Цели:
- Закрепить и систематизировать знания о правописаний – тся и –ться в глаголах;
- Вырабатывать умения находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;
- Способствовать к развитию интереса учащихся к предмету;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради;
Ход урока
I. Организационный момент
- Долгожданный дан звонок – приглашает на урок! Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые и нарядные. Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где мы узнаем много интересного и увлекательного! Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво, удобно.
II. Мотивация познавательной деятельности
Послушайте отрывок из весёлого стихотворения Э.Н.Успенского “Окончания глаголов”
Показ слайда №1
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком знаке идёт речь?
- А теперь подумайте, какая тема нашего сегодняшнего урока?
III. Сообщение темы
- Итак, тема нашего урока звучит следующим образом.
Показ слайда №2
Открываем тетради и записываем тему
IV. Целеполагание
Показ слайда №3
- На уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится, и вы найдёте ответы на многие вопросы.
V. Организация восприятия и осмысления новой информации
- Сначала мы с вами выполним задание и ответим на вопросы:
На какие вопросы отвечают глаголы?
Отчего зависит написание –тся и ться?
Запись предложений под диктовку (один ученик работает у доски).
(Ученики отвечают на вопросы, что позволит им сделать выводы).
Голубым хрусталём загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.
Мы смотрим, как подымается огромное белое солнце.
- Теперь, ребята, попробуем дать определение, а потом сравним ответы
(ученики высказывают свои мнения и сверяют ответы)
Показ слайда №4
- Молодцы! У вас всё хорошо получается.
- А теперь отвлечёмся на минутку и проведём небольшую игру.
Вы хотите стать строителем? Если у вас есть такое желание, то вы можете прямо сейчас попробовать себя в роли строителя. Ребята, представьте себе, что вы построили большой двухквартирный дом. Ваша задача поселить в дом жителей. А жители непростые.
У них большие семьи. Вам нужно, чтобы всё семейство поселилось в дом. Смотрим внимательно на экран!
Показ слайда №5
Вам нужно в одну квартиру “поселить” глаголов на –тся, а в другую – глаголов на -ться
VI. Физкультминутка
Показ слайда №6
- Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз:
Сначала по часовой стрелке глазами “обведём” круг, квадрат и треугольник. Затем наоборот, начиная с конца, против часовой стрелки “обводим” каждую геометрическую фигуру.
(Ученики выполняют гимнастику для глаз)
VII. Работа с учебником
- А сейчас открываем учебники на странице 240 и смотрим упражнение 643.
Показ слайда №7
(ученики открывают учебники на странице 240, читают задание и выполняют упражнение)
VIII. Творческая разминка
Показ слайда №8
А сейчас проведём творческую разминку. Я вам продиктую слова. Ваша задача правильно записать слова в нужный столбик.
Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним возиться, белая курица, вулкан курится, острая спица, ему не спится.
Обратите внимание на произношение.
Не путать существительные на –ца и глаголы на –тся и ться!
IX. Работа в группах
Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары. После завершения работы обменяйтесь тетрадями и проверяйте правильность выполнения задания.
(Ученики с удовольствием проверяют работы соседей.) ( Взаимопроверка)
Показ слайда №9
X. Рефлексия
- Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам на уроке интересно?
- Почему?
- Что нового вы узнали?
- Где вам могут пригодиться эти знания и умения?
(Ученики отвечают на вопросы:
- Нам интересно на уроке потому, что мы работали в парах. Есть компьютер. Данные знания и умения нам пригодятся в старших классах. Учащиеся высказывают самые разнообразные ответы)
XI. Подведение итогов
Пришло время оценить свои знания и умения.
Показ слайда №10
(Учащиеся оценивают свои знания и умения).
XII. Домашнее задание
Теперь открываем дневники и записываем домашние задания
Показ слайда №11
- Ребята, вы сегодня работали очень активно, молодцы!
Всем спасибо за внимание,
За работу и за труд.
Вы старались, занимались,
Получили знаний впрок.
Наступила перемена,
А теперь звенит звонок.
Будет краткой моя речь
Говорю вам:
В подготовке урока использованы материалы книг:
- Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.:АСТ, 1996;
- Ладыженская Т.А. Учебник Русского языка для 5 класса - М. “Просвещение”, 2003;
- Скоркина Н.Н. Поурочные планы. Русский язык 5 класс – Учитель – АСТ, 1999;
- Соловьёва З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку – Вербум – М. Москва, 2000;