Человеческий язык - чрезвычайно сложное и многообразное явление, выполняющее различные функции в психической и социальной жизни людей. Именно поэтому он допускает изучение во многих аспектах, каждый из которых определяется соответствующими задачами. В школьном преподавании изучение родного языка предстает в виде совокупности правил, усвоение которых обеспечивает в первую очередь правильное и логически стройное владение языком. Это нормативное изучение языка сочетается с другими задачами: ознакомить учащихся с богатством, гибкостью и красотой родного языка.
Изучая язык, ребенок одновременно усваивает все богатство знаний, умений и навыков, закрепленных в языке. Однако дело не сводится к их простому, пассивному восприятию. Изучая язык, ребенок вместе с ним осваивает и средство обогащения человеческих знаний, так как знания, каким бы образом они ни приобретались - в трудном и напряженном научном поиске или же в личном житейском событии - они формулируются при посредстве языка. А преобразование вновь добытых знаний в языковую форму или оперирование зафиксированной в языке информацией опять требует ознакомления с „рабочими” возможностями языка, с правилами его употребления.
В связи с этим, как мне кажется, преподавание родного языка в гимназии должно иметь научный характер, то есть затрагивать изучение природы и сущности того во многом еще загадочного явления, которое именуется человеческим языком.
Каким же образом можно осуществить научный подход в изучении языка? В гимназии это в первую очередь касается классов с углубленным изучением языка. На мой взгляд, одним из средств такого изучения может стать решение лингвистических задач, то есть задач по языкознанию, Решая их, ребята смогут глубже проникнуть в сущность изучаемых в школе фонетических и грамматических законов русского языка, практически познакомятся с некоторыми из современных методов лингвистического исследования; получат представление об общем языкознании как науке, изучающей основные особенности и закономерности строения и развития языков. Цель таких задач - при помощи специально подобранных заданий способствовать развитию творческого подхода к усвоению языковедческих знаний. Ряд задач нацелен на открытие таких важных лингвистических понятий, как фонема, морфема, согласование и так далее.
Задачи должны быть разнообразны по языковому материалу, лингвистическим явлениям и методам решения и затрачивать все основные разделы языка: фонетику (с фонологией), графику (с орфографией), морфологию, синтаксис, семантику.
Разумеется, система решения таких задач должна быть направлена от простого к сложному: чем больше знаний у ребят, тем сложнее задачи.
Так, например, при изучении раздела „Фонетика” в 5 классе могут быть предложены следующие задачи.
1. Даны русские слова: люк, яр, лен.
Задание. Определите, что получится, если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке.
(Куль, рай, ноль)
2. Каким фонетическим признаком объединены слова голубь, сыроежка, морковь, берег?
3. Определите, сколько раз встречается в предложении звук:
А) [ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
Б) (ш) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
В) \т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
В дальнейшем задания следует усложнять. Предлагаю три примера подобных заданий,
I. Прочтите слово приезд
Задание: определить, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:
Жили-были старик со старухой.
(Теоретические понятия: звук-элемент произнесенного слова, а буква- элемент написанного слова. В данной задаче нам надо проанализировать именно произношение данных слов.)
[п] - ни разу
[р] -1 раз
[и] - 3 раза
[й]-1 раз
[э] - ни разу
[с] - 3 раза
[т] -2 раза 2.Ниже зашифрована фраза на русском языке:
Шир-пыр ю пяпюжгы зэлэмгый тёсрыг, фёд тяг, фед тяг, зэлэмгый гёсрыг. Задание: расшифруйте эту фразу.
Решение: Зашифрованы известные строки: жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик! Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие - звонкими; Л на Р; М на Н ; А,У, О на Я,Ю,Ё и наоборот. Буква й остается незамененной.
3. Даны русские слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, оболочка, поладить, увлечение, уложить.
Среди них имеется тройка слов, восходящих к одному и тому же общеславянскому корню; кроме этого, еще пара слов, восходящих к другому общеславянскому корню.
Задание: Найдите эту пару и тройку. Если в Вашем решении предполагается, что корни изменяли свой вид, подтвердите возможность каждого изменения примерами.
Решение: Тройка слов: владыка, обладать, волость. Исходный корень – волод -, оло=ла (молодой- младой, холод- хлад); в слове обладать представлен этот же вариант корня и, кроме того, здесь утрачено начальное В, как это часто наблюдается в позиции после приставки об-, вернуться-, обернуться, возить -обоз и другие.
В слове волость произошел переход конечного согласного Д в С в позиции перед - ть; ср.: сладкий - сласть, падать - пасть.
Пара слов - оболочка, увлечение.
Исходный корень – волок -. В слове оболочка произошло выпадение начального в_ после приставки об - ,а также переход к в. ч; ср. пеку- печка.рука-ручка. В слове увлечение представлен неполногласный вариант корня; ср. молоко - млечный, полон - плен.
Такого типа задачи мы решали, например; в 7 классе, когда уже прошли курс по старославянскому языку и имели представление о полногласии. Для выяснения других произошедших в корнях изменениях давались пары слов, в которых происходят подобные изменения. На основе наблюдений гимназисты делали выводы, доказывали, что в зависимости от позиции в слове одни звуки переходят в другие
В старших классах предпочтительнее заниматься решением задач типа билингвы, в условии которых даны соответствующие друг другу слова или фразы на двух языках (один из них неизвестен решающему): требуется на основе анализа данных пар найти для контрольных слов или фраз их соответствия на другом языке. Этот тип задач допускает разные варианты. Например, исходные соответствия могут быть не даны явным образом (они могут быть намеренно перепутаны), в качестве “языков” могут рассматриваться графика и фонетика одного и того же языка и так далее. Такой тип задач, как криптограммы, также имеет большие возможности для использования при шифровке лингвистических явлений. Можно считать, что криптограммы входят в более широкий класс задач на дешифровку, среди которых есть и задачи на прочтение текста на незнакомом языке.
Ряд задач строится по такому принципу: даются специально подобранные слова или словосочетания, требуется путём анализа найти оптимальные правила их построения или вскрыть определенные отношения между ними.
1. К примеру, значения выписанных здесь пар слов (или выражений) связаны некоторым логическим отношением (одним и тем же для всех пар):
- страшить кого-либо - бояться кого-либо;
- выше кого-либо - ниже кого-либо;
- содержаться в чем-либо - включать в себя что-либо;
- дружить с кем-либо - дружить с кем-либо;
- критиковать кого-либо - подвергаться критике со стороны кого-либо;
- выиграть у кого-либо - проиграть кому-либо;
- сопротивляться кому-либо - встречать сопротивление со стороны кого-либо.
Задание. Сформулируйте это отношение. Для
каждого из следующих выражений найдите такое
выражение, чтобы значения обоих выражений
находились
бы в том же отношении: /
- быть похожим на кого-либо;
- повиноваться кому-либо;
- принадлежать кому - либо;
- гостить у кого-либо.
Решение. Фраза Я боюсь его означает примерно то же самое, что фраза Он страшит меня. Я выше его - Он ниже меня: Легко убедиться, что этим свойством будут обладать и другие фразы, в которых в качестве сказуемого выступают данные в условии задачи слова. Поэтому логическое отношение, связывающее слова каждой пары, можно сформулировать следующим образом:
Любая фраза, в которой данные слова выступают в качестве сказуемого (или части сказуемого), предполагает двух основных участников, например, боится (кто? кого?), выше (кто? кого?), дружит (кто? с кем?). Этим данные сказуемые отличаются от многих других: живет, растет, высок и т.п., где нет второго участника
Заменяя в сказуемом фразы один член пары на другой и одновременно переставляя местами подлежащее и дополнение, мы Получим фразу, имеющую тот же смысл, что и исходная фраза. Иными словами, оба члена пары выражают одну и ту же ситуацию, но эта ситуация как бы оценивается с позиции разных ее участников (конверсивные отношения, от лат. “оборачивать, перевертывать”). Пары для контрольных словосочетаний:
- быть похожим на кого-либо;
- держать кого-либо в повиновении, подчинять себе;
- обладать чем-либо, быть хозяином чего-либо;
- принимать кого-либо у себя.
Н. Рассмотрим следующий ряд, состоящий из пар слов.
1) жгучий брюнет, проливной дождь, круглый дурак.
В каждой паре первое слово имеет один и тот же смысл, а именно: оно выражает высокую степень того, что обозначается вторым словом пары, (жгучий в сочетании с брюнет указывает да высокую степень „ “брюнетистости”, проливной (дождь) - на высокую степень дождя: круглый (дурак) - на высокую степень глупости).
Задание 1, продолжить ряд.
(веский довод, глубокая ошибка, тяжелая рана, кромешная тьма и т.д.)
Приведем еще два ряда пар; в каждом ряду первое слово в каждой паре имеет один и тот же смысл:
- благотворное влияние, удачная покупка, счастливый брак, благоприятные условия.
- Вызывать раскол, наводить порядок, создавать условия, разбивать сквер, сеять панику.
Задание 2. Объясните, каков общий смысл первых слов в каждой паре в ряду 2, а какой - в ряду 3. В каждый ряд добавьте еще по несколько пар, у которых первое слово имеет тот же смысл, что и во всем ряду.
Задание 3. Придумайте сами несколько других рядов пар, таких, чтобы в каждом ряду первое слово имело один и тот же смысл (в каждом ряду - свой).
* Первые слова в сочетаниях второго ряда имеет значение: „то, что обозначено вторым словом, является хорошим “ (положительная оценка, заманчивое предложение...)
Первые слова в сочетаниях третьего ряда имеют общий смысл: “делать так, чтобы, сшить возникло то, что обозначено вторым словом” (извлекать звук, созвать совещание костюм и т.д.)
Как же методически правильно спланировать и построить работу по решению лингвистических задач?
Конечно же, некоторые из них можно давать в ходе изучения соответствующего раздела языкознания. Но не будем забывать, что многие задачи требуют комплексного подхода, особенно в старших классах. И здесь, на мой взгляд, учитель должен иметь свою систему работы над таким материалом.
Мне кажется, что на решение лингвистических задач можно в начале каждого урока уделить несколько минут; более трудные задачи можно разбирать на отдельных уроках - уроках решения лингвистических задач. Например, один раз в месяц или два раза в четверть.
По личному опыту знаю, что учащимся нравятся такие уроки, они учатся наблюдать за происходящими в языке различными явлениями, анализировать их (часто в сопоставлении с другими языками): У школьников развивается интерес к предмету “Русский язык”, тяга к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, к работе со словарями, справочниками. И тем самым происходит соприкосновение с большой наукой - лингвистикой!
В качестве примера использования такого рода средств при углубленном изучении русского языка прилагаю разработанный и апробированный мною урок на тему: “Решение лингвистических задач” (Приложение №1). Данный урок можно провести как в среднем, так и в старшем звене обучения в зависимости от подготовленности класса.
В “Приложении №2” содержится мультимедийная презентация к уроку.