Цикл уроков в 6 классе на тему:
«Газетные жанры»
Цели:
Развивающая:
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка;
Обучающая:
Умение отбирать материал, составлять тексты по теме, выразительно его подавать;
Воспитывающая:
Воспитание культуры общения, внимательного отношения к слову.
Задачи:
- Научить находить недостающую информацию по теме;
- Сформировать навыки работы с дополнительной литературой;
- Научить работать в сотрудничестве с любым партнёром;
- Научить навыкам интервьюирования, составления вопросника;
- Научить использовать различные информационно-коммуникационные средства при выступлении.
- Уметь выразительно подать материал.
Характеристика проекта.
По доминирующей деятельности учащихся – творческий проект;
По комплексности - монопроект;
По характеру контактов – внутри классный, внутри школьный;
По продолжительности – краткосрочный;
Продукт проектной деятельности – радиопередача;
Вид презентации – школьная радиолинейка.
Этапы проекта:
1-й этап – поисково-исследовательский
Цель: формирование идеи проекта.
Задачи:
- Научиться находить и отбирать недостающую информацию по теме;
- Осознать необходимость работы в сотрудничестве.
2-й этап – технологический
Цель: умение подбирать нужный материал для выполнения набросков на заданную тему.
Задачи:
- Научиться составлять вопросник;
- Научиться навыкам интервьюирования.
3-й этап – практическая реализация проекта
Цель: умение оформлять записи.
Задачи:
- Распределить роли для оформления проекта;
- Самостоятельно составить тексты для выступления.
4-й этап – внесение необходимых изменений.
Цель: умение работать со словарями и справочниками.
Задачи:
- Редактировать тексты, исправить ошибки;
- Выразительно готовить устное выступление.
5-й этап – презентация проекта.
Цель: представление проекта на школьной радиолинейке.
Задачи:
- Дать самооценку проекту;
- Уметь оценить работу свою и других участников проекта.
Технологическая карта проекта
Этапы проектной деятельности |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1-й этап – поисково-исследовательский |
Выбирают вид проекта (стенная газета, радиогазета). Формулируют цели и задачи под руководством учителя. Подбирают материал по теме: «Заметка, репортаж или |
Мотивирует учащихся на выполнение проекта. Руководит деятельностью учащихся в формулировке целей, задач и проблемы, исходя из потребностей детей. Помогает в отборе материала |
2-ой этап – технологический |
Лингвистическая работа: работают со словарями и текстами из районной газеты «Заря», составляют вопросник для информантов, делают наброски будущих |
Контролирует и корректирует выполнение заданий. |
3-ий этап – практическая реализация проекта |
Самостоятельно работают над созданием текстов, обрабатывают интервью и записывают материал. |
Стимулирует творческую активность учащихся. |
4-ый этап – внесение необходимых изменений. |
Исправляют ошибки в статьях, работают со словарями и справочниками. |
Корректирует деятельность учащихся. |
5-ый этап – заключительный |
Готовят выступление на радио и выходят в эфир. Оценивают свои выступления и выступления товарищей. |
Помогает готовить выступление, а потом сделать выводы о значимости проекта. |
Урок № 1.
Работа над проектом
Ход урока (2 этапа).
Тема: «Мы энтузиасты»
Трое суток шагать, трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете…
Цели:
Развивающая:
Развитие творческого потенциала учащихся;
Обучающая:
Умение отбирать материал, составлять вопросники и памятки по теме;
Воспитывающая:
Воспитание внимательного отношения к слову и терпения в работе с группой.
Учитель.
Проведение входной диагностики:
- Знаете ли вы газетные жанры?
- Знаете ли, чем отличается заметка от репортажа или интервью?
- С кем бы вы хотели работать в группе?
- Умеете ли вы оформлять цели, задачи и гипотезу?
- Возникают ли трудности в подборе литературы?
- Хотели бы вы начать работу над проектом?
- Какое настроение в начале проекта?
(7 минуты).
Раздаточный и рабочие материалы: газеты, § и статьи учебников Т. Ладыженской «Школьная риторика» - 6 класс и «Развивайте дар слова», М. Гринина-Земскова «Сочинение в газетных жанрах», словари и справочники.
Ученики разбиваются на 4 группы, каждая группа предлагает свою тему, актуальность её доказывают.
1-я группа знакомятся с таким газетным жанром как информационная и критическая заметка. Выбирают из местной газеты «Заря» примеры. Составляют памятку по написанию заметки в газету.
(приложение 1)
2-я группа работают с таким жанром как полемическая и хроникальная заметка. Выбирают из местной газеты «Заря» примеры. Составляют памятку.
(приложение 2)
3-я группа работает над заметкой о положительном факте. Выполняют задания по карточкам.
(приложение 3)
4-я группа работает над жанром интервью. Выполняют задания по карточкам.
(приложение 4)
(23 минут)
Делают наброски будущих заметок (10 минут).
(приложение 5)
Домашняя работа (дифференцированно):
- допишите свою заметку;
- найдите в газете заметку, определите её тему;
- выполните работу по карточке
Карточка. Спиши, вставляя нужные орфограммы. Продолжи строки… |
Подведение итога урока.
(5 минут)
Урок № 2.
Ход урока (2 этапа).
Тема: «Шагать в ногу со временем»
Если снова начать, я бы выбрал опять
Бесконечные хлопоты эти.
Цели:
Развивающая:
Развитие фантазии по оформлению проекта;
Обучающая:
Умение самостоятельно создавать текст и редактировать его; умение работать со справочной литературой.
Воспитывающая:
Воспитание внимательного отношения к слову.
Учитель:
Проведение промежуточной диагностики:
- Какой жанр показался более интересным?
- Какой вид работы над проектом предпочитаешь?
- находить материал;
- работать с Интернет;
- работать в группе;
- составлять план проекта;
- В каком виде деятельности испытываете затруднения?
Ребята, давайте посмотрим, что мы уже сделали. Какие заметки мы уже имеем? (Читают).
У кого найдены заметки? На какие темы? (Читают).
Карточки можно сдать на проверку. (Оценки) (5 минут).
- Сегодня наша задача – продолжить работу над проектом. Какие знания нам сегодня понадобятся, чтоб создать уже свой текст для выступления?
- Нужно знать стили речи, типы речи, нужна орфография, опять нужны словари.
Учитель: Сейчас работа по материалам репортажей, и работа над упражнениями:
1.анализ готовых текстов;
- сравнение заметки и репортажа;
- замена заметки репортажем (25 минут).
Составление устного и письменного репортажа.
Чтение и редактирование репортажей (8 минут).
Подведение итога урока, домашнее задание: (2 минуты).
Ребята, мы сделали большое дело: написали уже репортажи.
Задания на дом:
- вспомните, что такое интервью и попробуйте взять интервью у жителей
села на интересующую тебя тему;
- подберите и запишите самостоятельно темы для интервью;
- выполните карточку:
Карточка. Составьте текст по опорным словосочетаниям. |
Урок № 3.
Ход урока.
Тема: «Дикторы»
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести…
В. Шефнер
Цели:
Развивающая:
Развитие умения самостоятельно работать;
Обучающая:
Развитие навыков аргументировано отстаивать свою точку зрения;
Воспитывающая:
Воспитание культуры общения.
Учитель: ребята, вы дома поработали над заданиями. Кто выполнил самое трудное задание и взял интервью у жителей села? (Проверка задания).
Пример:
Тема: Митинг 9 мая.
Вопросы:
- Понравился ли Вам митинг, посвящённый 62-ой годовщине Победы?
- Понравилось ли другим людям, как Вы думаете?
- Знаете ли Вы имена ветеранов?
- Есть ли у Вас родственники, которые были на войне?
- Что для Вас значит этот праздник?
Прочтём темы интервью.
Пример:
1.Районная зарница.
- Школьная столовая.
- Митинг 9 Мая.
- Школьная конференция.
Учитель: Замечательно, ребята, вы нашли много тем для выступления на радиолинейке. Сегодня наша задача: составить сценарий радиогазеты, назначить дикторами ребят с хорошей дикцией.
План работы:
- Выводы по собранному материалу.
- Отбор материала для радиогазеты.
- Составление сценария.
(приложение 7)
Проведение выходной диагностики
- Что нового узнали, изучая курс?
- Чему вы научились?
- Что бы вы хотели узнать ещё по этой теме?
- Насколько успешна ваша работа?
- Какое настроение в конце проекта?
- Хотели бы вы ещё участвовать в проектной деятельности?
Урок № 4.
Ход урока.
Тема: «Защита проекта»
Цели:
Развивающая:
Развитие умения выразительно представить материал по теме;
Обучающая:
Научить оценке своих результатов;
Воспитывающая:
Воспитание уважения к товарищам и их мнениям.
Составление рекомендаций по оценке защиты проекта:
Самооценка проекта.
- Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
- Количество новой информации, использованной при работе над проектом;
- Степень осмысления информации;
- Уровень сложности;
- Оригинальность идеи;
- Творческий подход к работе.
Взаимооценка проекта
- Формулировка целей и задач;
- Новизна и полнота нового материала;
- Наличие чётких обобщений и выводов;
- Использование знаний других предметов.
Выводы и рекомендации (приложение)