Тема: Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина.
Цели урока:
- Повторить изученный материал о стилях речи, особое внимание обратить на художественный стиль, его особенности; углубить знания о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, выделить предназначение художественного стиля для создания поэтических образов.
- Развивать орфографические и пунктуационные навыки.
- Исследовать языковой материал: частичный анализ образцов художественных текстов.
- Развивать речевые, интеллектуальные, нравственные стороны учеников.
- Воспитывать любовь к русскому языку на примерах
художественных текстов, обратить внимание на
использование элементов образной
поэтической речи.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
1. Тема, цели, задачи.
2. Привести подобранные примеры-высказывания о языке как эпиграфы к уроку.
Например:
1. «Явился Пушкин, и русский язык обрел новую силу, прелесть, гибкость, богатство, и главное – стал развязен, естествен, стал вполне русским языком». (В.Г. Белинский)
2. «Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!» (И. Северянин)
II. Повторение пройденого и поэтапное изучение нового
1. Проверка домашнего задания, повторение.
2. Актуализация знаний учащихся и подготовка их к самостоятельному поиску и отбору материала из предложенной информации по новой теме.
Учитель. Самый богатый стиль речи – художественный, ведь он вбирает в себя все остальные. Другими словами, художественный стиль может отразить, преобразовать все стороны действительности, сделать их объектом творчества.
– Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль, какова его главная функция. (Образность, широкое использование средств других стилей, особенно разговорного. Главная функция художественного стиля – эстетическая.)
– Как вы понимаете, в чем выражается эстетическая функция художественного стиля? (Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создает образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Человек таким образом подключается к «художественному полю», художественный стиль представляется своеобразным ключом к душе человека. Эстетическая функция играет особую роль, особенно ясно это видно в сравнении с функциями других стилей речи: коммуникативной (функции общения)– разговорный стиль, информативной (функция сообщения) – официально – деловой стиль и т.д.)
– Какие средства художественной выразительности вам известны? (Тропы, стилистические фигуры, или фигуры речи.)
III. Работа с классом по изобразительно-выразительным средствам:
1. Повторение понятийного словаря по ИВС и фигурам речи.
2. Фронтальный опрос по вопросам:
- Какие средства выразительности вы знаете?
- Какие фигуры речи, или стилистические фигуры вам известны?
- Какие тропы вы знаете?
- Дать определение метафоре.
- Что называем сравнением?
- Метонимией?
- Гиперболой?
- Иронией?
- Литотой?
- Аллегорией?
- Олицетворением?
- Перифразой?
- Анафорой?
- Антитезой?
- Градацией?
- Инверсией?
Подводится итог по выявленному уровню знаний учащихся по изученной ранее теме.
3. Терминологический диктант по названым определениям.
Учитель читает правило, а ученики записывают термин. Слова записываются под номерами в зависимости от предложенного определения.
Ключ:
1. Метафора
2. Сравнение
3. Эпитет
4. Метонимия
5. Гипербола
6. Литота
7. Ирония
8. Аллегория
9. Олицетворение
10. Перифраза
11. Анафора
12. Эпифора
13. Антитеза
14. Градация
15. Инверсия
Задания, читаемые учителем.
– Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке:
- Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений? (Метафора)
- Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого? (Сравнение)
- Образное определение? (Эпитет)
- Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого? (Метонимия)
- Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления? (Гипербола)
- Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления? (Литота)
- Троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному? (Ирония)
- Выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе? (Аллегория)
- Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и на отвлеченные понятия? (Олицетворение)
- Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением? (Перифраза)
- Повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложения? (Анафора)
- Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений? (Эпифора)
- Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия? (Антитеза)
- Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение? (Градация)
- Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок? (Инверсия)
IV. Выступления учащихся с сообщениями по темам:
- «Культура речи. Свойства хорошей речи».
- «Предшественники А.С. Пушкина»
Выступление проходит по плану. План – на доске; ученики записывают его в тетрадь по мере ответа выступающего.
- «Особенности русского литературного языка». Сделать вывод о роли использования ИВС в текстах художественного стиля речи
- «Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка»
По окончанию выступления учащиеся делают обобщение– вывод по предложенному плану (в заготовках к уроку) о предшественниках А.С. Пушкина и роли А.С. Пушкина в истории литературного языка.
V. Работа-обобщение по плану, объяснение нового
Можно предложить учащимся самостоятельно составить план по теме, используя теоретический материал, изложенный в параграфах учебника; возможен вариант работы детей в группах.
План.
- Язык художественной литературы – вершина литературного языка.
- Двуязычие в эпоху Киевской Руси.
- Предшественники Пушкина,подготовившие реформаторскую деятельность:
- М.В. Ломоносов – создатель теории «трех штилей».
- Н.М. Карамзин против употребления народных речевых средств.
- Сближение литературного языка и разговорной речи Карамзиным.
- А.С.Шишков – противник смешения высокого стиля с низким, против заимствований.
- Внимание к «словенскому языку» (церковнославянскому и русскому) любителя русского слова Шишкова.
- «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».
- Умеренность употребления церковнославянизмов и европеизмов Жуковским, Вяземским, Батюшковым.
- Место А.С. Грибоедова и И.А. Крылова в истории русского литературного языка (национальная самобытность и выразительность).
- А.С. Пушкин – создатель национального литературного языка.
- «Язык неистощим в соединении слов» (А.С. Пушкин)
VI. Зактепление материала
Слово учителя. Язык художественной
литературы всегда считался вершиной
литературного языка. Богата литература, богат и
литературный язык. И не случайно создателями
национальных литературных языков становятся
великие поэты, писатели, например: Данте Алигьери
в Италии, Вильям Шекспир в Англии, А.С. Пушкин в
России.
Произведения Пушкина гениальны не только как
творения языка, искусства слова. Глубоко
постигнув дух национального русского языка,
Пушкин установил новые принципы соединения слов.
Предлагаю вам, ребята, произвести частичный
комплексный анализ некоторых отрывков
художественных текстов(учащимся предлагается
подготовленный дидактический материал по
лирическим произведениям литературы).
1. Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;Ямщик сидит на облучке,
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив… (А.С. Пушкин)
Задания по тексту №1:
- Определите стиль речи в данном отрывке. Докажите свое утверждение.
- О чем повествуется в тексте?
- Какие орфограммы есть в отрывке?
- Сколько деепричастий или деепричастных оборотов в тексте? Их роль в художественном тексте?
- Пунктуационный анализ. Правила постановки запятых при деепричастиях?
2. Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, Магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Задания по тексту №2:
- Стиль текста? Докажите свое утверждение.
- Сколько предложений в отрывке?
- Дать характеристику 2 предложению.
- Роль существительных в предложении?
- Какие из перечисленных названий – заимствованные слова? Их роль?
3. Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Еще не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Еще снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони,–
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
Задания по тексту №3:
- Стиль текста? Докажите свое утверждение.
- Сколько предложений в отрывке?
- Какай части речи в тексте обилие?
- С какой целью используется так много глаголов?
- Определить вид глаголов.
- Сколько рядов однородных членов в предложенном тексте?
- Синтаксическая роль однородных членов в отрывке и способ их выражения? Какова их роль в предложении?
- Что происходит со словами в художественном произведении?
VII. Подведение итогов
Вывод: Над разрешением проблемы слова и образа бьются философы, литературоведы, лингвисты, психологи со времени античности. Самая простая теория связывает образность художественных произведений с существованием в языке образных слов. Ближе всего к истине, к современным научным представлениям теория Потебни – Винокура. По мысли Потебни, как и художественное произведение , слово образно. Суть образности, по Потебне, заключается как раз в оживлении внутренней формы.
Самостоятельно (можно в группах, или в парах)
оставить вопросы по изученному материалу.
Подведение итогов, обобщение, контроль за
усвоениум нового.
Беседа по составленным вопросам. Выстпвление
оценок.
VIII. Домашнее задание
- Параграф 40, 41, стр. 244 читать теоретический материал, использовать его для составления лингвистического рассказа на тему по плану.
- Устно выполнить комплексный анализ текста (индивидуальное задание на листочке).
- Повторить понятийный словарь по выразительным средствам языка.
- Лексическая работа со словами, выделенными на уроке .