Цели урока:
- содействовать восприятию учащимися целостной картины мира, формированию логического, образно-ассоциативного, вариативного мышления;
- развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать, делать самостоятельные выводы;
- продолжить формирование у детей интереса к жизни, любознательности;
- активизировать творческое мышление учащихся;
- создавать читательскую потребность;
- пробудить в детях чувство гордости и благодарности перед Великими людьми, в частности, перед М.В.Ломоносовым.
Оборудование:
- Портрет М.В.Ломоносова, исследовательские работы учащихся
- “Русский язык как связующее звено в системе школьных предметов”.
- Запись на доске: афоризмы о нравственности и русском языке.
- “Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству.”А.С.Грибоедов.
- “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.” К.Г.Паустовский.
- “Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях,” Л.Н.Толстой.
Структура и ход урока:
I. Орг.момент (2 мин)
II. Проверка домашнего задания (10 мин)
Чтение учащимися своих исследовательских работ (работы прилагаются).
III. Чтение учителем текста (4 мин)
В.Г.Белинского о М.В.Ломоносове.
,,Сила воли есть один из главнейших признаков гения, есть его мерка.
И как изумительно, как чудесно проявилась эта сила в Ломоносове! Чтобы понять это вполне, надо забыть наше время, наши отношения, надо перенестись мысленно в ту эпоху жизни России, когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда ученье было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоценённым сокровищем. И в это время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы, в царстве смерти, родился у рыбака сын, который с чего-то забрал себе в голову, что ему надо, непременно надо учиться, что без ученья жизнь не в жизнь. Ему этого никто не толковал, как толкуют это нынче, его даже били за охоту к ученью, как нынче бьют за отвращение к науке. Чуден был этот мальчик, не походил он на добрых людей, и добрые люди, глядя на него, пожимали плечами. Все, и старше его, и моложе его, и ровесники, все смотрели на вещи глазами здравого смысла и, по привычке видеть их каждый день, не видели в них ничего необыкновенного: солнце им казалось большим фонарём, светившим им полгода, чудное сияние в полугодовую ночь – отблеском большого зажжённого костра дров; необозримое море они почитали за большой рыбный садок – словом, этим благоразумным людям всё казалось обыкновенным, кроме денег и хлеба. Но мальчик смотрел на всё другими глазами: в полугодовой ночи он видел что-то чудное, скрывавшее в себе таинственный смысл, океан манил его в неисходную даль, как бы обещая объяснить всё непонятное, всё, что сообщало его душе странные порывы, волновало грудь неизъяснимою и сладкою тоскою, возбуждало в его уме вопросы за вопросами…
Да, мальчик был любимое дитя природы, родной сын между миллионами пасынков, а между любимым сыном и любящей матерью всегда существует симпатическое чувство, которым они молча понимают друг друга. Но мальчику мало было понимать чувством, он хотел понять разумом; ему надо было любоваться на прекрасную природу, он хотел заставить её говорить с собою, открыть себе её заветные тайны – словом, ему хотелось чего-то такого, чего он не умел назвать и чего боялся. И вот он, покорный внутреннему голосу, оставляет любимого отца и ненавистную мачеху, бежит в Москву…
Зачем? – учиться! Кто дал ему средство идти с таким упорством к своей цели? – никто, кроме этой могучей воли, которая есть орудие гения!..”
IV. Комплексный анализ текста (15мин)
– Определите основную мысль данного текста.
– Какое впечатление он произвёл на вас? Какие чувства вы испытываете сейчас?
– Чему учит этот текст?
– Какое произведение М.В.Ломоносова,,перекликается” с текстом В.Г.Белинского?
Прочитайте его наизусть
Чтение наизусть отрывка из,,Оды” М.В.Ломоносова.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха.
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и втруде.
– К чему призывает М.В.Ломоносов в своей оде?
– Автором текста о М.В.Ломоносове является В.Г.Белинский.
Что вы можете сказать о нём?
– Какими чертами характера нужно обладать, чтобы написать такие проникновенные строки?
Ответ учащегося:,,Этот человек благодарный, умеющий восхищаться другими людьми, человек с богатым внутренним миром, человек объективный и мудрый.”
Определите стиль текста, докажите своё мнение.
Ответ учащегося:,,Данный текст публицистического стиля. Главная функция текста – воздействие на читателя. Также автор использует специальные лексические и грамматические средства, посредством которым ему удаётся достичь своей цели”
– Какие лексические средства использует В.Г.Белинский? (слова со значением оценки: изумительно, чудесно, чуден и другие;
синонимы: изумительно, чудесно; Ломоносов, гений, мальчик, сын, дитя природы;
антонимы: чувства – разум, обыкновенный – необыкновенный, любимый – ненавистный, сын – пасынок)
– Какие грамматические средства использует автор? (прилагательные в превосходной степени, предложения вопросительные и восклицательные, слово да в начале предложения.)
– Для чего автор использует вопросительные и восклицательные предложения? (Этим автор подчёркивает значимость личности М.В.Ломоносова, его масштабность. Восклицательные предложения придают тесту эмоциональность, колорит, торжественность, позволяют автору выразить восхищение личностью М.В.Ломоносова)
– К какому типу речи относится данный текст? Докажите.
(Рассуждение)
– Что вы можете сказать о языке, который позволяет так метко, точно, ёмко отразить мысли и чувства автора?
(Этот язык гибкий, волшебный, многообразный, в нём много синонимов, слова русского языка точны и наполнены глубоким смыслом. Эти слова заставляют плакать и смеяться, сопереживать, надеяться и верить).
– А сейчас давайте вспомним афоризмы о русском языке и прокомментируем их.
V. Эстафета афоризмов о русском языке. (5мин)
[Начинает учитель или ученик, а далее весь класс декламирует]
,,Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.” И.С.Тургенев.
Начинает ученик:
,,Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”.
Начинает учитель:
,,Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. К.Г.Паустовский.
Начинает ученик: ,,Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одарённый чудесной сжатостью, соединённой с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались для этого целые фразы.” П.Мериме, французский писатель.
– Какой афоризм запомнился более других и почему? Ответ учащегося:
,,Мне запомнился последний афоризм, потому что он принадлежит иностранцу, человеку, который объективно оценивает наш язык. Именно Проспер Мериме говорит о точности и ёмкости нашего языка, и я горжусь тем, что я русский, точнее русскоговорящий, который живёт в России и говорит на великом русском языке.”
– А сейчас давайте обратимся к текстам других авторов и подумаем над вопросом: что общего между этими текстами? Что лежит в их основе?
VI. Чтение учителем наизусть стихотворения А.Т.Твардовского и высказывания Л.Н.Толстого. (5 мин)
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участья добрых душ.
Жить как живёшь – своей страдой бессонной
Взялся за гуж – не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чём не соступая,
Не отступая – быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая,
И чью-то душу отпустила боль.
А.Т.Твардовский.
,,Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. И вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость.”Л.Н.Толстой.
(Общим между этими тремя текстами является отношение авторов к жизни, их предельная целеустремлённость и великодушие, благородство и альтруизм, трудолюбие, стремление к совершенству и безграничная любовь к окружающему миру.
В основе всех этих текстов лежит общечеловеческая тематика.)
– А что является общечеловеческими ценностями?
- Любовь и уважение к ближнему. Возлюби ближнего как самого себя – заповедь, которая лежит в основе любой религии.
- Уважение к старшим: родителям, учителям.
- Чувство патриотизма.
- Бережное отношение к окружающему миру.
- Ответственное отношение к любому делу.
VII. Подведение итогов (2 мин)
– Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке?
(Мне больше всего запомнился древнеиндийский афоризм ;,Не совершай ничего, что будет мучить тебя на смертном одре. Ибо жизнь мгновенна.” Это означает, что жизнь нужно прожить достойно и осознанно.)
– Что вы, шестиклассники, можете сделать для окружающих в реальной жизни?
[Помогать пожилым людям,, детям из детского дома, беречь природу, хорошо учиться, стараться быть похожими на тех, кто всю свою жизнь посвятил достижению великой цели.]
VIII. Комментирование оценок. (1 мин)
IX. Домашнее задание. (1 мин)
– Подумайте, какое домашнее задание вы хотели бы выполнить после нашего урока
(Написать эссе,,В знак благодарности”. Написать стихотворение, посвященное М.В.Ломоносову, выписать из энциклопедии афоризмов высказывания о нравственности и выучить их наизусть. Написать мини- сочинение о русском языке.)