Во время итоговой аттестации по русскому языку, проводимой в форме ЕГЭ, сегодняшние выпускники общеобразовательных учреждений должны продемонстрировать хорошо сформированную коммуникативную компетенцию, то есть им необходимо уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать такие нормы построения текста, как логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др., адекватно выражать своё отношение к фактам, явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному.
Если при написании сочинения (задание части С) дети в большинстве случаев способны сформулировать тему текста, уяснить позицию автора, то при её комментировании испытывают затруднения. Ещё более сложно старшеклассникам изложить собственный взгляд на проблему; опираясь на мысли, содержащиеся в тексте, представить свои аргументы, доказывающие или опровергающие справедливость выводов автора. Для облегчения положения учеников можно использовать элементы не так давно появившейся образовательной технологии “Дебаты”.
Дебаты являлись важным элементом древнегреческой демократии. Сегодня, трансформировавшись в образовательную технологию, они используются при получении знаний и накапливании умений, необходимых для преуспевания в современном демократическом обществе, поскольку способствуют развитию логического критического мышления, умения грамотно вести дискуссию с оппонентом, повышают культуру диалога, развивают навык в организации мыслей, навыки устной речи, формируют терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде, способность концентрироваться, оттачивают стиль собственного публичного выступления.
То есть, будучи основанной на уважении к личности, эта не так давно появившаяся образовательная технология в форме интеллектуальной игры способствует формированию качеств, необходимых для эффективной деятельности в условиях современного общества. Каждый участник дебатов должен обладать личным обаянием, психологической совместимостью с другими членами команд (как своей, так и команды противника), риторической искушённостью, остроумием и находчивостью, гибкостью и уступчивостью – иными словами, должен уметь общаться и управлять общением.
Старшеклассники, принимающие участие в занятии, на котором используются элементы образовательной технологии “Дебаты”, учатся готовить самостоятельное монологическое выступление, требующее тщательного изучения проблемы, проработки материала, сбора и анализа информации, подготовки эффективной аргументации. Ведь у дебатирующего уже должно быть сформировано собственное мнение о проблеме, и ему нужно в составе команды, приняв участие в споре с оппонирующей стороной, убедить третью сторону в справедливости выбранной точки зрения. Для многих выпускников, имеющих негативный опыт общения с одноклассниками, это неплохая возможность развить и отточить коммуникативные навыки, поскольку им предстоит работать в коллективе единомышленников; особо стеснительные дети могут приобрести опыт публичного выступления перед неформальной аудиторией, не будучи связанными оценкой учителя, и едва ли не более ценный опыт сохранения психологической устойчивости в стрессовой ситуации.
Мы предлагаем использовать дебаты (своего рода интеллектуальную игру) лишь как элемент занятия (время работы – 2 часа), одной из целей которого является сбор и систематизация материала для написания сочинения по предложенному преподавателем тексту.
Они организуются традиционным образом:
- в дебатах участвуют две команды (по четыре человека: координатор работы команды и три выступающих); обсуждается заданная тема; цель выступлений одной команды – подтвердить тезис, убедить в правоте своей позиции (утверждающая сторона), другая команда (отрицающая сторона) стремится его опровергнуть, корректно доказать, что позиция утверждающей стороны неверна или имеет свои недостатки (какой стороной будет команда, утверждающей или отрицающей, решает жеребьёвка непосредственно перед началом дебатов);
- обсуждение происходит в соответствии с регламентом (каждый выступающий имеет 3-4 минуты), за порядком выступлений следит специально назначенный человек – хранитель времени;
- цель выступлений участников дебатов состоит в том, чтобы убедить в своей правоте, в справедливости и весомости собственных аргументов судейскую коллегию (остальные ученики, нечётное количество) и судью, показав слабость аргументации соперника;
- каждый участник, помимо собственного выступления, имеет возможность отвечать на перекрёстные вопросы оппонентов, на вопросы, заданные членами судейской коллегии;
- дебаты длятся три раунда, каждый из которых судит судейская коллегия; её члены заполняют судейский протокол, в котором фиксируются аргументы и контраргументы команд (материалы впоследствии могут быть использованы при написании сочинения);
-по окончании каждого раунда выступления сторон обсуждаются;
- по окончании игры судейская коллегия представляет судье выводы о победе одной из команд, заполнив полученный в начале игры бланк (где каждый пишет, кто победил в первом, втором и третьем раундах); судья оглашает решение.
Занятие “Обучение подбору аргументов, доказывающих справедливость собственного взгляда на проблему, содержащуюся в предложенном тексте”
Цели занятия: подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); показать способы подбора аргументов; развивать умение строить монологическое высказывание на общественно-политическую тему; создать опыт публичных выступлений на общественно-политическую тему.
Задачи: проанализировать текст, предложенный преподавателем; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; сформировать у учеников собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.
Подготовительный этап: знакомство с текстом, выполнение заданий, связанных с его содержанием, анализ; объяснение правил игры, формирование команд, представление темы предстоящих дебатов.
Задание командам: соберите информацию, используя все доступные вам источники, в пользу или в опровержение тезиса “Литература, как и вся культура, сейчас находится в глубоком кризисе, заменяется средствами массовой коммуникации”.
На предыдущем занятии ученикам в качестве домашнего задания был предложен текст А. Колганова (см. Приложение 1), взятый из варианта № 515 (ЕГЭ 2005 г.), и задания к нему (ЕГЭ 2005, см. Приложение 2):
Ход занятия
Слово учителя: Цель нашей работы на сегодняшнем занятии будет состоять в том, чтобы, проанализировав содержание текста, определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с А. Колгановым, решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания С единого государственного экзамена.
I этап занятия.
Проверка домашнего задания, связанного с данным текстом (см. Приложение 1, Приложение 2) (10 минут).
Самостоятельная работа (см. Приложение 3) (25 минут, проверяется учителем после занятия):
II этап занятия.
Слово учителя: Мы проанализировали языковую сторону текста А. Колганова, теперь обратим внимание на содержательную.
1. Беседа по содержанию текста (с целью определения позиции автора):
1) Какой теме посвящён текст? 2) Какая проблема рассматривается автором? 3) Какую роль, по его мнению, в общественной жизни играет литература? 4) В чём А. Колганов видит причины кризиса? 5) Есть ли, по его мнению, выход из создавшегося положения?
(Делаем выводы: Автор рассуждает о роли литературы в жизни общества. В тексте подняты следующие проблемы:
1. В наше время отпала необходимость в литературе, так как вопросы гражданской жизни из литературы перешли в область общественно-политическую.
2. Литература утратила своё важное положение в жизни общества, так как у писателей нет ответов на актуальные вопросы современности.
3. Современная литература, как и вся культура, в кризисе, но он может быть преодолён, т.к. у людей не исчезла потребность в познании общества и самих себя.
4. Литература возродится и вновь станет важной частью жизни людей, когда общество сможет найти ответы на “затаённые вопросы”.)
2. Сформулируйте и запишите, какова позиция автора, отражённая в тексте.
III этап занятия.
Слово учителя: Мы определили, какова позиция автора текста. При выполнении задания С вам предстоит написать, согласны ли вы с точкой зрения автора, почему; свой ответ нужно аргументировать, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Давайте обсудим следующий вывод, к которому пришёл А. Колганов: “Литература, как и вся культура, сейчас находится в глубоком кризисе, заменяется средствами массовой коммуникации”. Проведём дебаты.
1) В дебатах участвуют две команды (координаторы представляют членов своей команды). Состязания пройдут в три раунда. Во время каждого участники дебатов представят аргументы, подтверждающие или отрицающие справедливость вывода, к которому пришёл автор текста. После выступления оппонентов каждой команде разрешено задавать вопросы, выявляющие слабые места в позиции противника и способствующие укреплению собственной.
2) Все присутствующие на занятии объявляются судейской коллегией, которая внимательно следит за выступлениями, фиксирует доводы “за” и “против”. Её роль будет состоять в том, чтобы решить, чья команда была более убедительна, и сделать соответствующие отметки о победителе в конце каждого раунда (бланки лежат на столах). При обсуждении каждого раунда члены судейской коллегии могут и сами задавать вопросы участникам дебатов.
3) За регламентом выступлений следит хранитель времени, его роль состоит в том, чтобы помочь выступающим соблюсти регламент (3-4 минуты на выступление).
4) Гости, приглашенные на занятие, - верховные судьи, именно за ними будет последнее слово в определении победителя дебатов.
5) Жеребьёвка решает, какая команда – утверждающая, а какая – отрицающая сторона.
Выступления сторон:
У1. Уважаемые судьи, уважаемые оппоненты и гости, представляю вам нашу команду…Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать, связана с русской культурой и литературой как её неотъемлемой частью. Вы знакомы с выводами, к которым пришёл автор проанализированного текста - А. Колганов. Наша задача состоит в том, чтобы убедить вас в справедливости его заключения: литература сегодня, как и вся культура в целом, находится в глубоком кризисе.
У 2. Мы хотели бы обратить внимание присутствующих на ряд фактов, свидетельствующих о том, что русская культура сегодня, и литература в частности, находится в глубоком кризисе. Возьмём, к примеру, книги.
Русская нация всегда считалась самой читающей в мире, по тому, что читает человек, можно судить не только о его интересах, но и о том, каков он сам. Сегодня интерес к чтению и к литературе падает. Вы, конечно, не раз бывали в наших книжных магазинах. Посмотрите, что лежит на полках, на прилавках: произведения жанра “фэнтези”, любовные романы, боевики, детские детективы, “страшилки”, эзотерическая литература. Много всего… Представлены книги большого количества авторов: Б. Акунина, В. Пелевина, Д. Донцовой, Г. Куликовой, Т. Поляковой, Д. Калининой, А. Марининой, А. Анисимова, И.Арбениной… Можно найти, конечно, и классические произведения. Но что интересно: небольшая по объёму книга Дарьи Донцовой стоит 150 рублей, а внушительный томик Бориса Пастернака – 110. Мы спрашивали у продавцов, что лучше продаётся, и слышали, что интерес к классике упал, да вы и сами это хорошо знаете.
Люди сегодня если и читают, то книги, не требующие труда: прочитал, время провёл, развлёкся и забыл. А произведения-то эти невысокого качества, я не говорю об издательской стороне: в библиотеке моей бабушки стоят книги в твёрдых красивых переплётах, на хорошей бумаге, с иллюстрациями и даже закладками, их интересно рассматривать, к ним хочется прикоснуться, а сейчас можно увидеть только рассыпающиеся после первого прочтения томики (на один раз? прочитал – выбросил), с опечатками и даже ошибками, с уродливыми картинками. Но гораздо опаснее то, что эти книги низкого качества по своему содержанию, через 20 лет никто и не вспомнит, что были такие писатели, как, например, Берсенева, Литвиновы, Ларионов…но сегодня-то именно они популярны, а чему они могут научить? В лучшем случае следишь за развитием сюжета, произведения построены на диалогах, нет описаний, нет размышлений, порой даже и авторской оценки-то нет. Если мы читаем такие книги, если они пользуются популярностью, то можно смело утверждать, что литература находится в глубоком кризисе.
О 1. Уважаемые судьи, уважаемые оппоненты и гости, разрешите представить вам нашу команду… Мы выслушали эмоциональное выступление наших оппонентов и готовы доказать, что сегодняшняя литература жива, с ней всё в порядке, ни о каком глубоком кризисе не стоит и говорить.
О 2. Мы полагаем, что наши противники сами себе противоречат, поскольку говорят о снижении интереса к чтению и к литературе и тут же утверждают, что на прилавках магазинов много разных книг. Ни один деловой человек сегодня не будет производить продукцию (а книги- тоже продукция), если это не выгодно в финансовом отношении, ни один продавец не возьмётся за реализацию товара (а книга выступает и в качестве товара), если это убыточно. Книги пишутся и издаются, книжные магазины (а это всё частные предприятия!) работают, значит, затраченные средства окупаются, значит, продукция раскупается.
Вы говорите о снижении интереса к чтению, но тут же сетуете, что люди читают, например, Дарью Донцову. Не вижу ничего плохого: увлекательный, быстро развивающийся сюжет, забавные персонажи, прикольный язык. Легко читается, можно отдохнуть. Роман Толстого “Война и мир” будешь читать долго, с трудом, там много непонятного, подняты проблемы далеко не сегодняшнего дня, даже язык непривычный, а детективчики о Евлампии Романовой с лёгкостью одолеешь за два часа, при большой занятости и перегрузке человека это плюс, а не минус. Кроме того, всё понятно, да ещё удовольствие получишь. В романах Донцовой можно увидеть сегодняшнюю жизнь, значит, они подсказывают, как жить сегодня. Современных людей не интересуют глобальные проблемы, они не задаются вечными, философскими вопросами, их не интересуют глубины человеческой души. Литература отражает изменения, происходящие в людях и в обществе.
Вы сами сравнили произведения Д. Донцовой и Б. Пастернака, но я думаю, что основания для такого сравнения есть, хотя, конечно, имеются существенные отличия. И Перумов, и Донцова, и Пелевин – это литература, другая, да, но литература, просто она находится в другой стадии. Появление Гарри Поттера и Тани Гроттер – это не упадок литературы, а её развитие. Мы свидетели новой стадии в развитии литературы. Сегодня она разная: у кого-то большой интерес вызывают “Мастер и Маргарита”, “Идиот”, “Война и мир”, “Тихий Дон” (помните, как все обсуждали книги после просмотра фильмов?), а кому-то нравятся Донцова, Маринина, Бушков. Сегодня каждый может найти что-то своё. Изменились жанры, появились новые. И это замечательно, так о каком же упадке или кризисе может идти речь?
С целью принизить значение аргументов противника, выявления слабых мест, утверждения собственной позиции утверждающая сторона, члены судейской коллегии задали и обсудили вопросы: 1. Какую литературу считать классической? 2. Книги-однодневки – это литература или псевдо-литература?3. Для чего человек читает?
У 3. Мы хотели бы, уважаемая публика, предоставить ещё одно свидетельство того, что современная литература находится в глубоком кризисе. Давайте сравним, какую роль литература играла в прошлом и каково её место в современной общественной жизни.
Русская литература всегда интенсивно влияла на жизнь людей, она воспитывала. Вспомните знаменитое “Слово о полку Игореве”, отразившее один эпизод из сложной истории борьбы русских и половцев в XII веке, оно звало русский народ к объединению как раз перед началом татаро-монгольского нашествия. Древний автор прославлял своего героя, но и осуждал князя Игоря, поставившего личные амбиции выше государственных интересов.
Все мы с детства знаем произведения А.С. Пушкина, на уроках литературы говорили о том, почему они не теряют своей свежести, яркости. Но дело не только в таланте писателя. А. Н. Островский, говоря о “сокровищах, дарованных нам Пушкиным”, первую заслугу “великого поэта” видел “в том, что через него умнеет всё, что может умнеть. Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт даёт и самые формула мыслей и чувств. <…> Поэт ведёт за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства. <…> Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Наша литература обязана ему своим умственным ростом”. Можем ли мы сегодня так высоко оценить кого-то из наших писателей?
Хочется привести известное высказывание А.И. Герцена о том, что “песнь Пушкина” раздавалась “в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далёкое будущее”.
И, наконец, давайте вспомним, какую роль русская литература сыграла, например, в борьбе просвещенной части российского общества за отмену крепостного права в 1861 году. “Записки охотника” И.С. Тургенева, созданные на рубеже 40-50-х годов, сделали важное дело: писатель не только привлёк внимание к проблеме, но и раскрыл высокие духовные качества русского крестьянства, по словам В.Г. Белинского, “зашёл к народу с такой стороны, с какой до него никто ещё не заходил”.
Подводя итог, скажем, что русская литература с древних времён воспитывала читателя, формировала общественное мнение и влияла на ход развития целой страны. Так было и во времена сталинщины, и во время хрущевской оттепели, и в эпоху застоя. Современная литература лишилась этой черты, превратилась в один из инструментов развлечения. Разве это не говорит о глубоком кризисе?
О 3. Нет, не говорит. Наши оппоненты привели красноречивые примеры, но мы можем возразить им. Изменилось время; сыгравшие свою роль “Записки охотника” сегодня мало кому из школьников нравятся. Я не знаю никого, кто прочёл бы их сам, по собственной инициативе, от начала до конца, потому что скучно, и даже среди взрослых людей, считающих себя образованными, не могу найти ни одного, кто вернулся бы к ним после школы. Надо ли заставлять читать такие произведения, которые ничего не говорят о современности, только потому, что они когда-то были популярны?
Конечно, литература играла важную роль в жизни русского человека и общества в целом. Но сегодня ведь нет крепостного права, нет войны, чтобы литература должна была поднимать боевой дух, как это было в 1941-1945 годах, нет даже застоя, когда собственное мнение можно было в аллегорической форме выразить в каком-либо произведении. Другое время – другая литература, она соответствует своему времени, она следует вкусам и желаниям читающей публики, значит, изменяется, развивается вместе с изменением жизни. Вы же не предлагаете писать о том, чего сегодня в жизни нет. Каждый русский писатель всегда гордился тем, что в своих произведениях отражал действительность. У Гоголя, например, есть замечание, где он говорит о связи творчества с жизнью: “Предмет мой была современность и жизнь в её нынешнем быту, может быть оттого, что ум мой был всегда наклонен к существенности и к пользе, более осязательной. Чем далее, тем более усиливалось во мне желание быть писателем современным. Но я видел в то же время, что, изображая современность, нельзя находиться в том высоко настроенном и спокойном состоянии, какое необходимо для произведения большого и стройного труда. Настоящее слишком живо, слишком шевелит, слишком раздражает; перо писателя нечувствительно и незаметно переходит в сатиру…”
Писатель не может рассуждать о глобальных проблемах, если это не интересно читателю, если тому необходима разрядка и он скорее возьмёт иронический детектив, или боевик, или “фэнтези”, нежели “Бесы” или “Путешествие из Петербурга в Москву”.
При обсуждении раунда спор разгорелся по поводу того, что следует читать современным ученикам, чем полезны уроки литературы, в чём достоинства и недостатки современных программ, какова роль литературы в воспитании вкусов читателей, что должно быть предметом исследования литераторов.
У 4. Нам хотелось бы обратить внимание публики ещё на один факт, связанный с изменением отношения к литературе, говорящий о её упадке,- это отношение к писательскому делу самих авторов. Оглядываясь в прошлое, напомним, что мало кто из писателей прожил долгую, счастливую жизнь. Путь русской литературы был труден, а жизнь писателей в большинстве своём трагична, многие умерли молодыми, не своей смертью. Вы ведь слышали о знаменитом мартирологе А. И. Герцена. В биографиях лишь единичных писателей не заходит речь о ссылке, тюрьме, Сибири, цензурных преследованиях, голоде, болезнях. Не понимали и не принимали при жизни С. Есенина, М. Булгакова, И. Бабеля, Е. Шварца, М. Зощенко, В. Высоцкого, ряд писательских фамилий может быть длинным. Связывая свою жизнь с литературой, люди понимали, что больших денег не сделают, они писали потому, что не могли без этого, они не потакали запросам публики, не опускались до неё, а, наоборот, заставляли читателя подниматься до тех высот, к которым стремились сами
Сегодня в Интернете можно найти роман Милорада Павича. Правда, это не русский, сербский писатель. Его роман развивается вместе с человеком, в Интернете никто не знает, чем и когда он закончится. Общественность воспринимает это нормально. А мне интересно, каким же был первоначальный замысел автора. Не говорит ли это о том, что литература деградирует, превращается в способ заигрывания с публикой, становится средством привлечь к себе внимание, сделаться популярным и, как следствие, более покупаемым. В то же время романы Ф.М. Достоевского или Л.Н. Толстого без одной главы были бы неполны, непонятны, да их просто нельзя было бы читать, разрушилась бы цельность восприятия, не был бы реализован авторский замысел, не проявилась бы в полной мере авторская позиция. Для современного литератора это всё, видимо, не важно.
Недавно по телевизору прошёл сериал “Сёстры по крови”, в нём можно было увидеть, как трудится современный литератор, для которого главное – сдать произведение вовремя, выполнить договор с издательством. Литература стала средством зарабатывания денег, писатели раньше были “властителями дум”, а сегодня мало напоминают тех, о ком писал В.Г. Белинский: “Только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть ещё жизнь и движение вперёд. Вот почему звание писателя у нас так почтенно… Титло поэта, звание литератора у нас давно уже затмили мишуру эполет и разноцветных мундиров”. Сегодня мало кто помнит (исключая историков, конечно) царских министров, чиновников прошлого и т.п., но ещё знают имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя… Не произойдёт ли с современными литераторами нечто противоположное?
О 4. А что плохого в том, что писатели, как и все обычные люди, стараются заработать деньги, используя свой талант? Любой труд, а труд литератора, безусловно, труд (все знают, как трудно написать сочинение по литературе), должен быть оплачен. Если при этом были затрачены усилия и человек проявил свой талант, то высоко оплачен.
Мы не согласны с тем, что сегодня нет таких имён, которые не сохранятся в памяти потомков. Напротив, мы утверждаем, что сейчас каждый может найти себе произведение по вкусу. Любите интеллектуальную прозу – читайте Л. Улицкую, Д. Рубину. Хотите прочитать произведения, сохранившие связь с литературными традициями прошлого, читайте Т. Толстую, Б. Акунина. Желаете легко и весело провести время, отдохнуть, есть и такая литература. Желаете пообщаться с классикой – она даже стоит дешевле.
Даже если интерес к художественному произведению возник благодаря экранизации, как было с “Идиотом”, “Мастером и Маргаритой”, “Тихим Доном”, “Доктором Живаго”, то это не говорит об упадке читательской активности, люди-то ведь всё равно читают, скорее, наоборот, литература сегодня поддерживается средствами массовой коммуникации, одним из которых является телевидение, сближается с ними и развивается с ними. Более того, развитие средств массовой коммуникации расширяет возможности человека. Общество движется вперёд, развивается наука и техника, совершенствуется сам человек, расширяются его возможности, значит, он способен на большее и в области искусства, а литература – это искусство.
Завершая раунд, ребята поговорили о том, как происходит развитие человечества, какую роль сегодня играют средства массовой коммуникации в изучении литературы, как воспринимается художественное произведение, прочитанное самостоятельно или после просмотра фильма. (Примеры сочинений см. в Приложении 4.)
Домашнее задание (взято из демонстрационного варианта ЕГЭ 2008 года): Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Литература
- Волошина Н. Обучение дебатам в старших классах // Русский язык, № 21, 2005. С. 11-15.
- Столбунова С.В. Материалы курса “Как построить нетрадиционный урок русского языка”: лекции 5-8. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006. С. 4-13.