Цель урока: Обобщение изученного по теме “Имя числительное”.
Задачи урока:
- Проверить умение учащихся применять на практике свои знания о числительных;
- Правильное употребление числительных с другими частями речи, соблюдение норм произношений;
- Воспитание интереса к изучению русского языка;
- Воспитание любви к родному краю.
Оборудование:
- презентация с видами г.Саратова;
- таблица “Определение способа склонения числительных”;
- выставка книг для подготовки к семинару
План семинара
- Словесный портрет Числительного. Его биография.
- Числительные, обозначающие целые числа.
- О порядочности порядковых числительных.
- Дружные и собранные собирательные.
- Хитрые дробные числительные.
- “Это интересно знать”.
Ход урока
1) Слово учителя:
Сегодня я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в прошлое и настоящее нашего города. Экскурсию образовательную: мы перелистаем героические страницы истории нашего города; затронем современные его проблемы.
И вы ещё раз убедитесь, какая эта важная часть речи – числительное, ведь цель нашего урока – повторить всё, что мы о нём знаем. Мы должны проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли употребляете числительные с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения.
Запишите, пожалуйста, число, тему сегодняшнего урока (учащиеся комментируют). В записанных предложениях найдите числительное, дайте его характеристику.
2) Словарная работа:
Семинар(лат.) – seminarium рассадник
1. Групповые практические занятия под руководством преподавателя ВУЗа. 2. Групповые практические занятия, кружок для какой-нибудь специальной подготовки для повышения квалификации.
Миллион (итал.) – мили – тысяча, оне – ищ
(Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметным богатством, придумал слово миллион, которое состоит из: мили –тысяча, оне – ищ)
3) Презентация (или запись на доске):
Первые письме…ые уп…минания о Саратов… наход…м в (древне)русских летописях семнадцатого века. (Показ ксерокопии этой записи)
Задание: * записать это предложение, вставить и объяснить пропущенные буквы.
* с какими числительными вы встретились в предложении? (1 ученик у доски) * произведите морфологический разбор любого числительного (1 ученик у доски)
4) Расскажите о числительном как о части речи(1 ученик у доски, класс готовит рецензию на его ответ)
Работаем с карточкой № 1 ( карточка есть на каждом ученическом столе):
Прочтём текст, правильно выговаривая окончания числительных::
В 1838 году царское правительство разрешило издание газет в 42 городах России, в том числе и в Саратове. Это была первая местная газета. |
(При помощи мультимедийной системы учитель показывает фотографии Саратова в 19 веке и просит учащихся дать характеристику всех числительных на этой карточке).
Выполните морфологический разбор числительного сорока двух (1 ученик у доски).
5) Расскажите о числительных, обозначающих целые числа, их склонении (1 ученик отвечает, другой рецензирует его ответ)
Слово учителя: Итак, мы узнали, когда появилась первая газета в нашем городе, а сейчас перед вами последний номер местной газеты “Саратовский арбат”, и мы узнаем о сегодняшнем дне саратовцев. Я читаю текст, а ваша задача – выписать в 2 столбца: количественные и порядковые числительные, т.е. – выборочный диктант.
6) Третий вопрос нашего семинара – “О порядочности порядковых числительных” (1 ученик отвечает, другие рецензируют его ответ)
Учитель: Представьте, что объявлен конкурс на замещение вакантной должности диктора телеканала “2-я Садовая”: прочитайте предложенный текст, соблюдая грамматические и орфографические нормы:
Карточка № 1. В 19 веке Саратов стал центром населённого края. Основным занятием было земледелие. Ежегодно из Саратова отправлялось 2 миллиона 800 тысяч пудов пшеницы и около 350 тысяч пудов других хлебов. |
Карточка № 2. В 30-е годы в Саратове торговали свыше 800 лавок и лавчонок, а к середине 40-х годов их стало более 4 тысяч. Центром торговли считался Гостиный двор с 46 лавками (ныне на этом месте Управление Приволжской железной дороги) (При помощи мультимедийной системы учитель показывает фотографии) |
Карточка № 3. В 2000 году Саратов торжественно отметил свой 410 – летний юбилей. В Саратове 13 ВУЗов, 20 средних специальных учебных заведений, 5 академических научных институтов. Для жителей Саратова и его гостей открыты двери (четверых, четырёх) музеев. В Саратове работает (семь, семеро) кинотеатров. В (обоих, обеих) районах Саратова, Ленинском и Заводском, живут около 250 тысяч человек. |
Учитель: Ребята, а вы можете назвать улицы Саратова, связанные с числительными?
(устные ответы учащихся)
Задание: Восстановите с помощью данных на доске предложения и запишите их в тетрадь, укажите разряд числительных:
13 ВУЗов; 20 средних учебных заведении;5 академических научных институтов; 5 театров; 4 музея.
Физминутка (правая рука – порядковые, левая – количественные)
7) Следующий вопрос – собирательные числительные.
(1 ученик отвечает, другой рецензирует его ответ)
Загадочная пауза (работаем с карточками, которые есть на столе у всех учащихся): отгадайте загадки, выпишите числительные, укажите разряд)
У двух матерей по пяти сыновей, а имя
одно всем. Четыре брата бегут, друг друга не догонят. Выходили двенадцать молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. У семерых братцев по одной сестрице. Много ли сестёр? |
8) Расскажите о дробных числительных. Почему в плане написано, что они хитрые?
Диктант с “ключом”.
Саратов – город-труженик, 85,5% занято в сфере материального производства; 6,9 – в просвещении, науке; 5% - в здравоохранении. Более 125 тысяч (3/4 населения) – постоянные читатели библиотек.
9) “Это интересно знать”: проверка домашнего задания
Что интересного вы можете рассказать о числительных? Всё, что вы узнали, мы соберём в “ДОМИК ЧИСЛИТЕЛЬНОГО” (см. приложение)
Путешествие по Волге на кораблях:
На кораблях, которые раздаются каждому ряду, учащиеся должны написать как можно больше художественных произведений, в которых используются числительные.
Д/З:
- Самодиктант на тему “Правописание числительных”
- По тетради с печатной основой задания 4,5 стр. 26-27.