Тема: "Смысловая нагрузка имён числительных в художественных и публицистических текстах"
Подготовительная работа к уроку.
Данному уроку предшествовало начало воспитательного цикла «Дети послевоенной поры». На уроке литературы звучали рассказы о жизни детей, которых война лишила родителей, иных на время, других – навсегда; о жизненной стойкости «детей войны».
На предшествующем уроке русского языка учащимся дано было дифференцированное домашнее задание: группе учащихся найти и выписать предложения с именами числительными, указать у них разряд и состав, синтаксическую роль; учащимся II группы (сильным) надо было ещё произвести морфологический разбор одного числительного. Предложения выписываются из произведения В.Г.Распутина «Уроки французского».
Ход урока.
1.) Вступительное слово учителя.
Объявление учителем темы урока: «Смысловая нагрузка имён числительных в связных текстах» и её осмысление учащимися.
Тема и эпиграф к уроку записываются ребятами в тетрадь. Учитель объясняет, что учебная тема будет рассматриваться на примере произведения В.Г.Распутина «Уроки французского» и «Подвиг панфиловцев» Ф.Селиванова.
Учитель:
- Когда смотришь на цифры, перед твоим взором встают простые числа. А когда ты встречаешь их в художественном или публицистическом тексте, то они вдруг оживают. Перед тобой уже не сухие арифметические значки, а люди с их волнующими судьбами.
Вот и сегодня на уроке мы вчитаемся в эти числа, выясним, что скрывается за каждым из них, каким смыслом наполняются числительные в художественном и публицистическом текстах.
У каждого поколения свои годы. Человек не может выбрать себе время. Мы познакомились на уроках литературы с рассказом В. Распутина «Уроки французского». Там есть взволнованный рассказ автора о себе, о своём времени. Давайте обратимся, ребята, к строкам этого произведения, ещё раз ощутим это время.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова самого автора:
«Для нашего поколения был очень труден хлеб детства»
К этим словам мы ещё вернемся в процессе работы.
2) Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний о числительных.
Заранее на доске учителем записаны числительные цифрами и слова, трудные для написания.
Учитель:
- Я медленно (выразительно) читаю вам текст, а вы записываете его вместе с именами числительными (прописью), указываете у числительных группу, разряд, состав.
Далее идёт чтение текста учителем (текст отвечает тематической направленности урока, позволяет проверить знания учащихся о числительном, способствует усвоению нового материала. Учитель не произносит числительные, а показывает на число на доске.
Родился Валентин Распутин пятнадцатого (порядковое, простое) марта тысяча девятьсот тридцать седьмого (порядковое, составное) года в посёлке Усть-Уда. Посёлок располагался в трёхстах километрах от Иркутска.
И рос Распутин в этих же местах, всего в полусотне (количественное , простое, целое) километров от Усть-Уды, в деревне
Аталанка. В первый (порядковое, простое) класс будущий писатель пришёл в тысяча девятьсот сорок четвёртом (порядковое, составное) году.
Учитель во время чтения текста проходит между рядами, просматривает работы с целью выявления типичных ошибок и неточностей в записях учащихся. После написания учащимися теста учитель проверяет выполненную работу.
Учитель:
- Прочитайте текст, правильно произнося числительные, укажите у них группу, разряд, состав.
Учащиеся зачитывают из текста записанные предложения, называют числительные, указывают у них признаки.
Далее учитель спрашивает:
- Какое числительное вам было трудно записать, почему?
Ученик:
Трудно было записать числительное триста в предложном падеже. Трудность состояла в том, что это числительное количественное, сложное, при его изменении склоняются обе части: в трёхстах.
После окончания проверки учитель словесно оценивает работу наиболее активно выступавших ребят.
Далее учитель подводит ребят к мысли, что за числительным стоят не просто цифры, а судьбы людей, время, поколение.
Учитель:
- Числительное 1937, а год – 37-й.
- Что это за время?
Ответы учащихся:
Это было время сталинское, тяжёлое, трудное.
- Это годы, когда людей без вины сажали в тюрьму, ссылали в лагеря.
Учитель:
- Сталинское время ещё называют годами репрессий.
- Кто знает лексическое значение этого слова? Вы уже об этом говорили.
Ученики не смогли назвать лексическое значение слова «репрессия».
Учитель записывает это слово и его лексическое значение на доске. Произносит вслух:
- Репрессия – это осуждение без вины.
Ребята делают эту запись в тетради.
Таким образом, в процессе обсуждения с учащимися проводится лексическая работа, способствующая обогащению словарного запаса учащихся.
1) Учитель:
- Что значит год 1944-й для семилетнего мальчика?
2) Учащиеся:
- Война, голод, разруха, боль, потери.
3) Учитель:
- Но это ещё и детство, начало жизни. Оно незабываемо для человека.
- Это годы, которые не сотрёшь из памяти.
3) Проверка письменного дифференцированного домашнего задания и актуализация знаний (в котором снова используется связный текст из рассказа Распутина с «говорящими» числительными).
Учитель:
- Теперь проверим выполнение домашнего задания и продолжим разговор о судьбе Валентина Распутина.
- Какие предложения вы выписали из рассказа «Уроки французского»?
Один ученик на доске заранее выписал предложения, подчеркнул числительные как члены предложения, указал их разряд. Ученик выполнил задание I группы. Остальные учащиеся сверяли написанное у себя в тетради.
Перешёл я в пятый (порядковое) класс в тысяча девятьсот сорок восьмом (порядковое) году. Школа находилась
в пятидесяти (количественное, целое) километрах от райцентра. В одиннадцать (количественное, целое) лет началась моя самостоятельная жизнь. Матери трудно было одной (количественное, целое )в те почти голодные годы поднимать троих (количественное, собирательное) детей.
После рассказа ученика учитель просит ответить на вопросы.
Учитель:
- Какие числительные называются количественными, а какие – порядковыми?
Ученик:
- Количественные числительные те, которые обозначают количество предметов или отвлечённое число.
- Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при их счёте.
Далее учитель обращается с вопросами ко всему классу:
- Какие числительные преобладают в выписанных предложениях?
Ученик:
- Здесь преобладают количественные числительные.
Учитель:
- Зачем автору нужна такая точность?
Ученик:
Вспомнить, не забыть мелочей. Убедить: так было.
Учитель:
- Раз это годы детства, там важно всё, нельзя ничего забыть. Автор хочет убедить в достоверности происходящего.
- Почему, ребята, предложения вы выписывали из рассказа «Уроки французского»?
Ученик:
- Это автобиографический рассказ.
- Там много числительных о военных годах.
Учитель:
- Да, здесь цифры «говорящие». Они как бы знаки, символы. Они общие для людей послевоенного поколения.
- А как вы думаете, ребята, почему мы берём для разбора не всё произведение, а только его фрагменты?
Ученик:
- Мы выбираем предложения не с любыми датами, а с историческими, с теми, которые помогали понять нам историю.
Учитель:
- Да, не любые даты важны нам, а те, которые рассказывают о судьбах людей.
Затем один ученик из II группы (по желанию) прочитал морфологический разбор одного числительного. Все остальные ребята слушали и проверяли.
Ответ ученика:
- Пятый – имя числительное. Отвечает на вопрос Какой?
Во-первых, обозначает порядок предметов при счете.
Во-вторых, начальная форма – пятый. Порядковое, стоит в винительном падеже, единственном числе, мужском роде.
В-третьих, синтаксическая роль – определение.
Учитель обращается к учащимся:
- Есть ли замечания в разборе имени числительного? (замечаний не было).
Учитель снова просит этого ученика внимательно всмотреться в числа (предложения записаны на доске).
Учитель:
- 48-й год. Что ты можешь сказать о нём?
Ученик:
- Это послевоенный год, тяжёлый, голодный, кругом разруха ещё.
Учитель:
- Почему одной (матери) надо было поднимать детей?
Ученик:
- Отец погиб на фронте. Дети осиротели, остались без отца.
Учитель:
- Одиннадцать (лет) – самостоятельная жизнь. Что значит?
Ученик:
- Один, сам мальчик добывал себе хлеб. Сам заботился, сам распоряжался собой.
Затем учитель возвращается к эпиграфу урока, подводит итог беседе и обращается ко всем учащимся:
- Через десятилетия писатель скажет: «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства».
- Как вы понимаете слова писателя?
Ответы учащихся:
- Было трудно достать хлеб, потому что хлеб людям трудом доставался.
-Время было трудное, тяжёлое.
Учитель:
- «Хлеб детства» - это самое дорогое, важное. Бесценное для детей тех лет, что запомнилось на всю жизнь.
Во время проверки домашнего задания ещё один ученик работает у доски. После беседы с учащимися учитель проверяет задание:
- Уже у взрослого Распутина спросили, где взять силы в наши дни. Он ответил…
Ответ ученика. Читает выразительно текст, тематически связанный с предыдущим. Текст о войне, об истоках силы, мужества людей перед лицом войны:
- Где взять силы?
- … от поля Куликова и Бородино. От декабря тысяча девятьсот сорок первого под Москвой и ноября тысяча девятьсот сорок второго под Сталинградом.
Учитель:
- Как ты понимаешь смысл прочитанного?
Ученик:
- В тяжелое время силы удваиваются. Потому писатель смог пережить трудное время.
Учитель:
- А сейчас разве лёгкое время? И сейчас трудное. Где взять силы в наши дни? Тогда смогли, когда была война, а сейчас должно быть больше сил.
Ученик:
- Надо учиться мужеству у старшего поколения, пережившего войну.
Учитель:
- Мы должны гордиться таким своим народом.
Далее учитель проверяет, как ученик просклонял числительное сорок первый.
Ответ ученика.
- Особенность склонения этого числительного в том, что изменяется последнее слово, так как этот числительное порядковое.
4) Применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний.
Учитель:
- Прослушайте фрагмент текста из произведения Ф. Селиванова «Подвиг панфиловцев»:
Грозный тысяча девятьсот первый год. Шестнадцатое ноября. Подмосковье. Пятьдесят немецких танков приближаются к Домосекову. Двадцать восемь воинов вступают в неравный бой. Только трём участникам боёв у Домосекова посчастливилось остаться в живых.
Беседа. Учитель:
- Начало войны – 22 июня. Пятый месяц идёт война, тяжелые бои, неудачи. 1941 год. 16-ое ноября. Фашисты уже под Москвой. Каждую пядь земли отстаивают панфиловцы.
- Кто такие панфиловцы? Какой подвиг они совершили?
Ответы учащихся:
- Герои.
- Защитники Москвы.
- Они не пропустили немецкие танки к Москве.
- Их девизом были слова: «Отступать некуда – Москва за нами».
Учитель:
- Мужеству, стойкости, воле к победе вы и должны учиться у таких героев войны.
- 50 танков – 28 солдат. Вы только сопоставьте эти цифры: почти два тяжеловесных танка на одного человека. Только трое осталось в живых. Почему?
Ответы учащихся:
- Бой был неравный, тяжёлый, трудный. Солдаты стояли не на жизнь, а на смерть.
Учитель:
- И опять мы видим, вчитываясь в числительные в тексте, как судьбы людей встают перед нами. Это цифры «говорящие». Нет, кричащие. Они убедительны и говорят не только о фактах, но и о судьбах. Но вернёмся к грамматике.
Далее учитель даёт задание произвести морфологический разбор одного числительного (записаны на доске) по вариантам:
I вариант – порядковое, II вариант – количественное.
5) Систематизация знаний и подведения итогов.
Учитель:
- Наш урок подходит к концу.
- Что нового на уроке вы узнали об именах числительных?
Ученики:
- Числительные в текстах рассказывают нам о нелёгкой судьбе людей.
- Числительные «говорят» в тексте.
- Числительные-даты помогают понять нам исторические события, стать их свидетелями.
Учитель:
Как вы сформулируете основную мысль нашего урока?
Ученик:
- Имена числительные в связных текстах раскрывают перед нами судьбу человека, его время, его поколение.
Учитель:
- А у кого из героев произведений, как у Распутина, детство оказалось трудным, кто рано начал самостоятельную жизнь?
Ответы учащихся:
- Детство оказалось трудным у героев произведения Астафьева «Конь с розовой гривой». Ребятам приходилось собирать ягоды, чтобы их продать и купить себе что-нибудь лакомое.
- Рано остались сиротами Настя и Митраша из сказки-были Паустовского «Кладовая солнца». Митраше приходилось быть хозяином в доме, выполнять отцовскую работу, а Насте надо было вести домашнее хозяйство.
Учитель:
- Да, труден был хлеб детства у этих героев. Но трудности закаляли их, а выжить и встать на ноги помогали окружающие люди. Своим участием, добротой, заботой они помогали расти «детям войны».
- А что вы можете сказать о себе? Ведь вам тоже сейчас 11-12 лет. Какие вы, дети 21 века? (об этом учащиеся напишут дома в мини-сочинениях).
После такой беседы учитель отмечает и благодарит за работу наиболее активных учеников и выставляет им оценки.
6) Информация учащимся о дифференцированном домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель:
- Дома, ребята, вам предлагается написать мини-сочинение, выбрав одну из предложенных тем. Темы записаны на доске.
Учитель зачитывает две темы:
- Какие мы, дети 21 века?
- Мои мысли о сегодняшнем уроке.
- Первую тему можно раскрыть в форме письма от вашего лица Валентину Распутину, где надо не просто написать о себе, а поделиться трудностями, которые волнуют сегодняшних детей, то есть вас. Вот несколько вопросов, которые помогут вам раскрыть тему работы.
Учитель зачитывает вопросы, записанные на доске:
- Почему обратился к этой теме?
- О чём больше всего хочется рассказать?
- Почему эти моменты в жизни наиболее важны для вас, запомнились вам?
- Что они помогают понять в жизни вам?
- Можно написать свою биографию, используя числительные, которые обозначают даты. Здесь вы должны рассказать о самых важных датах в вашей жизни, выбрать те, которые особенно дороги для вас, или те, которые помогли вам стать взрослее.
- Раскрывая вторую тему, вам нужно обратить внимание, на слово «мои». Это ваш взгляд, ваша позиция.
- Вопросы, записанные на доске, помогут вам раскрыть вторую тему мини –сочинения.
Учитель записывает эти вопросы:
- Какой это был урок?
- Что нового вы узнали?
- О чём этот урок вас заставил задуматься?
- Чему он научил?
- Интересно или неинтересно было учиться на уроке? Почему?
Такая творческая работа учеников способствует поддержанию у них интереса к поставленной проблеме и грамматическому материалу. Возникший интерес утвердит дальнейшая работа в этом направлении. Воспитательный эффект подобной темы не исчерпывается рамками только одного урока и продолжается на последующих.