Цикл уроков "Газетные жанры"

Разделы: Русский язык


Цикл уроков  в 6  классе на тему:
«Газетные жанры»

Цели:

Развивающая:
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка;

Обучающая:
Умение  отбирать материал, составлять тексты по теме, выразительно его подавать;

Воспитывающая:
Воспитание культуры общения, внимательного отношения к слову.

Задачи:

  • Научить  находить недостающую информацию по теме;
  • Сформировать  навыки работы с дополнительной литературой;
  • Научить работать в сотрудничестве с любым партнёром;
  • Научить навыкам интервьюирования, составления вопросника;
  • Научить использовать различные информационно-коммуникационные средства при выступлении.
  • Уметь выразительно подать материал.

 

Характеристика проекта.

По доминирующей деятельности учащихся – творческий проект;
По комплексности - монопроект;
По характеру контактов – внутри классный, внутри школьный;
По продолжительности – краткосрочный;
Продукт проектной деятельности – радиопередача;
Вид презентации – школьная радиолинейка.

Этапы проекта:

1-й этап – поисково-исследовательский

Цель: формирование идеи проекта.

Задачи:

  • Научиться находить и отбирать недостающую информацию по теме;
  • Осознать необходимость работы в сотрудничестве.

2-й этап – технологический

Цель: умение подбирать нужный материал для  выполнения набросков на заданную тему.

Задачи:

  • Научиться составлять вопросник;
  • Научиться навыкам интервьюирования.

3-й этап – практическая реализация проекта

Цель: умение оформлять записи.

Задачи:

  • Распределить роли для оформления проекта;
  • Самостоятельно составить тексты для выступления.

4-й этап – внесение необходимых изменений.

Цель: умение работать со словарями и справочниками.

Задачи:

  • Редактировать тексты, исправить  ошибки;
  • Выразительно готовить устное выступление.

5-й этап – презентация проекта.

Цель: представление проекта на школьной радиолинейке.

Задачи:

  • Дать самооценку проекту;
  • Уметь оценить работу свою и других участников проекта.

Технологическая карта проекта

Этапы проектной деятельности

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1-й этап – поисково-исследовательский
Краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы

Выбирают вид проекта (стенная газета, радиогазета). Формулируют цели и задачи  под руководством учителя. Подбирают  материал по теме: «Заметка, репортаж или
интервью». Составление памятки для корреспондентов.

Мотивирует учащихся на выполнение проекта. Руководит деятельностью учащихся в формулировке целей, задач и проблемы, исходя из потребностей детей. Помогает  в отборе материала

 2-ой этап – технологический
Выполнение  упражнений

Лингвистическая работа: работают со словарями и текстами из районной газеты «Заря», составляют вопросник для информантов, делают наброски будущих
заметок.

Контролирует и корректирует выполнение заданий.

 3-ий этап – практическая реализация проекта
Создание текстов

Самостоятельно работают над созданием текстов, обрабатывают интервью и записывают  материал.

Стимулирует творческую активность учащихся.

4-ый этап – внесение необходимых изменений.
Корректирование материала

Исправляют ошибки в статьях, работают со словарями и справочниками.

Корректирует деятельность учащихся.

5-ый этап –  заключительный
Презентация проекта.

Готовят выступление на радио и выходят в эфир. Оценивают свои выступления и выступления товарищей.

Помогает готовить выступление, а потом сделать выводы о значимости проекта.

Урок № 1.

Работа над проектом
Ход урока (2 этапа).

Тема: «Мы энтузиасты»

Трое суток шагать, трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете…

Цели:

Развивающая:
Развитие творческого потенциала учащихся;

Обучающая:
Умение  отбирать материал, составлять вопросники и памятки по теме;

Воспитывающая:
Воспитание внимательного отношения к слову и  терпения в работе с группой.

Учитель.

Проведение входной диагностики:

  • Знаете ли вы газетные жанры?
  • Знаете ли, чем отличается заметка от репортажа или интервью?
  • С кем бы вы хотели работать в группе?
  • Умеете ли вы оформлять цели, задачи и гипотезу?
  • Возникают ли трудности в подборе литературы?
  • Хотели бы вы начать работу над проектом?
  • Какое настроение в начале проекта?

 (7 минуты).
Раздаточный  и рабочие материалы: газеты, § и статьи  учебников Т. Ладыженской «Школьная риторика» - 6 класс и «Развивайте дар слова», М. Гринина-Земскова «Сочинение в газетных жанрах», словари и справочники.

Ученики разбиваются на 4 группы, каждая группа предлагает свою тему, актуальность её доказывают.
1-я группа знакомятся с таким газетным жанром как информационная и критическая заметка. Выбирают из  местной газеты «Заря» примеры. Составляют памятку по написанию заметки в газету. 
(приложение 1)
2-я  группа работают с таким жанром как полемическая и хроникальная заметка. Выбирают из  местной газеты «Заря» примеры. Составляют памятку.
(приложение 2)
3-я группа работает над заметкой о положительном факте. Выполняют задания по карточкам.
(приложение 3)
4-я группа работает над жанром интервью. Выполняют задания по карточкам. 
(приложение 4)
(23 минут)
Делают наброски будущих заметок (10 минут).
(приложение 5)
Домашняя работа (дифференцированно):
- допишите свою заметку;

  • найдите в газете заметку, определите её тему;
  • выполните работу по карточке

 Карточка.

Спиши, вставляя нужные орфограммы. Продолжи строки…
Занимат…ся (чем?) кон…ками, греблей…
Уча…ствовать (в чём?) в сост…заниях, в первенстве, …
Трен…роват…ся (где?) в ба(с,сс)ейне, на…
Добиват…ся победы (как?) настойч…во, …
Уст…навливать (что?) рекорд, …
Пригр…вать (кому?) команде противника, …

Подведение итога урока.

(5 минут)

Урок № 2.

Ход урока (2 этапа).

Тема: «Шагать в ногу со временем»

Если снова начать, я бы выбрал опять
Бесконечные хлопоты эти.

Цели:

Развивающая:
Развитие фантазии по оформлению проекта;

Обучающая:
Умение самостоятельно создавать текст и редактировать его; умение работать со справочной литературой.

Воспитывающая:
Воспитание внимательного отношения к слову.

Учитель:

Проведение промежуточной диагностики:

  1. Какой жанр показался более интересным?
  2. Какой вид работы над проектом предпочитаешь?
  • находить материал;
  • работать с Интернет;
  • работать в группе;
  • составлять план проекта;
  1.    В каком виде деятельности испытываете затруднения?

Ребята, давайте посмотрим, что мы уже сделали. Какие заметки мы уже имеем? (Читают).

 У кого найдены заметки?  На какие темы? (Читают).
Карточки можно сдать на проверку. (Оценки) (5 минут).

- Сегодня наша задача – продолжить работу над проектом. Какие знания нам сегодня понадобятся, чтоб создать уже свой текст для выступления?
- Нужно знать стили речи, типы речи, нужна орфография, опять нужны словари.

Учитель: Сейчас работа по материалам репортажей, и работа над упражнениями:
1.анализ готовых текстов;

  • сравнение заметки и репортажа;
  • замена заметки репортажем  (25 минут).

 Составление устного и письменного репортажа.
Чтение и редактирование репортажей (8 минут).

Подведение итога урока, домашнее задание: (2 минуты).
Ребята, мы сделали большое дело: написали уже репортажи.

Задания на дом:

  • вспомните, что такое интервью и попробуйте взять интервью у жителей

села на интересующую тебя тему;

  • подберите и запишите самостоятельно темы для интервью;
  • выполните карточку:

Карточка.

Составьте текст по опорным словосочетаниям. 
Светит со…нце, (радио) передача, мол…дые мальчишки, вопреки присяг…, по приказу к…мандир…, согласно долг…, , интерв…ю с оф…церами, напр…жение с…туац…и, пожелаем им вернут…ся, к…ртина битвы, кто (бы) подумал.

 

 Урок № 3.

Ход урока.

Тема: «Дикторы»

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести…

В. Шефнер

Цели:

Развивающая:
Развитие умения самостоятельно работать;

Обучающая:
Развитие навыков аргументировано отстаивать свою точку зрения;

Воспитывающая:
Воспитание культуры общения.

Учитель: ребята, вы дома поработали над заданиями. Кто выполнил самое трудное задание и взял интервью у жителей села? (Проверка задания).

Пример:

Тема: Митинг 9 мая.
Вопросы:

  • Понравился ли Вам митинг, посвящённый 62-ой годовщине Победы?
  • Понравилось ли другим людям, как Вы думаете?
  • Знаете ли Вы имена ветеранов?
  • Есть ли у Вас родственники, которые были на войне?
  • Что для Вас значит этот праздник?

Прочтём темы интервью.

Пример:
1.Районная зарница.

  • Школьная столовая.
  • Митинг 9 Мая.
  • Школьная конференция.

Учитель: Замечательно, ребята, вы нашли много тем для выступления на радиолинейке. Сегодня наша задача: составить сценарий радиогазеты, назначить дикторами ребят с хорошей дикцией.

План работы:

  • Выводы по собранному материалу.
  • Отбор материала для радиогазеты.
  • Составление сценария.

(приложение 7)
Проведение выходной диагностики

  • Что нового узнали, изучая курс?
  • Чему вы научились?
  • Что бы вы хотели узнать ещё по этой теме?
  • Насколько успешна ваша работа?
  • Какое настроение в конце проекта?
  • Хотели бы вы ещё участвовать в проектной деятельности?

 Урок № 4.

Ход урока.

Тема: «Защита проекта»

Цели:

Развивающая:
Развитие умения выразительно представить материал по теме;

Обучающая:
Научить оценке своих результатов;

Воспитывающая:
Воспитание уважения к товарищам и их мнениям.

Составление рекомендаций по оценке защиты проекта:

Самооценка проекта.

  • Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
  • Количество новой информации, использованной при работе над проектом;
  • Степень осмысления информации;
  • Уровень сложности;
  • Оригинальность идеи;
  • Творческий подход к работе.

Взаимооценка проекта

  • Формулировка целей и задач;
  • Новизна и полнота нового материала;
  • Наличие чётких обобщений и выводов;
  • Использование знаний других предметов.

Выводы и рекомендации (приложение)