уроку, калейдоскоп, жетоны красного, зеленого, желтого цветов.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ
К уроку учащиеся начинают готовиться заранее. Класс делится на три группы или команды. Каждая команда придумывает себе название, девиз, выполняет два домашних задания:1) найти или самим составить две-три пословиц и поговорок. 2) Найти занимательные тексты с именами числительными о животных, растениях, природе. Предварительно учитель консультирует учащихся, помогает придумать занимательные вопросы, загадки по теме.
На большом ватмане составляются названия станций в виде калейдоскопа.
В середку прикрепляется стрелка с управлением, свободно вращающаяся. Капитаны команд по жребию вращают управляемую стрелку в сердцевине калейдоскопа. На название какой станции укажет стрелка, оттуда и задаются вопросы командам. Если команда не сможет ответить на вопрос, может ответить другая команда, которая получит дополнительные поощрительные жетоны. Такие викторины можно проводить по каждому изучаемому разделу грамматики, каждый раз внося определенные изменения, коррективы.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем урок- викторину “Калейдоскоп” по теме “Имена числительные”. Команды должны показать знание учебного материала, соблюдать дисциплину, не перебивать друг друга, давать развернутые ответы с доказательствами, проявить смекалку и находчивость.
Знакомство с командами
Это увлекательное начало урока, где учащиеся грамотно должны прокомментировать, почему они выбрали команде данное название и девиз. За лучший комментарий выдается жетон красного цвета или на доске ведется запись полученных командами жетонов.
I команда II команда III команда
I команда - “Количественные”
Наша команда “Количественные”, потому что мы знаем - “Один в поле не воин”. Мы надеемся, на все трудные вопросы калейдоскопа-викторины ответим все вместе сообща, мы намерены доказать, что побеждаем не столько количеством, сколько качеством ответов. О том, что мы истинные количественные, говорит и числительное один в нашем девизе.
II команда – “Порядковые”
Наша команда “Порядковые”, ибо мы любим порядок при счете, в работе и в учебе. Мы самая мирная и смелая команда, о чем говорит и наш девиз - “Сам не дерусь и семерых не боюсь”. Порядковое числительное семерых говорит о том, что мы настоящие порядковые.
III команда – “Целые”
Наша команда “Целые”, потому что мы единое целое. Все испытания поделим вместе. Наш девиз: “Чем 50 пустых слов, лучше одно веское”. О том, что мы целые, говорит и целое число – “50” в нашем девизе. Мы собираемся говорить только по существу, самое нужное и необходимое.
Учитель: “Молодцы! Вы все справились с домашним заданием, всем по красному жетону.
Познакомимся с нашим калейдоскопом (знакомство со станциями). Капитаны команд запускаем (по очереди) стрелки компаса. Вперед!
|
Станция “Теоретическая”, демонстрируется слайд №1. (На название какой станции указала стрелка компаса, на формате А 4 командам раздаются задания данной станции, демонстрируются слайды соответствующей станции)
Вопросы I команде - “Количественные”:
-Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
-Как склоняется порядковое числительное третий?
-Какими членами предложения могут быть числительные? Приведите примеры
Вопросы II команде - “Порядковые”:
- Чем отличаются порядковые числительные от количественных?
- Как пишется Ь знак в числительных?
- Какие числительные склоняются как существительные 3-го склонения?
Вопросы III команде - “Целые”:
- Чем отличаются простые числительные от составных?
- Как пишется порядковое числительное на – сотый. Ответ обоснуйте?
- Расскажи о собирательных числительных?
Учитель: Какая команда быстрее ответит? (Общий вопрос командам) :
- Расскажи о дробных числительных?
2. Станция “Практическая” - демонстрируются слайды №2, №3
Каждая команда у доски выполняет свою часть задания – 1-я команда выбирает все задания под номером 1) ; 2 команда - под №2 и т. д. У доски работают по одному члену из команды, остальные работают в тетрадях.
Определить часть речи, указать морфологические признаки.
1) Тройка мчится, тройка скачет.
2) Пять дней длился снегопад.
3) Смеялся и пел второй.
Выберите нужное числительное, данное в скобках.
Возле кузницы стояло (два, двое) сан… и (три, трое) телег.
(Два, двое) суток продолжалась метель.
(Трое, три) друзей отправились на рыбалку.
Спишите пословицы, цифры запишите словами. Объясните значение и смысл записанных выше пословиц?
1. Не забывай, что и столетняя жизнь состоит из 36 500 дней. (Корейская)
2. У мудреца одна овца, но разве прав глупец лишь потому, что у глупца 400 овец? (туркменская)
3. Сколько не думай, а половина 100 – 50 (татарская)
4. Спишите пословицы и подчеркните “хитрое” существительное, которое имеет то 7я, то 7 е, то 7 ю?
Дружная семья гору свернет (болгарская)
В семье не без урода (русская)
Хоть и плохой муж, а семью кормит (монгольская)
5. Какие это части речи?
1) Пятерка;
2) четыре; 3
) седьмой, двухмиллионный.
6. Записать предложения, определив синтаксическую роль числительных?
Три – нечетное число. Первый луч солнца разбудил меня.
Семь и семь – четырнадцать. Семеро ребят отправились в поход.
У кромки проруби сидели три медвежонка. Эти картины нарисовал один художник.
7. Составьте словосочетания, используя в них количественные и порядковые числительные в родительном падеже.
1) 1830 (КИЛОГРАММ) 444 (центнер) 2) 787 (яблок) 739 (грамм) 3) 18 (помидор) 3 000 (километр)
8. Запишите числительные в указанных падежах
1) Двое мотоциклистов (Т. П. Д. п. );
2) Семеро козлят (Р. Д. П. п) ;
3) Шесть тетрадей (Р. Д. П. п. ) ;
9. Запишите словами
4 2
III. Станция “Сообразительная”, демонстрируются слайды №4,5
1 команда. Укажите имена числительные в следующем ряду:
- тройка
- Пятерка
- Тройник
- Пять
- Три
- Пятерня
- трилогия
- Пятиклассник
2 команда. Укажите имена числительные в следующем ряду:
1) семилетний
4 однорукий
2) седьмой
5) одиночный
3) семиглавый
6) одиннадцатый
Команда. Укажите “лишнее” в данном ряду:
- Пятитомный
- трехразовый
- Пятитысячный
- три
- два
- пятый
Определите, какой частью речи является слово три в предложениях
1) Теперь три морковь для борща!
2) У меня три карандаша.
3) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
- существительным;
- подлежащим;
- дополнением;
- глаголом.
1V. Станция “Экологическая”, демонстрируются слайды № 6,7
Каждой команде раздаются карточки-информации с заданиями:
Прочитайте текст, правильно согласуя числительные с существительными, перескажите. Выпишите числительные, заменяя цифры словами. Укажите падеж имен числительных. Объясните лексическое значение подчеркнутых слов.
Команда “Количественные” - Информационная карточка № 4
Кошки…
…Кошки живут в среднем 12-15 лет, но есть среди них долгожители. Так в Великобритании кошка Кити прожила 32 года и принесла 218 котят, причем последнего - в 30 лет. Самый толстый кот живет в Сиднее (Австралия). Вес прожорливого Эдуарда свыше 20 кг.
Одомашнивание кошки произошло в Египте около 4000 лет назад до н. э.
Перв( …) официально зарегистрированная выставка кошек состоялась в Лондоне в 1871 г. Начиная с 20 г. нашего столетия, выставки начали проводиться регулярно во многих странах мира.
Команда “Порядковые” - Информационная карточка № 5
Кошки…
В Индийском океане существует небольшой остров Фраджост, населенный (один) кошками. У берегов острова в 1890 г. разбилось судно. Оставшиеся в живых умерли один за другим, а кошки, попавшие на остров, размножились, Сейчас их больше 1000. Они отлично приспособились к ловле рыбы, ракообразных и морских ежей.
Команда “Целые” Информационная карточка № 6
Обезьяны…
Самые маленькие обезьяны – игрунковые тамарины из семейства широконосых. Длина их тела – от 13 до 27 см, хвоста – от 15-42см, вес новорожденных 30 граммов и рост 7см. Они живут в тропических лесах Центральной и Южной Америки.
Самые разговорчивые из животных макаки. В языке их общения –30 букв. В словаре африканских горилл и обезьян –22буквы, в языке гиббонов – только 13 букв.
V. Станция “Любознательная”, демонстрируются слайды№№7, 8,9.
1. Отгадываем:
Команде “Количественные”:
У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)
Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей (год, месяцы, дни)
Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет (дождь, земля, трава)
Команде “Порядковые”:
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (руки и пальцы)
Шли столбцом: сын с отцом да сын с внуком. Сколько их?
Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ли досталось? (по полпирога)
Команде “Целые”:
Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? (Всадник и лошадь)
Четыре брата бегут, бегут, друг друга не догонят. (Колеса)
Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол)
Всем командам вопрос:
3. Назовите произведения, в заглавиях которых есть числительные?
Если учащиеся не смогли назвать или назвали мало произведений, то название и авторы произведений проецируются на экране. Учащимся предлагается записать их в тетрадь, заменяя цифры словами. (“12 месяцев” С. Маршака, “7 цветов радуги” В. Немцова, “17мгновений весны” Ю. Симонова, “12 стульев” Ильфа и Петрова,”15000 000” Маяковского, “1000 и 1 ночь” и т. д. ).
3. Отгадайте вторую часть пословиц
Команда “Количественные”
За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)
За семь верст комара искали, (а он на носу)
Команда “Порядковые”
Человека узнаешь, (когда с ним пуд соли съешь)
Кто храбр и стоек – (тот десятерых стоит)
Команда “Целые”
Семеро одну соломинку (поднимают)
Ворона белой не станет, сколько не три его (песком)
3. Составь как можно больше слов из букв слова ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (какая команда составит больше слов, тот получает красный жетон)
VI Станция “Ты-мне, я-тебе”, демонстрируются слайды10,11,12.
1. Учащиеся предлагают отгадать командам-соперникам свои пословицы-заготовки:
- Делай свое дело за семерых, а (слушайся одного) - Старый друг лучше (новых двух) - Семью ударами комара (убивает) - Учиться и в 60 (не поздно) - Семеро одного (не ждут) - У двух матерей по (пять сыновей) - У него семь пятниц (на неделе) - Сильный поборет одного, а ученый (тысячу) - Семь бед – (один ответ) - Семьдесят одежек, все (без застежек)
2. Конкурс “Вопросы-ответы”
- Когда был издан первый печатный словарь, сколько слов в нем было зафиксировано? (в 1596 г., 1061 слов)
- Сколько слов включает в себя “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля? (200000 слов)
- Когда состоялось торжественное открытие памятника А. С. Пушкину в Москве? Назовите автора памятника (скульптор А. М. Опекушин,6 июня 1880года)
- Напиши словами годы жизни известных тебе писателей и поэтов?
- Когда произошло Бородинское сражение? (7 сентября 1812 года)
- Когда была напечатана первая книга на Руси? (1564 г.)
-Как заканчивается эта известная пословица: “Ясно, как…”?
- дважды два;
- трижды три;
- пятью пять;
- шестью шесть.
3. Конкурс “Отгадайте загадки с числительными”
1. Какое животное имеет два носа? (носорог)
2. Два брата купаются, а третий насмехается? два ведра и коромысло)
3. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (12 месяцев)
4. Есть семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)
5. Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнёзд. И во всяком гнезде по 4 птицы? (год)
6. Только одно дерево без ветра шумит. Какое? (осина)
7. Четыре ноги, а не зверь. Есть перья, да не птица? (кровать, постель)
8. Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырёх? (всадник на коне)
9. Сто один брат и всё в один ряд. Вместе связаны стоят. Что это? (изгородь)
10. Что имеет два конца, но не имеет начала? (ножницы)
11. Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек? (часы)
Подведение итогов. Анализируется и оценивается работа команд, выявляется команда- победитель.
Домашнее задание. Командам (на выбор) предлагается домашнее задание.
1. Групповое домашнее задание:
Составьте ситуацию, где было бы уместно использовать одну из пословиц.
От слона держись на 60 шагов, от осла - на 70 (тамильская)
Человек 60 лет живет, а 30 из них спит (японская)
В 70 лет здоровьем не хвалятся (вьетнамская)
2. Индивидуальное домашнее задание
По желанию и интересам в качестве домашнего задания учащиеся имеют возможность выбрать из “Банка разноуровневых заданий” карточки с заданиями разного уровня сложности по теме “Имена числительные”, например:
Карточка № 8
Мысли мудрых.
Выпиши числительные, определи их разряд, сделай морфологический разбор выделенных числительных.
Были два брата. Один состоял на службе у падишаха, другой добывал себе на жизнь трудом. Богатый брат, служивший у падишаха, спросил однажды у бедного: “Почему не идешь на службу к падишаху? Тебе не пришлось бы делать столь тяжелую работу?” Тот ответил: “А почему ты не живешь трудом? Это избавило бы тебя от позора и многих унижений. Ведь недаром мудрецы сказали: лучше сидеть дома и есть свой кусок хлеба, чем кому-то прислуживать в расшитом золотом кушаке…”. Копейка, добытая трудом, дороже тысячи копеек, полученных от чужих рук.
Карточка №9.
Замените некоторые части слов или целые слова цифрами в следующем предложении.
Прежде чем семья сядет за стол, предварительно вытри клеенку.
Карточка №10.
Разряды имен числительных
Вначале запишите словосочетания “собирательное числительное + существительное”, затем с тремя из них составьте разные по цели высказывания предложения.
Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; друзья, товарищи, дети, юноши; сутки, сани, брюки, ножницы.
Как показывает опыт, разные формы групповой деятельности на уроке воспитывают у учащихся чувство долга и ответственности, формируют коллективистские отношения. Дифференциация и индивидуализация обучения в сочетании с интенсивными формами обучения открывает учителю широкие возможности для эффективного претворения в жизнь многих дидактических и воспитательных целей урока, создать на уроках творческую атмосферу, активизировать деятельность каждого ученика, достичь значительных успехов при обучении русскому языку.
Используемая литература
- Ахременкова Л. А. Тренинги по пунктуации (с ответами) : 5-11 классы М. : ТЦ Сфера, 2002. - 64 с
- АхмадуллинаФ. Ю. , Мирошниченко Л. В. В. В. Русская речь: Учебное пособие для 6 класса татарской школы. - Казань; Магариф,1999. - 103с.
- Ситникова Л. Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 6 класс. - Волгоград: Учитель, 2003. - 142с.
- Шклярова Т. В. Сборник упражнений по русскому языку для 6 –го класса (пособие для средней школы) М. Грамотей, 2006. -160с.