Урок русского языка на тему "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

формирование умений:

  • находить придаточные определительные в составе сложноподчинённых предложений;
  • производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
  • правильно употреблять в речи данные предложения;
  • правильно расставлять знаки препинания;
  • составлять схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

ХОД УРОКА

I. Этап «включения» в урок

Сообщение темы и цели урока. Для работы на данном уроке ученики получают листы с печатной основой. Образец листа находится в Приложении 1.

II. Разминка

Цифровой диктант: 1 – да; 0 – нет.   

– Слово «пунктуация» произошло от пунктуальный (0)
– Придаточная часть в СПП может стоять только после главной (0)
– Независимое предложение в составе СПП называется главным (1)
– Союзы и союзные слова входят в придаточную часть(1)
– Указательные слова входят в придаточную часть (0)
– Между частями сложносочинённого предложения перед одиночными союзами и, или, либо, да (= и) запятая не ставится, если обе предикативные части вопросительные или восклицательные (1)
– Значение сложносочинённых предложений не зависит от союзов между предикативными частями (0)

Итоговый ответ: 0011010

III. Актуализация уже имеющихся знаний

Заполнить таблицу:

Какие предложения называются сложносочинёнными? А какие сложноподчинёнными, бессоюзными?

IV. Различение предложений на слух (простое, бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое)

1) Гнев-это страсть, а страсть исключает рассудок и логику.
2) Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
3) Корень учения горек, зато плод сладок.
4) Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.
5) Что задумано, то и сделано.
6) Человек должен трудиться в поте лица, кем бы он ни был.
7) Мы спокойны: клевете и зависти не сделать белого чёрным.
8) По-моему, именно в таком состоянии можно совершить невозможное.
9) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.
10) Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём.

Образец записи:

1) ССП
2) простое и т. д.

V. Объяснение нового материала

Сопоставить предложения № 9 и № 10 из задания № 4. (Данные предложения записаны на доске)

– Объяснить знаки препинания в записанных предложениях.
– Выделить основы.
– Составить схемы.
– Определить часть речи слова «которая».

Вывод: придаточная часть в предложении № 9 похожа на определение, отвечает на вопрос какие?  Относится к существительному знания и стоит после него, присоединяется к главной при помощи союзного слова «которые». Это придаточное определительное.
Предложения №9 и №10 – это грамматические синонимы, которые отличаются оттенками: глагол усиливает значение действия, а причастный оборот подчёркивает признак предмета.

VI. Тренировочное упражнение

Анализ сложных предложений с придаточными определительными. Выделить грамматические основы, составить схемы, указать средства связи придаточной части с главной. Объяснить знаки препинания. Задание выполняется под руководством учителя.

– Страна, откуда он приехал, лежит на севере Европы.
– Детство –  это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.
– Молодость – единственный недостаток, который проходит с годами.
– Шуша – старый заброшенный посёлок, каких немало встречается в северных лесах.
– Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
– Мы неохотно покидаем этот уголок земли, где вольно пасутся табуны диких зверей, не знающих выстрелов, лая собак, жестокости человека.
– То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть.

Вопросы:

– На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
– Можно ли начать сложное предложение с придаточного определительного?
– Назовите средства связи придаточного определительного с главной частью.
– К чему относятся придаточные определительные?
– Это присловные или присоставные придаточные? Почему?

Выводы: придаточные определительные – это придаточные присловные, относятся к члену главной части, выраженному именем существительным или субстантированным словом; стоят только после него, присоединяются союзными словами и отвечают на вопрос какой?

VII. Вывод

Заполнение таблицы.  

Вид придаточной  части

К чему относится

На какой вопрос отвечает

Средства связи с главной

Союзы

Союзные слова

Определительные К слову в главной  части (присловные)

Какой? Каков?

Который,
какой,
кой,
чей,
что,
кто,
где,
куда,
откуда,
когда

VIII. Закрепление изученного материала

Записать предложения,  указать СПП с придаточными определительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи придаточной части  с главной. Объяснить знаки препинания.

Я не знаю, где граница между товарищем и другом.
Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года.
Если заводишь друга, смотри ему прямо в сердце.
Всю свою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать.
Это был район, откуда мы должны были переехать
Все обернулись туда, откуда выскочили гончие, преследуя зайца.
Молодой поэт, чьи стихи были опубликованы недавно, вскоре стал знаменит.

IX. Слово учителя. Союзные слова какой и которыйсогласуются с определяемым существительным в главной части в числе, а в единственном числе и в роде, но  имеют независимые от него падежные формы, которые обусловлены их ролью в придаточной части.

X. Тренировочные упражнения

1. В данные предложения вставить слово который в нужной форме.

  • Расскажу ту сказку, ... мама любила.
  • Найдутся люди, ... поймут задранный нос и даже оценят.
  • В то время, ... идёт речь, я любил не роль в себе, а себя в роли.
  • В нём были два различных человека, ... оба для меня были прекрасны.
  • Вспомните того человека, ... вы помогли отыграться.    

2. «Умный редактор»

  • Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили.
  • Страна, из которой приехали студенты, нуждается в специалистах, которых выпускает наш институт.
  • Школа, в которой я учусь, славится традициями, которые мы бережём.
  • Он относится к тому поколению, которые участвовали в войне.
  • Я учусь в школе, во дворе которого стоит памятник.

3. Соединить половинки сложных предложений. Указать СПП с придаточными определительными (ответ прокомментировать).

а) Скучен день до вечера,
б) У человека должны быть любимые произведения,
в) Чтобы получить хорошую профессию,
г) Как птица создана для полёта,
а) надо прилежно учиться.
б) коли делать нечего.
в) так человек для работы.
г) к которым он обращается неоднократно.

4. Заменить предложения с причастными оборотами сложными предложениями с придаточными определительными.

  • Предложения, состоящие из нескольких предикативных частей, называются сложными.
  • Москва – это древний город, основанный в 1147 году.
  • Показавшаяся из-за поворота ракета быстро приближалась к берегу.
  • В расположенный на высоком берегу пансионат вела красивая лестница.

5. Заменить придаточную часть СПП причастным оборотом. Во всех ли предложениях такая замена возможна? Почему?

  • Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, дивный аромат.
  • Я с детства помню бабушкины сказки, из которых я узнавал о чудесах, добре и справедливости.
  • Плох солдат, который не мечтает стать генералом.
  • И вот ему улыбнулась удача, о которой он так долго мечтал.

Вывод: в предложениях №2 и №4 замена придаточной части причастным оборотом невозможна, так как союзное слово который стоит не в именительном падеже.

6. Расшифровать.

Я О О Ю
С Р Т Л                      Люблю место, где родился.
Л Е С Б
И Д Е Ю
Д Г М Л

Слово учителя. Придаточные определительные содержат характеристику предмета или раскрывают его признак, но иногда в значении этой части предложения появляются пространственные и временные оттенки.

Сравним:

  • Настала минута, когда я понял всю цену этих слов. (Оттенок времени).
  • Перед ним стелется равнина, где ели изредка взошли. (Пространство).
  • Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (Придаточное обстоятельственное со значением места).

XI. Упражнение 98 (письменно, выборочно)

XII. Выводы

Работа с таблицей.

XIII. Синтаксический анализ предложения

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.

XIV. Самостоятельная работа

Записать по одному сложноподчинённому предложению:

  • с придаточным определительным с союзными словами чей, где, когда, что;
  • с придаточным определительным с союзным словом который во всех падежах с предлогами. 

XV. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Осенняя пора» (использовать в работе СПП с придаточными определительными).

Приложение