Цели:
- обобщить и закрепить полученные знания о правописании суффиксов имён
- прилагательных;
- продолжить работу над развитием связной речи учащихся;
- развивать эстетические чувства, чувство прекрасного;
- расширить кругозор учащихся.
Оборудование: высказывания великих людей о русском языке, эмблемы, иллюстрации с изображением времён года, тексты, сигнальные карточки разных цветов.
Музыкальное сопровождение: подготовленные учащимися художественные номера.
ХОД УРОКА
Слово учителя
– Добрый день, уважаемые гости и дорогие учащиеся! Сегодня у нас урок, но урок необычный – это урок весёлых и находчивых. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов имён прилагательных». Сегодня мы с вами повторим все полученные знания об имени прилагательном, продолжим закрепление полученных знаний о правописании суффиксов прилагательных, продолжим работу над развитием связной речи, соприкоснёмся с красотой природы, почувствуем нежность, тепло, доброту. В добрый путь!
1-й ведущий. Внимание! Внимание! Мы ведём репортаж из зала гимназии, где проходит встреча между двумя командами 6-х классов. Тема нашей встречи: «А слабо тебе правильно написать суффиксы имён прилагательных?»
2-й ведущий. Давайте познакомимся с командами поближе. Представление команд: название, девиз, приветствие. А для оценивания команд мы пригласили на наш урок учителей русского языка. Представление жюри.
1-й ведущий.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,
И всё, что в памяти у нас, обозначено словами.
Они слышны и здесь и там, на улице и дома,
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова ...
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море — море слов
Купаться ежечасно.М.Шибаев.
2-й ведущий. Каким представить себе Прилагательное? По-моему, оно похоже на огромный ковёр, вышитый не только разноцветными нитками, но и наполненный разнообразными интересными качествами, свойствами. Это очень важный, крупный город в государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей (т.е. употребляемых слов) он занимает третье место (после Существительного и Глагола).
1-й ведущий. А я представляю его совсем иным. По-моему, это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явления окружающей действительности (солнечного света, тёмной ночи). И на этой поляне чудесных свойств и качеств растёт то самое древо познания с листочками-именами всех предметов (именно таким я представляю Существительное). Ведь Прилагательному никак не прожить без друга – Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймёт его душу? Кому понадобятся его признаки, его богатство?
2-й ведущий. Мне нравится твоя поляна даже больше, чем мой ковёр. Добавь, что живут они оба в государстве Морфология, а работают в соседнем Синтаксисе.
И вот – первое задание.
Каким вы представляете Имя прилагательное?
Опишите его.
Нарисуйте его портрет. Почему у него такое
странное название? К чему оно «прилагается»? Кто
его вечный спутник?
Команды составляют устный рассказ, жюри оценивает их ответы.
Второе задание.
– Внимание! Кто знает правильный ответ, тот и поднимает сигнальную карточку и объясняет свой выбор ответа.
– На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
А. Что делать?, Что сделать?
Б. Какой?, Чей?
– Что обозначает имя прилагательное?
A. Предмет.
Б. Признак предмета.
B. Действие предмета.
– Чем, как правило, является в предложении прилагательное?
A. Подлежащим.
Б. Определением.
B. Сказуемым.
Третье задание.
С помощью сигнальных карточек объясните
правописание о-е после шипящих и ц
в суффиксах имён прилагательных. Если в суффиксе
пишем
о, то поднимаем зелёную сигнальную
карточку, а если пишем букву е –
красную карточку.
Речевой, вещевой, свинцовый, ситцевый, холщовый, моржовый, дворцовый, камышовый, плюшевый.
1-й художественный номер
Четвёртое задание.
Учитель показывает иллюстрации с изображением
зимы, весны ... Команды описывают иллюстрации с
использованием правил, пройденных на тему:
«Правописание суффиксов имён прилагательных».
Вся команда работает вместе.
Пока команды составляют небольшое описание
иллюстрации, мы проведём работу со зрителями.
Они составляют словосочетание прилагательное +
существительное, где существительное – главное
слово. Составляем сказку. Чья сказка выйдет
интереснее. Участвуют болельщики двух команд.
Пятое задание.
Домашнее задание.
Из художественных текстов привести примеры на правило «Правописание суффиксов имён прилагательных».
2-й художественный номер
Шестое задание.
Продолжи, сколько сможешь, ряды прилагательных.
Команды работают на листочках.
Цвет: белый, синий, ...
Вкус: сладкий, горький, ...
Размер: большой, маленький, ...
Качество характера: добрый, злой, ...
Выполненное задание отдается жюри для оценивания
Седьмое задание.
Хоть мы умны не по годам,
Не всё нам ясно и понятно.
А сколько н писать в -ан-, -ян-?
Нас мучит всех невероятно.
Как ни верти, как ни мудри,
Но с этим суффиксом при встрече
Сперва внимательно смотри,
Какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно
Записано в учёных книжках:
Когда АН, ЯН, то Н одно
И больше никаких излишков.
Румяный Дед Мороз взмахнёт
Серебряною рукавицей.
Здесь н одно лишь подойдёт,
А два тут вовсе не годится.
А где два н? Простой ответ:
В окне с поверхностью
Стеклянной,
Где оловянный шпингалет
И подоконник деревянный.
Туман одно имеет н,
Но если город стал туманный,
В основе н и суффикс -н-,
И получается два н,
Запомним этот случай странный.
– Что вы поняли из этой песенки, переведите её на язык науки.
Восьмое задание.
Конкурс капитанов
Капитаны садятся за стол, где уже лежит листок с готовым заданием.
Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква н.
Лиственный лес, глиняный сосуд, деревянный дом, серебряное кольцо.
3-й художественный номер.
Девятое задание.
Придумайте как можно больше прилагательных со «звериным» суффиксом -нн-. Команды пишут на листах бумаги и ответы отдают жюри.
Десятое задание.
Каждой команде раздается листок бумаги, где записаны прилагательные. Учащиеся выделяют только суффиксы.
Станционный, лекционный, сонный, карманный, звериный, гусиный, глиняный, деревянный, оловянный.
4-й художественный номер.
– Спасибо большое всем, кто принимал участие сегодня на уроке. А сейчас слово передаю членам жюри ...
Жюри подводит итоги сегодняшнего урока.