Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия.
(Б.Пастернак).
Цели урока:
- повторение и обобщение изученного о стилях речи;
- познакомить учащихся с языковыми возможностями использования глагола в речи;
- повторить изученное по теме “Глагол”;
- закрепить навыки анализа художественного текста;
- донести до сердца ученика 6 класса нравственные понятия, еще раз показать, что произведения наших современников учат состраданию, сочувствию, доброте, милосердию.
Оборудование, наглядность: газета-текст стихотворения И.Северянина “В парке плакала девочка”, диск “Времена года” П.И.Чайковского, учебник “Грамматика нравственности”.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Лингвистическая разминка.
Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
1.Заниматься грабежом, отнимать.
2.Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо.
3.Антоним слова выздороветь.
4.Синоним слова попотчевать.
5. Убрать сор веником.
6. Синоним слов сверкать, светиться.
0 | Г | Р. | А | Б | И | Т | Ь |
П | Л | Е | С | Н | У | Т | Ь |
3 | А | Б | 0 | Л | Е | Т | Ь |
У | Г | 0 | С | Т | И | Т | Ь |
П | О | Д | М | Е | С | Т | И |
Б | Л | Е | С | Т | Е | Т | Ь |
3. Актуализация знаний.
Учитель: Назовите ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
Что вы знаете о данной части речи? Итак, запишем тему урока: “Употребление глаголов в речи”.
Наш урок сегодня необычный – это урок-лингвистическая эстафета. Разминка прошла успешно. Этапы урока мы будем обозначать словами Б.Пастернака. Давайте их прочитаем и каждый этап будем записывать в тетради с новой строки.
Первое слово – жить. Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка.
По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место (после существительных) по частоте употребления в речи.
Какие стили речи вам известны?
В чем их отличительные особенности?
4. Беседа.
Сегодня на уроке мы поговорим о художественном стиле речи, в котором глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста.
Наиболее частыми являются следующие глаголы: мочь, сказать, знать, видеть, хотеть, дать, жить, смотреть, взять, сделать, говорить. Задание: подберите синонимы к слову говорить:
– бросать;
– произносить;
– вещать;
– изрекать;
– молоть;
– вставлять.
Итак, использование синонимов в речи делает ее образной, выразительной и красивой. Подбирать синонимы нам помогает какой словарь? (Синонимов). Глагол – это неотдельное понятие как имя существительное, это и не описание внешности, как имя прилагательное. Когда-то глаголом называли всякое слово. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. Вспомним пушкинские строчки: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол – самая живая часть речи. Глагол – это действие, которое повторяет жизнь. Навсегда мы очарованы прозой А.С.Пушкина, у которого каждое третье слово глагол.
Следующий этап — думать.
Давайте подумаем, восстановим текст известного поэта и понаблюдаем за ролью глаголов в художественном произведении. Учащиеся работают с листочками, на которых записан текст стихотворения.
Буря мглою небо...,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она...,
То, ... , как дитя,
То, по кровле обветшалой
Вдруг соломой ...,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко ...
- Какова тема текста?
- Как поэт описывает вьюгу?
Учитель: Все это дано поэтом через простые сравнения с обычными явлениями деревенской жизни. Весь отрывок полон движения жизни, достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов в каком значении?
Ребята, вы правильно думаете.
Этап – чувствовать.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”. Учащиеся работают со стихотворением И.Северянина “В парке плакала девочка”.
В парке плакала девочка: “Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, – Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю”... И отец призадумался, потрясенный минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
Учитель: Я очень люблю эти стихи, а вам, ребята, они понравились? Чем? (Тем, что девочка смогла почувствовать чужую боль. Это главное качество человека. Оно называется милосердие. Девочка любит все живое и может в любой момент прийти на помощь). Вопросы классу:
- Какие глаголы в данном стихотворении использует автор?
- В какой форме они стоят? Какова их роль?
Итак, умелое использование глаголов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, прямого и переносного значения слов обогащает речь и делает ее более яркой и образной.
Следующий этап — любить.
Учащиеся работают с учебником “Грамматика нравственности”, стр.256 (отрывок из рассказа Платонова “Корова”.
Задание: прочитайте отрывок, выпишите слова, которые полно и четко передают нравственный облик мальчика. (Это глаголы). См. текст произведения.
... Корова всегда узнавала мальчика, а он любил ее; ее темные глаза, рога, большое худое тело.
Вася ласкал корову, приносил ей хлеб, долго глядел на нее, хотя та и не могла поведать ему свое горе. Мальчик приходил к ней в гости ежедневно – днем и вечером.
Ребята, обратите внимание на то, глаголы какого времени использует автор. Учитель: Оказывается, иногда в текстах используется переносное употребление формы настоящего времени в значении прошедшего. Это придает описанию большую яркость, живость, красочность. События, о которых повествует автор, словно бы приближаются к читателю, он становится как бы их участником.
- Какие главные качества человека определяют его нравственный облик? (Доброта, милосердие, сострадание, забота.)
- Как образовались эти существительные? Укажите.
Вот мы и у финишной черты. Наш последний этап – свершать открытия.
Ребята, что на уроке вы узнали, вспомнили, почувствовали, увидели?
Чем вас поразили героиня стихотворения И. Северянина “В парке плакала девочка” и мальчик Вася-герой рассказа Платонова “Корова”?
Открытия вы совершали дома, работая над творческим заданием по учебнику “Грамматика нравственности”, стр. 256, вопрос 3. (Попробуйте описать свои ассоциации на тему “Человек с добрым сердцем”. Чтение работ учащихся.
Вот и завершилась наша лингвистическая эстафета.
Что помогает нам “Жить, думать, чувствовать, свершать открытия?”
(Это глаголы).
Запомните, ребята, глаголы не только дают нам возможность “жить, думать, чувствовать, свершать открытия”, но и определять нравственный облик человека.
5. Домашнее задание.
Упражнение по учебнику “ грамматика нравственности”, вопрос.6. Итоги урока.
Использована следующая литература при составлении урока:
- учебник “Грамматика нравственности”;
- учебно-методическое пособие “Уроки словесности”;
- пособие для учителя “Разработки уроков русского языка”;
- разработка урока русского языка, автор Белкина Е.В.