Цели урока:
- повторение правописания наречий и теоретических сведений о наречии;
- развитие монологической речи и памяти.
Ход урока
1. Тестовый диктант.
- наречие
а) склоняемая часть речи
б) спрягаемая часть речи
в) неизменяемая часть речи.
- в предложении наречие чаще всего бывает
а) обстоятельством
б) определением
в) дополнением -
- наречие относится
а) к существительным
б) глаголам
в) союзам.
- наречие часто называют
а) присоюзие
б) приглаголие
в) припредложие
- в наречиях под у дарением пишется приставка
а) не
б) ни
в) ну
- на конце наречии после шипящих под ударением пишется буква
а) ю
б) е
в) о
- на конце наречий после шипящих пишется
а) ъ
б) ь
2. Словообразовательный диктант.
Возьмите приставку в слове "пошел"
- приставку в слове "понес"
- корень в слове "приходящий"
- суффикс в слове "речной"
- окончание в слове "холодному " (по-походному)
Возьмите приставку в слове "вошел"
- корень в слове "первый”
- окончание в слове "молодых" (во-первых)
Возьмите приставку в слове "побежал"
- корень в слове "флот"
- суффикс в слове "мужской"
- окончание в слове "хороший" (по-флотски)
Вывод: рассказать о правописании наречии через дефис.
3. Графический диктант. (Учитель называет слова, ученики, не записывая их, составляют их схемы) .
Нигде, поблизости, где-нибудь, кое-как
Вывод: В чем особенности разбора по составу наречий?
4. Монологический ответ на лингвистическую тему.
Используя опорный конспект, рассказать о правописании наречий (2ученика) .
5. Словарная работа.
А) . Чересчур, воочию.
Творческие пары рассказывают о происхождении данных слов
(дома работали с этимологическим словарем) , представляют свои рисунки.
Б) . "Немой" диктант
Учитель показывает рисунки, ребята должны записать наречия.
6. Распределительный диктант.
(Записываем слова, распределяя в две группы: буква А на конце наречий; буква О на конце наречий) .
Дочиста, слева, издалека, вправо, досрочно.
Вывод: рассказать о правописании О и А на конце наречий.
7. Цифровой диктант.
Указать цифрой наречия, в которых НН
1. недружелюбно
2. легкомысленно
3. медленно
4. подозрительно
5. постоянно
6. подвижно
(2, 3, 5)
Вывод: рассказать о правописании Н и НН в наречиях.
8. “Безошибочный” диктант.
(Учитель читает текст, ученики задают вопросы по правописанию слов. Цель этого вида работы – предупредить возможные ошибки) .
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов. Они спешили перегнать друг друга, волей-неволей, поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь оклеветать, вовремя польстить.
9. Морфологическая разминка.
Учитель называет глагол, ребята должны подпрыгнуть, прилагательное – присесть,
Наречие - развести руки в стороны.
Прибежал, куда-нибудь, по-видимому, хороший, хорошо, отличным, прыгать.
10. Выборочно-восстановительный диктант.
А) Выписать наречия
Б) Восстановить текст по опорным словам.
Скоро, скоро холод зимний,
Рощу, поле посетит,
Огонек в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной,
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать.
(А. С. Пушкин "К Наташе")
11. Творческий диктант.
А) . Заменить наречия фразеологическими оборотами
Тесно - яблоку негде упасть; ни проехать ни пройти.
- мало - кот наплакал; раз, два и обчелся
- сильно (краснеть) - до корней волос
Б) . Заменить фразеологические обороты наречиями:
Во все горло, во всю Ивановскую – громко
- ни свет ни заря - рано
- никуда не годится - плохо.
12. Подведение итогов урока.