Урок русского языка в 5-м классе (по учебнику для 5-го класса общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.) "Пунктуация. Что может запятая"

Разделы: Русский язык


ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Отгадывание темы урока (2 слайд).

1) Что изучает пунктуация? (3 слайд)

– Слово пунктуация – от латинского слова пункция (укол). Пункт – точка. В древности греки использовали для письма палочку – стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку. Когда-то слово пунктуация означало буквально «постановка точек или учение о точках». Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом.

2) Зачем нужна пунктуация?

3) Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятным. На помощь приходят знаки препинания. Откройте любую книгу, сколько их на каждой странице! Вы так привыкли к ним, что иногда даже не замечаете. А когда сами пишете, то не всегда разумно пользуетесь ими. И уж совсем огорчаетесь, если из-за знаков препинания получаете «двойку». Может, они и не очень нужны? Решайте сами. А пока прочтите текст … если сможете (4 слайд):

Тоеосеникнязьсеменъдмитриевичсуздальскийприидератьюкновъгородунижнему.ас
нимцаревичентякстысячътатарълюдижезатворишасявгородавоеводыунихбяхуволодим
еръдаеиловичъгригореиволодимировичъиванълихорьибыстьимбоисними.

(Московский летописный свод)

– Ну, как? Трудновато? А ведь именно так писали на Руси до конца XV века. Немало времени и сил ушло у многих поколений специалистов, чтобы мы с вами увидели то, к чему привыкли: пробелы между словами и знаки препинания.

– Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. Всего в русской пунктуации десять основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки (5 слайд).

 

– В наше время знаков препинания стало ещё больше. Прибавились двойные запятые (обосабливающие запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие. Всего знаков препинания теперь насчитывается свыше десяти.

– У русской пунктуации двуединое основание. На это указывал ещё великий Ломоносов в своей «Российской грамматике»:

ЗНАКИ СТАВЯТСЯ ПО СИЛЕ РАЗУМА И ЕГО РАСПОЛОЖЕНИЮ И СОЮЗАМ.

– Запомните: чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде определить смысловую сторону предложения и затем его структуру, то есть действовать по формуле: смысл + структура = знак препинания.

– Рождение запятой на Руси относят к XV веку; чуть позже родилась точка с запятой. В XVI веке появилось двоеточие, в XVII – восклицательный знак; в XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие.

3. Сегодня мы поговорим о запятой. Посмотрим, что может запятая?

– Итак, запятая. Она неизменно присутствует там, где повествуется о перечислении предметов, каких-либо фактов, явлений, событий, помогая читающему легко ориентироваться в тексте, подсказывая, где границы между однородными членами, частями предложений (6 слайд).

ЗАПЯТАЯ

На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь.
Выйдет на дорожку –
Всем
Подставит ножку!

(А. Шибаев)

Для показа роли пунктуации, в частности роли маленькой «запятушечки», привожу следующие случаи:

1) Показываю отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков» – Помиловать нельзя казнить (7 слайд).

Этот пример связан с историческим фактом. Английский король Эдуард II (на рубеже XIII и XIVстолетий) восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных. Против него возник заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключён в замок, в котором провёл восемь месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили такое предписание, сформулированное без запятых: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно». Всё зависело от того, как прочитать текст (8 слайд).

1. Эдуарда убить не смейте, бояться полезно (то есть следует бояться).
2. Эдуарда убить, не смейте бояться (так как это полезно).

Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась «кровавая» запятая.

2) Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указывалось в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «Поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование?

1. Поставить статую, золотую пику держащую.
2. Поставить статую золотую, пику держащую.

Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика хоть и не дёшево обошлась бы им, но этот расход был бы в пределах их возможностей. Однако недруги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников (золотая статуя была бы им не по карману). Вопрос остался открытым.

– Есть такое шутливое выражение: «Вот тут-то и запятая». В нём слово запятая означает затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препинание, препятствие – исторически однокоренные.

– Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.

– Вот какой случай произошёл с одной девочкой. Она послала срочную телеграмму своим родителям, которые были в отъезде, и в этот же день получила ответную телеграмму: «Быть дома нельзя идти в поход». Смысл телеграммы зависит от того, где будет поставлена запятая: после слова дома или после слова нельзя. Девочка так и не поняла, быть ли ей дома или отправиться в поход.

– Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: Делегация выезжает утром встречайте. Телеграмма вызвала недоумение сотрудников. Как вы думаете, почему? Как можно понять её?

– Внимательно прочитайте два предложения и уловите между ними разницу. Чем они отличаются? Что повлияло на различие в смысле фраз?

  • На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.
  • На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата своего товарища.

– Почему во втором предложении встреченных стало меньше? Куда делся товарищ Петра?

Раскинем умом

Данные предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их различен. Как вы думаете, отчего это зависит? (9 слайд)

1. Коля пел так, как пели все.
Коля пел, так как пели все.

2. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге.
Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.

3. Как он уехал?
Как, он уехал?

4. Я не видел брата товарища и его сестру.
Я не видел брата, товарища и его сестру.

5. Дома улицы залиты светом.
Дома, улицы залиты светом.

6. Грязь покрыла всё: окно, дверь, потолок, стены.
Грязь покрыла всё окно, дверь, потолок, стены.

7. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.
Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.

8. Ребёнок играл, так как играли все дети.
Ребёнок играл так, как играли все дети.

 

Сочинения Незнайки (10 слайд).

Вот как обращался с запятыми и точками герой известной книжки – Незнайка. Он написал:
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
Как бы вы расставили знаки в этом предложении, чтобы не было никакой нелепицы?
В другом Незнайкином сочинении была такая фраза:
Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.
Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.

 

Где поставить запятую (11 слайд).

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку.
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
– Вот что значит
Запятая!

(Б. Заходер)

– Этот рассказ написан без знаков препинания. Запишите полученный текст. Для чего нам нужны знаки препинания? (12 слайд)

ОЕНЬЮ В ГОРОДЕ

Часто шли трамваи по городу. Кроме трамваев ходили троллейбусы, автобусы, идущие из города на дачи. Люди могли остановить их, подняв руку. В специально отведенных местах собирались дачники группами. Их видно было издалека. И автобус останавливался сам. Осенью автобусы везли картошку, огурцы, помидоры, виноград. Всё дышало густым ароматом осени, падающими золотыми листьями. Была засыпана земля, а позднее потянуло дымом костров. Жгли засохшие листья, сучья, высохшие за лето. Трещали, рассыпались в воздухе мелкие искры.

Л. Чеснокова.

О пользе знаков препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания!

А. Каневский.

4. Подведение итогов (13 слайд)

1) О чем мы сегодня говорили на уроке?
2) Что изучает пунктуация?
3) Зачем нужна пунктуация?
4) Что может запятая?

5. Домашнее задание: параграф 24, упражнение 120.

Приложение