Урок-зачет по теме "Частица", 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: проверить усвоение учебного материала в условиях уровневой дифференциации.

Таблица с указанием баллов за выполнение зачётных заданий обязательной и дополнительной частей:

Отметка “зачёт” “4” “5”
Обязательная часть 9 баллов 10 баллов 10 баллов
Дополнительная часть ------- 2 балла 4 балла

Обязательная часть

Задание № 1

- Выписать из текста 5 частиц и указать их разряд.

Нужно бережно относит(?)ся (ко) всем р..стениям, даже к тем, которых очень много и они р..стут (по)всюду. И если уж срыва..шь (не)сколько цветков, то (не)бери самых крупных самых привлекательных. Пусть из их семян выр..стут такие (же) красивые р..стения. Сорва (н;нн)ый цветок быстро увянет а оставле(н;нн)ый р..сти (не) только порадует своей красотой многих людей но и даст жизнь сотням себе подобных.

Что за прелесть – этот луг усыпанный цветами!

Задание № 2

- Заменить выделенные выражения фразеологизмами с частицей НИ:

  1. О нём давно ничего не слышно. (ни слуху ни духу)
  2. Она встаёт очень рано. (ни свет ни заря)
  3. Я желаю тебе удачи. (ни пуха ни пера)

Задание № 3

- Смотреть текст к заданию № 1. Озаглавить, списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставить недостающие знаки препинания.

Задание № 4

- Составить предложения с одной из пар слов:

  • чтобы – что бы
  • тоже – то же
  • также – так же

Задание № 5

- Списать текст, вставляя вместо пропусков частицы, подходящие по смыслу.

Слова для справок: именно, бы, ни, не, и.

Что --- --- ты --- --- делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете

--- --- один. Тебя окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.

--- --- в этом --- --- состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Задание № 6

- Составить таблицу “Виды орфограмм по теме “Частица”. Привести не менее двух примеров каждого вида орфограмм.

Правописание частицы “-ка” Правописание частицы “-то” Правописание частиц “ли, же, бы”
Спой-ка песню.

Напиши-ка письмо.

Подержи коня-то.

Погода-то улучшилась.

Посмотрели бы вы. Знаете ли вы?

Я же говорил.

Задание № 7

- Распознать, чем является слово ТО в следующих предложениях:

  1. Это (то), о чём я долго думал.
  2. Из окна (то) слышался романс, (то) доносилась мелодия танго.
  3. Что (то) слышится родное в долгих песнях ямщика.
  4. Медведь (то) стоит в малиннике, ягодами лакомится.

1. местоимение
2. союз
3. суффикс
4. частица

Задание № 8

- Записать слитно или раздельно.

(Не)спускать глаз; лентяю всё (не)здоровится; внушать (не)доверие; (не)счастье, а горе; уйти (не)заметно; (не)проглядный мрак; совсем (не)сладкий кисель; (не)освещённая комната; (не)переведённый мною текст; (не)засеянное поле; (не)медленно исполнить; нисколько (не)трудно.

Задание № 9

- Составить предложение с прямой речью, употребив частицу ЛИ.

Задание № 10

- Списать предложения, распознать НЕ и НИ:

  1. Нет н.. солнца, н.. света, н.. тени, н.. движения и н.. шума.
  2. Мать сидела в головах милых сыновей своих, н.. на минуту н.. сводила с них глаз, н.. думала о сне.
  3. Маленькие осинки побеждают даже траву и вырастают, несмотря н.. на что.

Дополнительная часть.

Задание № 1 (2 балла)

- Заполнить таблицу “Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи”

  Слитно Раздельно
НЕ    
НИ    

Задание № 2 (2 балла)

- Раскрыть скобки:

(Во) что(бы) то (ни) стало; (н..) раз; (н..)разу; как (ни)(в) чём (не)бывало;

(не)что иное, как; (ни)кто иной не.