Цели:
1. Знать омонимы. Познакомить учащихся с функциональными омонимами. Закрепить знания учащихся о прямом и переносном значении слова, о чередовании гласных а – о, е – и в корнях слов.
2. Развивать познавательный интерес при работе со словарями.
3. Воспитывать у учащихся умения правильно обращаться со словарями.
Опорные знания и умения:
Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Правописание глаголов.
Оборудование: Словари:
1. М.И. Махмутова “Толковый словарь русского языка”,
2. М.С. Лапатухин “Школьный толковый словарь русского языка”,
3. Д.Н. Ушаков “Толковый словарь русского языка”.
Демонстрационный материал: рисунки с изображением кисти, лука, косы, бора, ячменя, очков, крана.
Раздаточный материал: перфокарты.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Поздравить учащихся с началом зимы.
3. Объявление целей урока.
II. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке
1. Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)
жар солнца – жар чувства, (жар чувства),
тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),
гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),
строить планы – строить мост, (строить планы),
зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).
2. Как вы понимаете термин “переносное значение”?
(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)
III. Изучение новой темы
1. Сейчас мы с вами, ребята, окунемся в страну Лексикологию. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.
Ребята, вот вам слова (показать на доску, где записаны слова: лук, коса, кран, бор, кисть) - это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай. Составьте с данными словами по одному предложению.
(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.
В музее выставлены кисти, которыми работал художник. На картине мы видим кисть рябины. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу. Учитель повел нас на экскурсию в сосновый бор. Вы знаете, что бор – это химический элемент?)
2. Кто составил предложение с этим словом?
(Учитель показывает рисунок, где изображен репчатый лук. Так проделывается с остальными словами).
3. Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы.
Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.
4. Учащиеся читают определение “омонимы” в учебнике.
5. Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. На доске записаны примеры-предложения, словосочетания. Ребята, перед вами стоит такая задача: прочитайте предложения и попробуйте сами сделать вывод.
а) У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом.
б) Больной ребенок заснул. Больной заснул.
в) Русская печь. Печь пироги.
(В первой группе предложений различаем разные формы одного и того же слова: березы – существительное., в форме ед. ч., родительного падежа. Во второй группе предложений – одно слово “больной” является определением, другое - подлежащим. В третьей группе словосочетаний – одно слово “печь” является существительным, а другое - глаголом.)
Итак, ребята, слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются омонимами.
IV. Закрепление
1. Ребята, продолжим игру “Построй предложение”. Я вам показываю рисунки, а вы устно составляете предложения.
а) Ячмень – хлебный злак.
(Это поле засеяно ячменем.)
б) Ячмень – гнойное воспаление сальной железы у волосяного мешочка ресницы.
(У меня выскочил ячмень.)
в) Очки – единица счета при игре.
(Мы набрали на три очка больше.)
г) Очки - оптический прибор.
(Ему в очках лучше.)
д) Кран – водопроводный кран.
(Не забудьте закрыть кран.)
е) Кран – подъемный кран.
(Мой папа работает на кране.)
2. Определите, в каком значении употребляются выделенные омонимы. В тетрадях записываете только ответы. За справками обращайтесь к толковым словарям. (Самостоятельная работа учащихся).
а) Лисичка легка на спину и играет, словно собачка.
(Животное).
б) Жареные лисички вкусны.
(Грибы).
в) В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.
(Лунный свет).
г) Я по свету немало хаживал.
(Земной шар, по миру хаживал).
д) В целом мире нет, нет красивее Уфы моей.
(Земной шар).
е) Мир победит войну.
(Спокойствие, отсутствие войны).
3. Ребята, попробуйте отгадать лингвистические загадки. (Устно)
а) Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке?
(Ключ).
б) В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают?
(Шашки).
в) Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?
(Журавль).
г) Каким ключом замок не откроешь?
(Родником).
4. Ребята, следует различать многозначные слова и омонимы. Для этого найдите в словаре толкование слова “ключ”. Сравните.
Ключ – металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.
Ключ – система нотного изображения музыкальных звуков.
Ключ – бьющий из земли источник, родник.
Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.
5. Выпишите из второй словарной статьи пример на употребление слова ключ в переносном значении. Обозначьте орфограммы.
(Жизнь бьет ключом.)
V. Обобщение. Итог урока
- Вопрос к учащимся: “Что нового узнали сегодня на уроке?”
- Выставление оценок.
- Домашнее задание. (Объяснить).
Определите, какие одушевленные и неодушевленные предметы называются следующими одинаковыми словами. Обращайтесь к толковым словарям.
Такса, норка, испанка, пеночка, клуб, петрушка, шах, свинка, патрон, лавка.