Разработка урока по теме "Способы образования имен существительных с помощью суффиксов". (Подготовка к ЕГЭ)

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательная: повторение и обобщение знаний учащихся об изученных суффиксах имён существительных, их значениях и правописании;

Воспитательная: способствовать воспитанию чувств уважения к богатству русского языка;

Развивающая: повторение знаний учащихся о составе слова, его значимых частях; подготовка к сдаче ЕГЭ, привитие навыков работать накомпьютере.

Оборудование: опорные схемы, индивидуально-дифференцированные карточки, компьютер.

Вид урока: урок – игра «Умники и умницы»

Форма урока: интерактивная

Ход урока.

I. Актуализация прежних знаний.

1.Организационный момент.(2 мин.).Слово учителя:

- Наш урок проходит в форме интеллектуальной игры «Умники и умницы» в компьютерном классе. Мы с вами завершаем изучение большого раздела морфологии «Имя существительное». По окончанию средней школы будем сдавать ЕГЭ по русскому языку. Сегодняшний урок у нас будет и подготовкой к сдаче ЕГЭ. Первую и вторую часть заданий ЕГЭ проверяет компьютер и поэтому наш урок проходит в компьютерном классе. На уроке преобладают 3 цвета: белый, жёлтый, красный. Каждый из них имеет определённый уровень заданий.

Белый- ответы на конкретные задания;

Жёлтый – с дополнительными заданиями средней степени трудности;

Красный – осложнённые задания.

2. Блиц-опрос. (Участвуют 3 человека, каждый отвечающий по своему желанию выбирает задание) (6 мин.)

Вопросы белой карточки (оценка-3):

  1. Как изменяются имена существительные?
  2. Сколько падежей у имен существительных?
  3. Какой падеж с предлогами не употребляется?

Вопросы желтой карточки (оценка-4):

  1. Какая часть речи называется именем существительным?
  2. Какими бывают имена существительные?
  3. Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода?
  4. Какой падеж без предлогов не употребляется?

Вопросы красной карточки (оценка-5):

  1. Что называется склонением?
  2. Сколько склонений у имен существительных? Как они называются?
  3. Какие предлоги называются верными, какие – неверными?
  4. Каким членом предложения являются имена существительные?
  5. Как образуются имена существительные?

- Выставление оценок в сводную таблицу.

Дата

Классная работа

Средняя оценка за урок

Орфографическая работа

Другие виды работ

1

2

3

4

5

               

3. Выполнение индивидуально – дифференцированных заданий. (10 мин.)

Красные карточки: выполнение заданий на компьютере по обучающей программе-тренажёру по русскому языку «Фраза».

- 1 уровень: буквы Ы-И после приставок (Тема№2, вариант №269).
- 2 уровень: правописание приставок пре-, при- (Тема№3, вариант №273).
- 3 уровень: чередование гласных в корне слова (Тема№1, вариант №264).

Жёлтые карточки:

- 1 уровень: перевести с родного языка на русский, выделить суффиксы в существительных. Составить с ними 3 предложения.

  • Балык тотучы- (рыбак)
  • Мәскәүдә яшәүче- (москвич)
  • Казанда яшәүче- (казанец)
  • Арчада яшәүче- (арчанин)
  • Аптекада эшләүче- (аптекарь)
  • Тракторда эшләүче- (тракторист)
  • Комбайнда эшләүче- (комбайнер)
  • Үрдәк баласы- (утёнок)
  • Кечкенә йорт- (домик)

- 2 уровень: определить род несклоняемых существительных:

  • Интересный (кино, интервью, конферансье)
  • Быстрый (кенгуру, такси, метро)
  • Тёплый (кашне, пальто, какао)
  • Удачный (пари, пенальти)

Белые карточки: с помощью перфокарт определить род существительных и составить с ними

2 предложения.

  1. библиотекарь,
  2. внучка,
  3. медвежонок
  4. ночь,
  5. день,
  6. стенгазета, 
  7. маляр,
  8. печь,
  9. перо,
  10. болото.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М .р.

Х

Х

Х

Х

Ж.р.

Х

Х

Х

Х

С.р.

Х

Х

 -- Проверка работ, выставление оценок.

II . Формирование новых понятий и способов действия.

Работа с таблицей «Суффиксы имён существительных». (13 мин.)

А)Словообразовательный разбор существительных:

 

-По опорной таблице определить значение суффиксов. (Приложение №1)

-Почему в одном случае пишется Щ, в другом – Ч?

Б) Устная работа в парах. Ознакомление с теоретическим материалом по учебнику §50

(Русский язык для 6 класса татарской средней общеобразовательной школы под редакцией Ф.Ю.Ахмадуллиной . Казань, 2006.). Расскажите друг другу правило правописания суффиксов – чик, - щик.

В) Проведение небольшой исследовательской работы.

- Почему в слове стульчик в суффиксе пишется Ч, хотя стоит после согласной Л?

- Формирование вывода.

III. Формирование умений и навыков.

1.Выполнение упражнений по теме «Правописание суффиксов существительных» по обучающей программе – тренажёру по русскому языку «Фраза». В кабинете информатики 8 компьютеров, поэтому работа ведётся в парах. (10 мин.)

- 1 уровень – тема №9, вариант №299.
- 2 уровень – тема №9, вариант №306.

- После окончания работы на экране высвечивается оценка за выполненную работу.

IV. Подведение итога. Выставление оценок по сводной таблице. (2 мин.)

V. Домашнее задание. (2 мин.)

  1. Написать миниатюрное сочинение на одну из тем:
    а) Моя заветная мечта.
    б) Если б я был волшебником
  2. Составить опорную схему о правописании суффиксов –чик, -щик в именах существительных.