Подготовка к экзаменационному сочинению в 9-м классе

Разделы: Русский язык


Цели урока:

дидактическая

  • наработать навыки, умения сопоставлять 2 текста (прослушанный и прочитанный): находить общие проблемы, формулировать их, комментировать, учиться видеть позицию автора, находить аргументы для доказательства собственного мнения, повторить знания о тексте, о стилях и типах речи;

развивающая

  • развивать умение сопоставлять, анализировать тексты, развивать логическое мышление, речь, творчество;

воспитательная

  • воспитывать нравственные качества – сострадание ближнему, умение прощать, помогать нуждающемуся, воспитывать интерес к языку.

Ход урока

1.

В этом году ученики 9-го класса сдают экзамен по русскому языку по – новому. Наиболее сложным этапом экзаменационной работы является задание С. Поэтому урок мы посвящаем подготовке к решению этой проблемы. Итак, тема нашего урока: “Подготовка к экзаменационному сочинению”.

Слайд № 1

2. Перед нами стоят задачи:

  • произвести сопоставительный анализ двух текстов,
  • научиться определять, формулировать общую проблему тексто,
  • комментировать её,
  • учиться видеть в текстах позицию автора, уметь высказывать своё отношение к поднятой проблеме, аргументировать его.

Слайд № 2

3.

В этом году мы с вами посетили прекрасный город Санкт-Петербург, побывали во многих интересных местах этого исторического центра. Огромное впечатление произвела на нас экскурсия в Эрмитаж. Давайте на минуту вернёмся туда.

(Просмотр небольшого фрагмента из видеофильма “Санкт-Петербург” – несколько картин Рембрандта.) Сделать паузу на картине Рембрандта “Возвращение блудного сына”.

- Ребята, а знаете ли вы, на сюжет какого произведения написана картина Рембрандта “Возвращение блудного сына”?

(Это притча из Евангелия от Луки).

- Историческая справка.

Евангелие – это часть Библии. Одним из авторов Евангелия является Лука. Это спутник апостола Павла. По профессии он врач. Написал евангельские притчи он в 60 году н. э. Лука рассказывает людям всех времён и народов о том, чему учил Иисус Христос. А вот чему же он учил людей, мы выясним к концу урока.

4. А теперь познакомимся с “Притчей о блудном сыне”.

(Читаю – восприятие на слух).

“У одного человека было два сына. Младший сын сказал своему отцу: “Отец, дай мне мою часть имения”. И отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в далёкую страну. Там он растратил всё своё богатство на распутную жизнь, и, когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод. Он оказался в нужде, пошёл и нанялся к одному из жителей страны пасти свиней. Он так голодал, что рад был набить желудок хоть помоями, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал: “Сколько слуг в доме моего отца, и у них достаточно пищи, а я здесь умираю от голода! Пойду и возвращусь к моему отцу и скажу ему: отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, но найми меня хоть в слуги”. И он пошёл к своему отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать его. Сын сказал: “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”. Но отец сказал своим слугам: “Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного телёнка и зарежьте его, сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашёлся!” И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он позвал одного из слуг и спросил его, что там происходит. “Твой брат пришёл, – ответил ему тот, – и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что сын его здоров и всё с ним благополучно”. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын ответил: “Все эти годы я работал на тебя, как раб, и всегда исполнял то, что ты говорил. Ты же никогда не зарезал для меня даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил твоё имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного телёнка!” “Сын мой, – сказал тогда отец, – ты ведь всегда со мной, и всё, что у меня есть, – всё твоё. Но мы должны радоваться тому, что твой брат был мёртв, а сейчас он опять жив, был потерян и нашёлся!”

- Можно ли эту притчу назвать текстом? Докажите это.

- Определите стиль речи.

- Что указывает на то, что перед нами текст художественного стиля речи?

(Изобразительные средства языка, обращения, прямая речь, соответствующая лексика).

- Каков тип речи этого текста? Докажите это. (Сообщается последовательно о событиях, употребляется много глаголов, наблюдается динамика действия, движение и т. д.)

- О чём же повествует этот текст?

5. А теперь познакомимся ещё с одной притчей. Написана она тоже Лукой в Евангелии.

(Раздаю отпечатанный текст – читают самостоятельно).

“Притча о заблудившейся овце”

“Предположим, что у кого – либо из вас есть сто овец и одна из них заблудилась. Разве вы не оставите на пастбище девяносто девять и не станете искать заблудившуюся до тех пор, пока не найдёте? И когда вы её найдёте, то с радостью возьмёте её на плечи, пойдёте домой, созовёте своих друзей и соседей и скажете им: “Давайте вместе порадуемся, я нашёл мою пропавшую овцу!” (Иллюстрацию к притче открываю на доске).

- Можно ли эту притчу назвать текстом? Докажите.

- Определите стиль речи текста.

- Каков тип речи этой притчи? Что характерно для этого стиля и типа речи?

6. Обсуждение текстов и комментирование.

  1. Почему вернулся к отцу блудный сын? Почему он это сделал? (Он осознал
  2. своё неправильное поведение).

  3. А почему он стоит на коленях? (Раскаялся).
  4. Почему заблудившуюся овцу нужно было искать? (Сама она не может вернуться).
  5. Что бы могло случиться, если бы хозяин не нашёл её? Необходима ли была ей помощь?

Слайд №3

(переход на интерактив, работа с помощью маркера)

- Что объединяет эти притчи? Вглядитесь в название –

БЛУДный

заБЛУДившийся

- Что означает этот корень слова -БЛУД- ? Оказывается, это самостоятельное слово. Оно имеет лексическое значение. (В этимологическом словаре БЛУД – ОШИБКА), т. е. блудный сын и заблудившаяся овца совершили ошибку. Какую?

(Пошли по неверному, ошибочному пути, сбились с правильного пути).

-Что за путь был у овцы? (Дорога).

- А что за путь у младшего сына? (Это жизненный путь).

- Кого легче вернуть на правильный путь: того, кто сбился с дороги, или того, кто сбился с жизненного пути?

- Однако помощь была оказана заблудшему в обеих притчах

- Какую помощь оказали овце?

(Овцу просто взяли и принесли домой).

- Какая же помощь была оказана блудному сыну? (Блудного сына отец простил).

Прощение – это помощь.

Слайд № 4

7. Формулирование проблем двух текстов.

1) – Перед нами стоит задача – сформулировать общие проблемы двух текстов.

А что такое проблема?

(“Проблема – это задача, трудный вопрос, требующий разрешения”, – из толкового словаря С. И. Ожегова).

- Какую же проблему можно сформулировать, учитывая всё вышесказанное?

НУЖНО ЛИ ПОМОЧЬ ЗАБЛУДШЕМУ, ПРОСТИТЬ ЕГО?

2) – А вот ещё ситуация. Пастух бросил на лугу 99 овец и пошёл искать одну. Почему?

(Ей необходима помощь).

Отец с радостью встречает младшего сына, а старший в тени. Почему?

(Младшему необходима помощь – прощение).

Сформулируйте проблему.

ПОМОЧЬ ОДНОМУ НУЖДАЮЩЕМУСЯ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ МНОГИМ, КОТОРЫЕ В ПОМОЩИ НЕ НУЖДАЮТСЯ. ТАК ЛИ ЭТО?

3) Чем заканчивается каждая притча? (Люди радуются, что помогли нуждающемуся).

Сформулируйте проблему.

РАДОСТНО ЛИ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ НУЖДАЮЩЕМУСЯ?

Слайд №5

8. Выражение позиции автора.

- Как автор относится к проблемам?

- Так чему же учат нас притчи Евангелия? (Сделать вывод, используя сформулированные проблемы).

9. Аргументирование проблем.

- Ребята, актуальны ли эти проблемы в наше время? Может ли человек совершить ошибку, заблудиться на жизненном пути? Приведите пример.

(Начал употреблять спиртные напитки, наркотики, попал в плохую компанию, забросил учёбу, начал воровать и т. д.)

- К чему это может привести? (к алкоголизму, наркомании, к тюрьме, человек может потеряться на жизненном пути).

- Следует ли ему помочь? А как?

- Трудно ли это сделать?

- Кто в первую очередь простит и поможет? (Друг, родители, учителя …)

ВЫВОД. Евангельские притчи очень мудрые. В них заложен огромный нравственный смысл. Они образны и аллегоричны.

10. Самостоятельное творчество.

- Итак, мы показали своё отношение к проблеме. А теперь – самостоятельное творчество.

Слайд №6

Итог урока.

Презентация