Цели урока:
дидактическая
- наработать навыки, умения сопоставлять 2 текста (прослушанный и прочитанный): находить общие проблемы, формулировать их, комментировать, учиться видеть позицию автора, находить аргументы для доказательства собственного мнения, повторить знания о тексте, о стилях и типах речи;
развивающая
- развивать умение сопоставлять, анализировать тексты, развивать логическое мышление, речь, творчество;
воспитательная
- воспитывать нравственные качества – сострадание ближнему, умение прощать, помогать нуждающемуся, воспитывать интерес к языку.
Ход урока
1.В этом году ученики 9-го класса сдают экзамен по русскому языку по – новому. Наиболее сложным этапом экзаменационной работы является задание С. Поэтому урок мы посвящаем подготовке к решению этой проблемы. Итак, тема нашего урока: “Подготовка к экзаменационному сочинению”.
Слайд № 1
2. Перед нами стоят задачи:
- произвести сопоставительный анализ двух текстов,
- научиться определять, формулировать общую проблему тексто,
- комментировать её,
- учиться видеть в текстах позицию автора, уметь высказывать своё отношение к поднятой проблеме, аргументировать его.
Слайд № 2
3.
В этом году мы с вами посетили прекрасный город Санкт-Петербург, побывали во многих интересных местах этого исторического центра. Огромное впечатление произвела на нас экскурсия в Эрмитаж. Давайте на минуту вернёмся туда.
(Просмотр небольшого фрагмента из видеофильма “Санкт-Петербург” – несколько картин Рембрандта.) Сделать паузу на картине Рембрандта “Возвращение блудного сына”.
- Ребята, а знаете ли вы, на сюжет какого произведения написана картина Рембрандта “Возвращение блудного сына”?
(Это притча из Евангелия от Луки).
- Историческая справка.
Евангелие – это часть Библии. Одним из авторов Евангелия является Лука. Это спутник апостола Павла. По профессии он врач. Написал евангельские притчи он в 60 году н. э. Лука рассказывает людям всех времён и народов о том, чему учил Иисус Христос. А вот чему же он учил людей, мы выясним к концу урока.
4. А теперь познакомимся с “Притчей о блудном сыне”.
(Читаю – восприятие на слух).
“У одного человека было два сына. Младший сын сказал своему отцу: “Отец, дай мне мою часть имения”. И отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в далёкую страну. Там он растратил всё своё богатство на распутную жизнь, и, когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод. Он оказался в нужде, пошёл и нанялся к одному из жителей страны пасти свиней. Он так голодал, что рад был набить желудок хоть помоями, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал: “Сколько слуг в доме моего отца, и у них достаточно пищи, а я здесь умираю от голода! Пойду и возвращусь к моему отцу и скажу ему: отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, но найми меня хоть в слуги”. И он пошёл к своему отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать его. Сын сказал: “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”. Но отец сказал своим слугам: “Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного телёнка и зарежьте его, сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашёлся!” И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он позвал одного из слуг и спросил его, что там происходит. “Твой брат пришёл, – ответил ему тот, – и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что сын его здоров и всё с ним благополучно”. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын ответил: “Все эти годы я работал на тебя, как раб, и всегда исполнял то, что ты говорил. Ты же никогда не зарезал для меня даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил твоё имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного телёнка!” “Сын мой, – сказал тогда отец, – ты ведь всегда со мной, и всё, что у меня есть, – всё твоё. Но мы должны радоваться тому, что твой брат был мёртв, а сейчас он опять жив, был потерян и нашёлся!”
- Можно ли эту притчу назвать текстом? Докажите это.
- Определите стиль речи.
- Что указывает на то, что перед нами текст художественного стиля речи?
(Изобразительные средства языка, обращения, прямая речь, соответствующая лексика).
- Каков тип речи этого текста? Докажите это. (Сообщается последовательно о событиях, употребляется много глаголов, наблюдается динамика действия, движение и т. д.)
- О чём же повествует этот текст?
5
. А теперь познакомимся ещё с одной притчей. Написана она тоже Лукой в Евангелии.(Раздаю отпечатанный текст – читают самостоятельно).
“Притча о заблудившейся овце”
“Предположим, что у кого – либо из вас есть сто овец и одна из них заблудилась. Разве вы не оставите на пастбище девяносто девять и не станете искать заблудившуюся до тех пор, пока не найдёте? И когда вы её найдёте, то с радостью возьмёте её на плечи, пойдёте домой, созовёте своих друзей и соседей и скажете им: “Давайте вместе порадуемся, я нашёл мою пропавшую овцу!” (Иллюстрацию к притче открываю на доске).
- Можно ли эту притчу назвать текстом? Докажите.
- Определите стиль речи текста.
- Каков тип речи этой притчи? Что характерно для этого стиля и типа речи?
6. Обсуждение текстов и комментирование.
своё неправильное поведение).
Слайд №3
(переход на интерактив, работа с помощью маркера)
- Что объединяет эти притчи? Вглядитесь в название –
БЛУДный
заБЛУДившийся
- Что означает этот корень слова -БЛУД- ? Оказывается, это самостоятельное слово. Оно имеет лексическое значение. (В этимологическом словаре БЛУД – ОШИБКА), т. е. блудный сын и заблудившаяся овца совершили ошибку. Какую?
(Пошли по неверному, ошибочному пути, сбились с правильного пути).
-Что за путь был у овцы? (Дорога).
- А что за путь у младшего сына? (Это жизненный путь).
- Кого легче вернуть на правильный путь: того, кто сбился с дороги, или того, кто сбился с жизненного пути?
- Однако помощь была оказана заблудшему в обеих притчах
- Какую помощь оказали овце?
(Овцу просто взяли и принесли домой).
- Какая же помощь была оказана блудному сыну? (Блудного сына отец простил).
Прощение – это помощь.
Слайд № 4
7. Формулирование проблем двух текстов.
1) – Перед нами стоит задача – сформулировать общие проблемы двух текстов.
А что такое проблема?
(“Проблема – это задача, трудный вопрос, требующий разрешения”, – из толкового словаря С. И. Ожегова).
- Какую же проблему можно сформулировать, учитывая всё вышесказанное?
НУЖНО ЛИ ПОМОЧЬ ЗАБЛУДШЕМУ, ПРОСТИТЬ ЕГО?
2) – А вот ещё ситуация. Пастух бросил на лугу 99 овец и пошёл искать одну. Почему?
(Ей необходима помощь).
Отец с радостью встречает младшего сына, а старший в тени. Почему?
(Младшему необходима помощь – прощение).
Сформулируйте проблему.
ПОМОЧЬ ОДНОМУ НУЖДАЮЩЕМУСЯ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ МНОГИМ, КОТОРЫЕ В ПОМОЩИ НЕ НУЖДАЮТСЯ. ТАК ЛИ ЭТО?
3) Чем заканчивается каждая притча? (Люди радуются, что помогли нуждающемуся).
Сформулируйте проблему.
РАДОСТНО ЛИ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ НУЖДАЮЩЕМУСЯ?
Слайд №5
8. Выражение позиции автора.
- Как автор относится к проблемам?
- Так чему же учат нас притчи Евангелия? (Сделать вывод, используя сформулированные проблемы).
9. Аргументирование проблем.
- Ребята, актуальны ли эти проблемы в наше время? Может ли человек совершить ошибку, заблудиться на жизненном пути? Приведите пример.
(Начал употреблять спиртные напитки, наркотики, попал в плохую компанию, забросил учёбу, начал воровать и т. д.)
- К чему это может привести? (к алкоголизму, наркомании, к тюрьме, человек может потеряться на жизненном пути).
- Следует ли ему помочь? А как?
- Трудно ли это сделать?
- Кто в первую очередь простит и поможет? (Друг, родители, учителя …)
ВЫВОД. Евангельские притчи очень мудрые. В них заложен огромный нравственный смысл. Они образны и аллегоричны.
10. Самостоятельное творчество.
- Итак, мы показали своё отношение к проблеме. А теперь – самостоятельное творчество.