Тип: повторительно-обобщающий.
Вид: “картинки с выставки”.
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте, подготовка к ЕГЭ.
Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и причастном обороте
Уметь: находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно использовать их в речи, выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами
Оборудование: тетради по развитию речи, карточки, презентация к уроку, магнитофон с кассетой или диском.
Ход урока
1. Орг. момент.
Учитель или сами учащиеся проверяют готовность к уроку.
2. Релаксация (выполняется в сопровождении музыкальных композиций, специально предназначенных для этого):
- Сегодня у меня хорошее настроение
- Я знаю, что у меня все получится
- Я смогу ответить на все вопросы учителя
Я обязательно выполню все упражнения.
3. Вступительное слово учителя (открыть презентацию, слайд №1).
Ребята, на этом уроке мы с вами подведем итог тому, как вы усвоили тему “Деепричастие”. Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков. Покажем, что умеем образовывать деепричастия от глаголов, исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий. А помогать нам в этом будет замечательная картина известного художника Виктора Михайловича Васнецова “Аленушка”. В течение всего урока вы будете “собирать” деепричастия, которые помогут вам описать эту картину.
4. Работа с текстом.
Цель: закрепить умение образовывать деепричастия от глаголов.
Учитель: ухожу – уходя, смотрю – смотря, читаю – читая. Какая связь между этими словами?
Правильно, от глаголов образуются деепричастия. Давайте посмотрим, насколько мы научились образовывать деепричастия. Выполним упражнение (слайд №2).
Задание.
Заменить подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.
Картина В. М. Васнецова “Аленушка” производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.
Уронила голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сер_це, туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Аленушку, напоминают о несбывшихся мечтах.
Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу. (СМОТРИ СЛАЙД “КЛЮЧ”).
5. Выборочно-распределительный диктант (слайд №3).
Цель: проверить умение определять вид деепричастия.
Прочтем получившийся текст. Сравните деепричастия из первого и второго предложений. Чем они отличаются? Правильно, видом. Сейчас проверим, насколько хорошо вы определяете вид деепричастия.
Задание.
Заполнить таблицу.
Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.
Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида пригорюнившись отражаясь убежав качая устремив облетая погрузившись ощущая прислушиваясь
(Смотри слайд “КЛЮЧ”).
6. Физминутка (танцевальная музыка, проводит хорошо подготовленный ученик).
7. Работа по развитию речи. Подготовка к ЕГЭ.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности высказывания. Но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки. Давайте обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем исправить ошибки.
Исправляем грамматические ошибки (смотри слайд).
1. Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли.
(смотри слайд “Подсказка” и слайд “Ключ”).
2. Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.
(смотри слайды “Подсказка” и “Ключ”).
3. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке.
(смотри слайды “Подсказка” и “Ключ”).
Распространите предложения деепричастными оборотами:
Природа грустит.
Лес окружает Аленушку.
Темная вода успокаивает.
(смотри следующий слайд и “Ключ”).
8. Разноуровневая работа.
Цель: проверить уровень усвоения темы “Не с причастиями”.
Мы продолжаем находить деепричастия, работая с картиной В. М. Васнецова. Теперь я предлагаю вам проверить свои знания по теме “Не с деепричастиями”.
Для уровня А (на “3”) – смотри слайд.
Уровни В и С – получают отдельные карточки с заданиями.
Уровень В
Отметьте слитные написания
(не)умолкающий шепот
(не)удержавшиеся на ветках
(не)проницаемая стена
ничему (не)радуясь
вовсе (не)ласковое
(не)теплая, а холодная
очень (не)приветливые
(не)рассчитывая
(не)знающая тепла
(не)изъяснимое волнение
ждать с (не)терпением
(не)утолимая печаль
(не)замечая
(не)навидя
(не)возвратимая пора
никому (не)нужен
Уровень С
Отметьте слитные написания
(не)доумевая
преследовали (не)удачи
(не)ощущая холода
ничему (не)рада
(не)преодолимая преграда
(не)утешительные вести
отнюдь (не)счастливая
(не)зеленые листья
(не)забывая
очень (не)простая
(не)умолимые законы
(не)согретая солнцем
(не)сбывшиеся мечты
(не)дающие тепла
(не)поправимая беда
(не)успокоившись
9. Подведение итогов уроков.
Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии.
Что вам понравилось, запомнилось на уроке?
Что нового вы узнали на уроке?
Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
Какие из тем вы бы хотели еще повторить?
Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?
10. Домашнее задание.
Теперь я думаю, что знакомое вам с детства полотно известного художника, стало ближе и понятнее. Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний урок и те деепричастия, которые мы собирали, выполняя различные задания, и написать сочинение, которое можно будет начать словами: “Глядя на картину В. М. Васнецова “Аленушка”…”