Урок-семинар по русскому языку "Имя числительное" в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Цель урока: Обобщение изученного по теме “Имя числительное”.

Задачи урока:

  1. Проверить умение учащихся применять на практике свои знания о числительных;
  2. Правильное употребление числительных с другими частями речи, соблюдение норм произношений;
  3. Воспитание интереса к изучению русского языка;
  4. Воспитание любви к родному краю.

Оборудование:

  • презентация с видами г.Саратова;
  • таблица “Определение способа склонения числительных”;
  • выставка книг для подготовки к семинару

План семинара

  1. Словесный портрет Числительного. Его биография.
  2. Числительные, обозначающие целые числа.
  3. О порядочности порядковых числительных.
  4. Дружные и собранные собирательные.
  5. Хитрые дробные числительные.
  6. “Это интересно знать”.

Ход урока

1) Слово учителя:

Сегодня я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в прошлое и настоящее нашего города. Экскурсию образовательную: мы перелистаем героические страницы истории нашего города; затронем современные его проблемы.

И вы ещё раз убедитесь, какая эта важная часть речи – числительное, ведь цель нашего урока – повторить всё, что мы о нём знаем. Мы должны проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли употребляете числительные с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения.

Запишите, пожалуйста, число, тему сегодняшнего урока (учащиеся комментируют). В записанных предложениях найдите числительное, дайте его характеристику.

2) Словарная работа:

Семинар(лат.) – seminarium рассадник

1. Групповые практические занятия под руководством преподавателя ВУЗа. 2. Групповые практические занятия, кружок для какой-нибудь специальной подготовки для повышения квалификации.

Миллион (итал.) – мили – тысяча, оне – ищ

(Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметным богатством, придумал слово миллион, которое состоит из: мили –тысяча, оне – ищ)

3) Презентация (или запись на доске):

Первые письме…ые уп…минания о Саратов… наход…м в (древне)русских летописях семнадцатого века. (Показ ксерокопии этой записи)

Задание: * записать это предложение, вставить и объяснить пропущенные буквы.

* с какими числительными вы встретились в предложении? (1 ученик у доски) * произведите морфологический разбор любого числительного (1 ученик у доски)

4) Расскажите о числительном как о части речи(1 ученик у доски, класс готовит рецензию на его ответ)

Работаем с карточкой № 1 ( карточка есть на каждом ученическом столе):

Прочтём текст, правильно выговаривая окончания числительных::

В 1838 году царское правительство разрешило издание газет в 42 городах России, в том числе и в Саратове. Это была первая местная газета.

(При помощи мультимедийной системы учитель показывает фотографии Саратова в 19 веке и просит учащихся дать характеристику всех числительных на этой карточке).

Выполните морфологический разбор числительного сорока двух (1 ученик у доски).

5) Расскажите о числительных, обозначающих целые числа, их склонении (1 ученик отвечает, другой рецензирует его ответ)

Слово учителя: Итак, мы узнали, когда появилась первая газета в нашем городе, а сейчас перед вами последний номер местной газеты “Саратовский арбат”, и мы узнаем о сегодняшнем дне саратовцев. Я читаю текст, а ваша задача – выписать в 2 столбца: количественные и порядковые числительные, т.е. – выборочный диктант.

6) Третий вопрос нашего семинара – “О порядочности порядковых числительных” (1 ученик отвечает, другие рецензируют его ответ)

Учитель: Представьте, что объявлен конкурс на замещение вакантной должности диктора телеканала “2-я Садовая”: прочитайте предложенный текст, соблюдая грамматические и орфографические нормы:

Карточка № 1.

В 19 веке Саратов стал центром населённого края. Основным занятием было земледелие. Ежегодно из Саратова отправлялось 2 миллиона 800 тысяч пудов пшеницы и около 350 тысяч пудов других хлебов.

 

Карточка № 2.

В 30-е годы в Саратове торговали свыше 800 лавок и лавчонок, а к середине 40-х годов их стало более 4 тысяч. Центром торговли считался Гостиный двор с 46 лавками (ныне на этом месте Управление Приволжской железной дороги)

(При помощи мультимедийной системы учитель показывает фотографии)

 

Карточка № 3.

В 2000 году Саратов торжественно отметил свой 410 – летний юбилей. В Саратове 13 ВУЗов, 20 средних специальных учебных заведений, 5 академических научных институтов. Для жителей Саратова и его гостей открыты двери (четверых, четырёх) музеев. В Саратове работает (семь, семеро) кинотеатров. В (обоих, обеих) районах Саратова, Ленинском и Заводском, живут около 250 тысяч человек.

Учитель: Ребята, а вы можете назвать улицы Саратова, связанные с числительными?

(устные ответы учащихся)

Задание: Восстановите с помощью данных на доске предложения и запишите их в тетрадь, укажите разряд числительных:

13 ВУЗов; 20 средних учебных заведении;5 академических научных институтов; 5 театров; 4 музея.

Физминутка (правая рука – порядковые, левая – количественные)

7) Следующий вопрос – собирательные числительные.

(1 ученик отвечает, другой рецензирует его ответ)

Загадочная пауза (работаем с карточками, которые есть на столе у всех учащихся): отгадайте загадки, выпишите числительные, укажите разряд)

У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем.

Четыре брата бегут, друг друга не догонят.

Выходили двенадцать молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей.

У семерых братцев по одной сестрице. Много ли сестёр?

8) Расскажите о дробных числительных. Почему в плане написано, что они хитрые?

Диктант с “ключом”.

Саратов – город-труженик, 85,5% занято в сфере материального производства; 6,9 – в просвещении, науке; 5% - в здравоохранении. Более 125 тысяч (3/4 населения) – постоянные читатели библиотек.

9) “Это интересно знать”: проверка домашнего задания

Что интересного вы можете рассказать о числительных? Всё, что вы узнали, мы соберём в “ДОМИК ЧИСЛИТЕЛЬНОГО” (см. приложение)

Путешествие по Волге на кораблях:

На кораблях, которые раздаются каждому ряду, учащиеся должны написать как можно больше художественных произведений, в которых используются числительные.

Д/З:

  1. Самодиктант на тему “Правописание числительных”
  2. По тетради с печатной основой задания 4,5 стр. 26-27.