Цели:
Образовательная: повторение и обобщение знаний учащихся об изученных суффиксах имён существительных, их значениях и правописании;
Воспитательная: способствовать воспитанию чувств уважения к богатству русского языка;
Развивающая: повторение знаний учащихся о составе слова, его значимых частях; подготовка к сдаче ЕГЭ, привитие навыков работать накомпьютере.
Оборудование: опорные схемы, индивидуально-дифференцированные карточки, компьютер.
Вид урока: урок – игра «Умники и умницы»
Форма урока: интерактивная
Ход урока.
I. Актуализация прежних знаний.
1.Организационный момент.(2 мин.).Слово учителя:
- Наш урок проходит в форме интеллектуальной игры «Умники и умницы» в компьютерном классе. Мы с вами завершаем изучение большого раздела морфологии «Имя существительное». По окончанию средней школы будем сдавать ЕГЭ по русскому языку. Сегодняшний урок у нас будет и подготовкой к сдаче ЕГЭ. Первую и вторую часть заданий ЕГЭ проверяет компьютер и поэтому наш урок проходит в компьютерном классе. На уроке преобладают 3 цвета: белый, жёлтый, красный. Каждый из них имеет определённый уровень заданий.
Белый- ответы на конкретные задания;
Жёлтый – с дополнительными заданиями средней степени трудности;
Красный – осложнённые задания.
2. Блиц-опрос. (Участвуют 3 человека, каждый отвечающий по своему желанию выбирает задание) (6 мин.)
Вопросы белой карточки (оценка-3):
- Как изменяются имена существительные?
- Сколько падежей у имен существительных?
- Какой падеж с предлогами не употребляется?
Вопросы желтой карточки (оценка-4):
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Какими бывают имена существительные?
- Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода?
- Какой падеж без предлогов не употребляется?
Вопросы красной карточки (оценка-5):
- Что называется склонением?
- Сколько склонений у имен существительных? Как они называются?
- Какие предлоги называются верными, какие – неверными?
- Каким членом предложения являются имена существительные?
- Как образуются имена существительные?
- Выставление оценок в сводную таблицу.
Дата |
Классная работа |
Средняя оценка за урок |
|||||
Орфографическая работа |
Другие виды работ |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
3. Выполнение индивидуально – дифференцированных заданий. (10 мин.)
Красные карточки: выполнение заданий на компьютере по обучающей программе-тренажёру по русскому языку «Фраза».
- 1 уровень: буквы Ы-И после приставок (Тема№2,
вариант №269).
- 2 уровень: правописание приставок пре-,
при- (Тема№3, вариант №273).
- 3 уровень: чередование гласных в корне
слова (Тема№1, вариант №264).
Жёлтые карточки:
- 1 уровень: перевести с родного языка на русский, выделить суффиксы в существительных. Составить с ними 3 предложения.
- Балык тотучы- (рыбак)
- Мәскәүдә яшәүче- (москвич)
- Казанда яшәүче- (казанец)
- Арчада яшәүче- (арчанин)
- Аптекада эшләүче- (аптекарь)
- Тракторда эшләүче- (тракторист)
- Комбайнда эшләүче- (комбайнер)
- Үрдәк баласы- (утёнок)
- Кечкенә йорт- (домик)
- 2 уровень: определить род несклоняемых существительных:
- Интересный (кино, интервью, конферансье)
- Быстрый (кенгуру, такси, метро)
- Тёплый (кашне, пальто, какао)
- Удачный (пари, пенальти)
Белые карточки: с помощью перфокарт определить род существительных и составить с ними
2 предложения.
- библиотекарь,
- внучка,
- медвежонок
- ночь,
- день,
- стенгазета,
- маляр,
- печь,
- перо,
- болото.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
М .р. |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||
Ж.р. |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||
С.р. |
Х |
Х |
-- Проверка работ, выставление оценок.
II . Формирование новых понятий и способов действия.
Работа с таблицей «Суффиксы имён существительных». (13 мин.)
А)Словообразовательный разбор существительных:
-По опорной таблице определить значение суффиксов. (Приложение №1)
-Почему в одном случае пишется Щ, в другом – Ч?
Б) Устная работа в парах. Ознакомление с теоретическим материалом по учебнику §50
(Русский язык для 6 класса татарской средней общеобразовательной школы под редакцией Ф.Ю.Ахмадуллиной . Казань, 2006.). Расскажите друг другу правило правописания суффиксов – чик, - щик.
В) Проведение небольшой исследовательской работы.
- Почему в слове стульчик в суффиксе пишется Ч, хотя стоит после согласной Л?
- Формирование вывода.
III. Формирование умений и навыков.
1.Выполнение упражнений по теме «Правописание суффиксов существительных» по обучающей программе – тренажёру по русскому языку «Фраза». В кабинете информатики 8 компьютеров, поэтому работа ведётся в парах. (10 мин.)
- 1 уровень – тема №9, вариант №299.
- 2 уровень – тема №9, вариант №306.
- После окончания работы на экране высвечивается оценка за выполненную работу.
IV. Подведение итога. Выставление оценок по сводной таблице. (2 мин.)
V. Домашнее задание. (2 мин.)
- Написать миниатюрное сочинение на одну
из тем:
а) Моя заветная мечта.
б) Если б я был волшебником - Составить опорную схему о правописании суффиксов –чик, -щик в именах существительных.