Пояснительная записка
Актуальность: В условиях модернизации образования, введения НРК в учебную деятельность методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантировано обеспечивая планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий – исследовательская деятельность. Это наиболее эффективный путь познания и целый ряд исследовательских методов и подходов является универсальными, общими для любого вида деятельности и, следовательно, знание их поможет учащимся, какой бы дальнейший путь они не выбрали.
Вид программы: надпредметная.
Предмет (предметная область), на которую нацелен курс: лингвокраеведение
Время, затрачиваемое на обучение: 36 часов.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся системы ЗУН в сфере лингвотопонимики через развитие навыков исследовательской работы и информационной культуры личности.
Цель требует решения следующих задач:
- сформировать умения и навыки исследовательской деятельности по лингвотопонимике;
- научить работать с различными источниками и базами информации;
- формировать информационную компетенцию учащихся.
- содействовать становлению личности учащихся через исследовательскую деятельность, развивать потребность к саморазвитию в овладении диалоговой культуры с окружающими людьми, миром.
- приобщать подростков, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат этой деятельности (к самостоятельному добыванию знаний).
Критерии успешности программы.
Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут знать:
- Направления исследовательской работы в области лингвокраеведения;
- Структуру исследовательской работы;
- Виды исследовательских работ (доклад, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научный отчет, научная статья, реферат);
- Основные понятия: аспект, гипотеза, дедукция, идея, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, научная тема, научное исследование, объект исследования, предмет исследования, проблема, теория, умозаключение;
- Источники и базы информации НПР и Красноярского края;
- Электронный поиск информационных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
- составлять план исследования по лингвокраеведению;
- оперировать понятийным аппаратом,
- работать с источниками и базами информации;
- пользоваться алгоритмами поиска необходимой информации
- составлять библиографию информационного источника;
- выполнять различные виды исследовательской работы;
- оформлять исследовательскую работу,
- представлять результаты авторефератом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- нахождения и применения информации, включая лингвокраеведческие информационные системы и ресурсы интернета;
- готовности к исследовательской деятельности (наличие определенных знаний и умений);
- обучения в высших учебных заведениях.
Критерии оценок: Для учёта достижений обучающихся выставляются оценки в диапазоне от 1 до 3 баллов в соответствии с программой курса.
1 балл выставляется, если посещено не менее 65% занятий и усвоена теория курса;
2 балла выставляется, если посещено не менее 80% занятий, обучающийся знает основные направления лингвокраеведческой работы, структуру исследовательской работы, основные источники и базы информации, владеет основными алгоритмами поиска необходимой информации, умеет правильно оформить собранный материал.
3 балла выставляется, если курс обучения завершен исследовательской работой по лингвотопонимике и представлен авторефератом.
Учебно-тематический план программы
№ |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Формы организации учебной деятельности |
1 |
Введение. Содержание и особенности курса. Понятийный аппарат исследования. |
2 |
Лекция с элементами презентации; работа по сайтам ИНТЕРНЕТа. |
|
Концептуальный модуль “Основные рабочие понятия лингвотопонимической исследовательской деятельности” (9 часов) |
||||
1 |
Понятие ведущих направлений лингвотопонимического исследования. |
1 |
Лекция с элементами презентации. |
|
2 |
Целеполагание как конструирование исследовательского процесса. Понятийный аппарат исследования. |
1 |
Лекция с элементами практикума |
|
3 |
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. |
1 |
Лекция с элементами практикума |
|
4 |
Обоснование актуальности выбора темы исследования. |
1 |
Лекция с элементами практикума |
|
5 |
Цель и задачи исследования |
1 |
Лекция с элементами практикума |
|
6 |
Требования к научной гипотезе. |
1 |
Лекция с элементами практикума |
|
7 |
Индивидуальная карта лингвотопонимического исследования с учетом выбранного направления работы, темы, цели, задач исследования. |
1 |
Практикум |
|
8 |
Общее представление о методологии научного исследования. Группы методов лингвокраеведческой работы. |
2 |
Деловая игра |
|
Методический модуль “Информационные ключи и базы исследовательской работы по лингвотопонимике” (16 часов) |
||||
1 |
Виды источников лингвокраеведческой информации. Метод библиографирования. |
2 |
Практикум |
|
2 |
Письменные источники. Группы письменных источников. |
2 |
Экскурсия отдел краеведения НПБ |
|
3 |
Группы письменных источников: периодическая литература. Специфика работы с периодикой. |
2 |
Практикум в читальном зале НПБ |
|
4 |
Работа с архивными документами |
2 |
Экскурсия в городской архив |
|
5 |
Вещественные источники. |
2 |
Виртуальная экскурсия по заповеднику, тематическое занятие в первом доме Норильска |
|
6 |
Устные памятники лингвокраеведения |
2 |
Анализ первоисточников |
|
7 |
Библиотеки по назначению и тематическому охвату литературы, краеведческие фонды |
2 |
Экскурсия в техническую библиотеку |
|
8 |
Архивы - общие и специализированные. Архивная терминология. |
2 |
Практикум в архиве |
|
Универсальные и отраслевые музеи, содержательный и формальный характер хранящихся в них экспонатов. |
Экскурсия в музей освоения НПР |
|||
Практический модуль “Алгоритмы поиска и использования источников лингвокраеведческой информации” (8 часов) |
||||
1 |
Лингвокраеведческий тематический поиск в библиотеке, архиве, музее. |
2 |
Практикум |
|
2 |
Систематизация научной информации. |
2 |
Практикум |
|
3 |
Применение информационных технологий. Способы формирования данных. |
2 |
Практикум |
|
4 |
Компьютерная обработка данных лингвокраеведческого исследования. |
2 |
Практикум |
|
5 |
Итоговое занятие: Рефлексия по модулям курса. |
Круглый стол Представление авторефератов исследовательских лингвокраеведческих работ. |
Содержание программы.
I. Введение в элективный курс (2 часа).
1. Теоретический блок: Содержание и особенности курса. Требования к учащимся. Назначение курса, его связь с другими дисциплинами школьного плана, с работой школьного научного объединения. Роль курса в достижении образованности учащегося профильного естественно-научного класса. Понятийный аппарат исследования. Единая терминология. Тезаурус
2. Практический блок: Составление терминологического словаря; Интернет-путешествие по Всероссийским и региональным конкурсам научно-исследовательских работ (“Первые шаги”, конкурс им. Вернадского, ВСШ и др.).
II. Концептуальный модуль “Основные рабочие понятия лингвотопонимической исследовательской деятельности” (9 часов)
Занятие №1 (1 час)
Теоретический блок: Понятие ведущих направлений лингвотопонимического исследования: ономастика; топонимика: годонимы, ойконимы, оронимы, гидронимы; зоонимы: орнитонимы, ихтионимы, терионимы; литературное краеведение; региональная лексика; анализ живой разговорной лексики; фольклористика, этнография – этнонимы и др.
Практический блок: Определение уровня развития языковой личности школьника, выбор направления исследовательской работы по лингвокраеведению.
Занятие №2 (1 час)
Теоретический блок: Целеполагание как конструирование исследовательского процесса. Практический блок: Определение возможных отклонений от намеченных программ исследований по лингвотопонимике, от прогнозируемого развития исследования.
Занятие №3 (1 час)
Теоретический блок: Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования по лингвотопонимике.
Практический блок: Выбор темы исследования по лингвотопонимике, определение предмета, объекта исследования.
Занятие №4 (1 час)
Теоретический блок: Обоснование актуальности выбора темы исследования. Обоснование основных путей решения собственной лингвотопонимической проблемы.
Занятие №5 (1 час)
Теоретический блок: Цель и задачи исследования.
Практический блок: Постановка и определение цели и задач собственного исследования по данному курсу.
Занятие №6 (1 час)
Теоретический блок: Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.
Практический блок: Выдвижение гипотезы собственного лингвотопонимического исследования.
Занятие №7 (1 час)
Теоретический блок: Индивидуальная карта лингвотопонимического исследования с учетом выбранного направления работы, темы, цели, задач исследования.
Практический блок: Составление индивидуальной программы исследования по выбранной теме.
Занятие № 8 (2 часа)
Теоретический блок: Общее представление о методологии научного исследования. Группы методов лингвокраеведческой работы.
Практический блок: отбор необходимых для собственного исследования методов, исходя из цели, задач и проблематики работы.
III. Методический модуль “Информационные ключи и базы исследовательской работы по лингвотопонимике” (16 часов)
Занятие №1 (2 часа)
Теоретический блок: Виды источников лингвокраеведческой информации: письменные, вещественные и устные. Признаки специфики источников. Основные элементы библиографического описания. Метод библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, индекс, библиографическая группировка.
Практический блок: Определение видов источников лингвокраеведческой информации, работа по развитию навыков библиографирования источников.
Занятие №2 (2 часа)
Теоретический блок: Письменные источники. Элементы библиографического описания: область заглавия, область выходных данных, сведений об авторе, область издания, область серии, область применения. Группы письменных источников: справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: алфавитный, отраслевой, тематический персональный, предметный, систематический, электронный, МБА и ее возможности. Технология работы с ними.
Практический блок: занятие в отделе краеведения НПБ.
№1: Знакомство с библиотечным ресурсом по лингвокраеведению; оформление библиографии.
Занятие №3 (2 часа)
Теоретический блок: Группы письменных источников: периодическая литература. Специфика работы с периодикой.
Практический блок: №2: консультация-практикум
Занятие №4 (2 часа)
Теоретический блок: Работа с архивными документами:
- документы местных организаций, учреждений и предприятий;
- 2) документы местных деятелей;
- 3) письменные памятники истории, права, искусства, художественной литературы, кинофотофонодокументы.
Практический блок: знакомство с фондом норильского городского архива
Занятие №5 (2 часа)
Теоретический блок: Вещественные источники: памятники природы (природный заповедник “Большой Арктический”), строительные сооружения, памятники скульптуры, орудия труда, предметы быта.
Практический блок: виртуальная экскурсия по заповеднику, тематическое занятие в первом доме Норильска.
Теоретический блок: Устные памятники лингвокраеведения:
1) источники документального содержания (повседневная речь людей, фразы, реплики, ответы, вопросы, содержание бесед, интервью, монологов, диалогов, выступлений и т. п.);
2) источники литературно-художественного содержания: жанры народной прозы (сказки, легенды, предания, былины, сказы, рассказы, анекдоты, суеверья, предрассудки, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, поверья, считалки и др.); песенные жанры (песни, колядки, причитания, частушки и др.).
Практический блок: анализ первоисточников, введение приемов блокнота, дневника, записи живой речи на диктофон с последующей расшифровкой и анализом.
Занятие №6 (2 часа)
Теоретический блок: Библиотеки по назначению (научные и массовые) и тематическому охвату литературы (универсальные и специальные), краеведческие фонды – норильской публичной библиотеки, научной библиотеки музея освоения НПР, научно-справочной библиотеки городского архива, технической библиотеки на Ленина,1, профессиональных библиотек города (на примере фонда ЦИТа).
Практический блок: занятие в технической библиотеке.
Занятие № 7 (2 часа)
Теоретический блок: Архивы - общие и специализированные. Понятие архивного дела, архивного фонда организации (учреждения, предприятия), архивного фонда личного происхождения, объединенного архивного фонда, архивной коллекции; шифр архивного документа и его составных частей.
Практический блок: занятие в городском архиве.
Занятие №8 (2 часа)
Теоретический блок: Универсальные и отраслевые музеи, содержательный и формальный характер хранящихся в них экспонатов. Музеи НПР и Красноярска.
Практический блок: путешествие по ИНТЕРНЕТу: сайты региональных музеев. Самостоятельная практическая работа №2: определить по собственному исследованию необходимые источники и базы информации.
IV. Практический модуль “Алгоритмы поиска и использования источников лингвокраеведческой информации” (8 часов)
Занятие № 1 (2 часа)
Теоретический блок: Лингвокраеведческий тематический поиск в библиотеке, архиве, музее. Варианты алгоритмов поиска краеведческой книги, статьи, адресного поиска в архиве и музее.
Практический блок: самостоятельная практическая работа № 3: поиск литературы по теме и подбор книг одного автора.
Занятие № 2 (2 часа)
Теоретический блок: Систематизация научной информации. Личная картотека исследователя – лингвокраеведа, опыт накопления, этап осмысления. Библиографические ссылки. Цитирование.
Основные приемы сохранения информации: аннотация, реферат, конспект, тезисы, специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование.
Практический блок: составление аннотации, тезисов собственной работы.
Занятие № 3 (2 часа)
Теоретический блок: Применение информационных технологий. Способы формирования данных.
Занятие № 4 (2 часа)
Теоретический блок: Компьютерная обработка данных лингвокраеведческого исследования. Оформление исследовательской работы. Электронная презентация: требования к содержанию, оформлению, длительности.
Итоговое занятие (2 часа): Рефлексия по модулям курса. Представление авторефератов исследовательских лингвокраеведческих работ.
Формы проведения занятий: лекции; практикумы; презентации; экскурсии; библиотечные, музейные, архивные занятия; работа с источниками, информационными ресурсами.
Форма отчетности по по элективному курсу: разработка собственного лингвокраеведческого исследования и защита автореферата..
Программно-техническое сопровождение курса: компьютер, проекционная система, телевизор, DVD; программные продукты (Microsoft Windows XP, Microsoft Office).
Методическое обеспечение:
Соловьева Н.И. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. М: АПКиПРО, 2001.
Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Изд. Дом “Новый учебник”, 2003.
Система оценивания: в конце прослушанного курса текущим баллом в рейтинге будет оценка:
- Прослушал курс
- Разработана исследовательская работа
- Разработана и защищена авторефератом исследовательская работа
Литература основная
Исследовательская работа школьников”. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция “Народное образование”. Изд. 4 раза в год.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Изд. Дом “Новый учебник”, 2003.
Литература дополнительная:
Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе// “Вербум-М”.- М., 2001.
Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН. 2002, том 72, №12, с. 1069-1074.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.
Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских работ школьников. – М., 2002.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии, 2001, №5, с. 26-35.