Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь…
А.П. Сумароков
Цели урока:
- обобщить и закрепить основной программный материал;
- развивать познавательный интерес, творческую активность, логическое мышление и внимание обучающихся;
- формировать навыки редактирования текста, используя знания по информатике и русскому языку;
- повысить интерес к урокам русского языка;
- ознакомить обучающихся с практическим применением знаний и умений редактирования текста.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- раздаточный материал;
- плакат для рефлексии (плакат с изображением окна). (См. Приложение.)
Ход урока
I. Организационный момент II. Слово учителя русского языка(Объявление темы урока и работа с эпиграфом.)
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Учитель русского языка: Ребята, как вы понимаете слова нашего эпиграфа?
III. Орфографическая работа(Учитель русского языка.)
Повествование, описание, рассуждение, редактирование, абзац, речевая ошибка, грамматическая ошибка, тезис, аргумент, компьютер, последовательность изложения
IV. Опрос обучающихся(Учитель русского языка.)
- Что такое текст?
- Что такое тема и основная мысль?
- Какие признаки текста вы знаете?
- Какие типы речи вы знаете?
- Расскажите о нормах построения текста (основные требования к содержанию текста).
Учитель русского языка: Поставьте, ребята, предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.
Задание 1.
A) Но были они совершенно чужды большинству
русских людей.
Б) Иностранные слова приходили на Русь с
незапамятных времен.
B) А для тех, кто ими пользовался иногда, вся
сладость и заключалась в том, что они заморские.
Ответ: Б, А, В
Задание 2.
A) Но иногда, видимо, необходимо спорить.
Б) На мой взгляд, нужно уметь защищать в споре
хороший вкус, когда речь идет о музыке, об
искусстве, о культуре речи.
B) Говорят, о вкусах не спорят.
Г) Когда же это необходимо?
Ответ: В, А, Г, Б
Задание 3.
A) В наши дни устаревшее название первой буквы
алфавита аз продолжает свою жизнь в устойчивых
выражениях, фразеологизмах.
Б) Аналогично по способу образования и слово алфавит:
первая буква греческого алфавита – альфа, а
вторая – бета.
B) Так, о человеке, который ничего не знает, ничего
не смыслит в каком-либо деле, могут сказать: “Он аза
не знает в глаза”.
Г) Слово азбука образовано от названий первых
букв алфавита – аз и буки.
Ответ: Г, Б, А, В
VI. ФизкультминуткаVII. Разгадывание кроссвордаХомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает,
Щечки моет, шерстку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка сильным хочет стать.
Учитель русского языка: Мы сказали о том, что предложения в тексте должны располагаться в определенном порядке, чтобы не нарушалась логика высказывания. А какие еще нормы должны соблюдаться при построении текста? Сейчас мы вспомним виды ошибок, их условные обозначения и разгадаем кроссворд.
Учитель русского языка показывает на листах бумаги условное обозначение ошибок. Дети должны назвать вид ошибки.
Рис. 3
Г – грамматические ошибки
Р – речевые ошибки
(Рис. 4) – непоследовательность
Ф – фактические ошибки
V – пунктуационные ошибки
П – повтор
I – орфографические ошибки
Рис. 5
– Какое слово получилось у нас по вертикали?
– Кто это? Что он делает?
Определение толкования слова “редактор” в словарях по Интернету на сайте www.gramota.ru
Учитель информатики: Теперь назовите, ребята, еще профессии, связанные с набором или редактированием текстов на компьютере. (Дети называют профессии: журналист, секретарь, корректор)
Учитель информатики: Сейчас вам предстоит побыть в роли редакторов, исправляя на компьютере предложенный текст, но сначала вспомним с вами некоторые клавиши редактирования текста на компьютере. Что будет происходить с текстом, если мы будем нажимать следующие клавиши (слайды).
VIII. Работа за компьютером
(Редактирование текста в текстовом редакторе WordPad.)
В этот вечер путешественники шли долго. Путешественники остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров. Железный Дровосек развел большой костер. Около костра Элли почувствовала себя очень уютно. Элли и друзей пригласила разделить это удовольствие. Страшила решительно отказался. Страшила ушел от костра подальше. Страшила внимательно следил. Ни одна искорка не попала на его костюм.
(Ответ. В этот вечер путешественники шли долго и остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров и развел большой костер, около которого Элли почувствовала себя очень уютно. Она и друзей пригласила разделить это удовольствие, но Страшила решительно отказался, ушел от костра подальше и внимательно следил, чтобы ни одна искорка не попала на его костюм.)
Учитель русского языка: Из какого произведения текст, который вы редактировали на компьютере? Кто его автор? (А. Волков “Волшебник Изумрудного города”. Слайд демонстрирует иллюстрации книги и героев.)
Рис. 6
IX. Подведение итогов урокаX. Рефлексия на уроке
(“Снежинки за окном”.)
Давайте, ребята, посмотрим на наше импровизированное окно (плакат с изображением окна, прикрепленный на доске). Вам сейчас предстоит побыть в роли Дедов Морозов и устроить снегопад. У нас на столе приготовлены снежинки трех цветов. Красные снежинки означают, что вам урок понравился и вы получили истинное удовольствие от нашего урока; синие снежинки означают, что вам урок не совсем понравился, и желтые снежинки говорят о том, что урок вам совсем не понравился и вам было тягостно находится на нашем уроке. Каждый сейчас подойдет, возьмет снежинку соответствующего цвета и прикрепит на наше окно.
Дети выходят и прикрепляют снежинки. Звучит мелодия песни “Учат в школе”.
XI. Домашнее задание
На столе находятся карточки с домашним заданием. Они трех цветов. На красных карточках находятся сложные задания, на голубых карточках – задания полегче и на желтых – легкие. Вам предстоит самим оценить свои силы и выбрать задание по своим возможностям.