Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе

Разделы: Русский язык


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый элективный курс помогает обеспечить эффективную подготовку учащихся 10х – 11х классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий по ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.

Практические работы проводятся по материалам учебных пособий: С.И. Львова. ЕГЭ 2006-2007. Русский язык. Тренировочные занятия. М., “Просвещение. ЭКСМО”, 2007.; Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3(С). М., “Экзамен”, 2007.

ПРОГРАММА

1. Фонетика. Орфоэпия.

Типология заданий. Фонетический анализ слова. Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.

2. Лексика и фразеология.

Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.

3. Морфемика. Словообразование.

Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Словообразовательные цепочки.

4. Морфология.

Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.

5. Грамматические нормы.

Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных- окончание множественного числа.

6. Орфография.

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.

7. Пунктуация.

Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.

8. Синтаксис.

Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.

9. Синтаксические нормы русского языка.

Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.

10. Работа с текстом.

Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.

11. Анализ языковых средств выразительности.

Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.

12. Подготовка к написанию сочинения по части С.

Знакомство с критериями оценки части С. Проблема текста и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Разграничение ошибок при анализе работы ученика в форме ЕГЭ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Изучение правил сдачи ЕГЭ.

2. Типология заданий ЕГЭ.

3. Фонетический анализ слова (фонетическая транскрипция).

4. Фонетический разбор слова.

5. Современные орфоэпические нормы.

6. Основные способы словообразования частей речи.

7. Трудные случаи морфемного разбора.

8. Трудные случаи словообразовательного разбора.

9. Словообразовательные цепочки.

10. Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.

11. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

12. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных.

13. Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных.

14. Правописание наречий.

15. Правописание предлогов.

16. Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление.

17. Трудные случаи морфологического разбора (глагол, прилагательное).

18. Образование форм повелительного наклонения глаголов.

19. Образование форм деепричастий.

20. Образование форм местоимений.

21. Принципы русской орфографии.

22. Типы орфограмм и принципы проверки.

23. Принципы русской пунктуации.

24. Типы пунктограмм.

25. Словосочетание. Виды синтаксической связи.

26. Простое предложение. Классификация сложных предложений.

27. Построение предложений с деепричастным оборотом.

28. Построение предложений с однородными членами.

29. Построение предложений с причастным оборотом.

30. Построение сложноподчиненных предложений

31. Построение предложений с косвенной речью.

32. Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих.

33. Работа с текстом. Осмысление причинно-следственных отношений первого и последнего предложения.

34. Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов).

35. Работа с текстом. Выявление языковых приемов связи предложений в тексте (использование союзов, союзных слов; выявление воспроизведённых во всём контексте “ключевых слов” и их заменителей).

36. Анализ языковых средств выразительности. Метафора.

37. Анализ языковых средств выразительности. Синонимы. Контекстные антонимы.

38. Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция.

39–40. Знакомство с критериями оценки части С.

41. Структура сочинения на основе предложенного текста.

42. Определение темы текста на основе алгоритма.

43. Работа по определению темы на основе ключевых слов текста.

44. Смысловой анализ текста на основе составления логической схемы текста.

45. Комментарий проблемы.

46. Текстуальный и концептуальный комментарий текста.

47-48. Осмысление авторской позиции текста.

49. Логические приёмы мышления. Аргумент.

50-51. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

52. Алгоритм выполнения аргументации.

53. Смысловая цельность текста.

54. Абзацное деление текста. Логические ошибки.

55. Виды речевых ошибок.

56. Виды грамматических ошибок.

57. Точность и выразительность речи.

58. Разграничение ошибок при анализе работы ученика в форме ЕГЭ (по материалам ФИПИ).

59-68. Практические работы по выполнению задания С. Тексты прилагаются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы ЕГЭ

  1. “Инструкция для участников единого государственного экзамена” (Письмо Рособрнадзора от 07.04.2006г. №08-190/12).

Литература по общим вопросам

  1. Зайцева О.Н. “Методические рекомендации учителю по подготовке школьников к ЕГЭ”/Русский язык и литература в современной школе. Сборник научно-методических материалов.- М.:МИОО, 2007.

Специальная литература по предмету

  1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.
  2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., “Экзамен”, 2007.
  3. Львова С.И. ЕГЭ 2006-2007. русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2007.
  4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
  5. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. -М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
  6. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1997.