Цель урока:
продолжить углубление понятия об обособлении, о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения;
закрепление умений:
- выявлять грамматические условия обособления,
- определять согласованные и несогласованные определения, а также определения с обстоятельственными значением,
- выделять интонационно обособленные члены предложения,
- правильно ставить знаки препинания.
Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.
Воспитательная цель: воспитание интереса к изучению предмета, формирование чувства патриотизма, гордости за советского воина- освободителя на примере текста Б. Полевого.
Наглядность: дидактический материал, графические схемы предложений, карточки с творческим заданием, репродукция с изображением памятника советскому солдату в городе Берлине.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Беседа с учащимися:
- какой раздел науки о русском языке мы сейчас изучаем?
- Что изучает синтаксис?
(Строение и значение словосочетаний и предложений).
- Что называется пунктуацией?
- (Совокупность правил об употреблении знаков препинания).
- Что такое предложение?
(Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- либо, или вопрос или побуждение).
- Какие члены предложения называются обособленными?
(Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными).
- Проверка упр. 298 (учебник “Русский язык”, 8 класс, авторы С.Г. Бархударов, С.Е Крючков).
- Словарно-орфографический диктант.
- Объясните лексическое значение слов:
Священная реликвия,
отдалённая канонада,
солдаты- артиллеристы,
кавалерийская атака,
поражать противника,
труженики тыла,
встреча с ветеранами,
экскурсия в город- герой,
достопримечательности города,
памятник архитектуры,
монолитный постамент.
реликвия- вещь, свято хранимая в память о прошлом,
канонада – продолжительная, сильная, частая стрельба из многих орудий.
III. Работа по теме урока
Задания: записать предложения, графически объяснить обособление членов предложения, знаки препинания в предложениях, а также орфограммы, выполнить задания с цифрами.
- Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)
- Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.
- Отгремели грозы, и лето, знойное и дождливое, пролетело быстро, незаметно.4
Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
Усталый – согласованное определение, относящиеся к личному местоимению.
Знойное и дождливое – два однородных согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное состоит из 2-х простых предложений:
- 2-составное, нераспространённое, с обратным порядком слов, полное,
- 2-составное, распространённое, полное, осложнено обособленными определениями и однородными обстоятельствами, с прямым порядком слов.
- Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался2 по склону холма. (К. Паустовский)
- Озарённые3 сиянием луны, палатки лагеря казались иссиня – белыми.
- Растущий в палисаднике куст сирени зацвел.
Весь в солнечных пятнах – несогласованное определение, относящееся к нарицательному существительному.
Озаренные сиянием луны – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение.
Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, в этом предложении находится до определяемого им существительного, поэтому не обособляется.
Дополнительное задание
Озарённая3 – особая форма глагола – причастие.
- Палатки (какие?) озарённые.
- Морфологические признаки:
- Палатки (какие?) озарённые.
Н.Ф. – озарённый.
постоянные: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное;
непостоянные: в им. падеже, во множественном числе.
Дополнительный материал по обособлению
1)Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.
Запятая в предложении не ставится, так как причастие очаровательный является частью составного именного сказуемого.
2) На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.
Запятая в предложении ставится, так как в предложении есть прилагательное с зависимым словом.
2. Творческая работа.
Задание 1
Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.
1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из
степи, взметал листья (сырой и противный).
2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное
серой дождевой дымкой).
3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска
молний).
Задание 2
Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.
1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на
перекрестке. Нас привезли прямо к гостинице,
стоявшей на перекрестке.
2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги.
Дорога вела к яблоневым садам.
По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги.
3. Объяснительный диктант.
Задание: прослушать отрывок из статьи Б. Полевого, определить его стиль, провести словарную работу, записать текст, расставить в предложении знаки препинания.
В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, погибшим при штурме города. Это монумент славы армии, освободившей Европу от фашизма.
…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.
Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди спасённую им маленькую девочку.
Сержант Николай Масалов был опытным воином, награждённым орденами и медалями, прошедшим войну, сражавшимся за Волгоград, Минск, дошедший до Берлина. Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, Масалов был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецком ребёнку.
Стиль речи – публицистический,
тип речи – повествование,
жанр – газетный очерк.
Словарная работа по тексту Б.Полевого:
- возвышается – стоит, выделяясь среди
чего-нибудь своей высотой;
- попирает – (попрать – грубо нарушить), здесь в
значении – наступил на обломки разрубленной
свастики,
- свастика – знак в виде креста с загнутыми под
прямым углом концами – эмблема фашизма, ставшая
символом варварства и насилия.
О подвиге солдата рассказал в своей книге “Конец третьего рейха” маршал В.И. Чуйков.
Скульптор Е.Вучетич создал проект памятника.
Через много лет после войны разыскали солдата, а он и представить себе не мог, что имеет к памятнику самое прямое отношение.
IV. Итоги урока
- Какие члены предложения называются обособленными?
- В каком случае обособляются определения?
- Для каких стилей речи характерны обособленные определения?
V. Домашнее задание
Выписать из поэмы Александра Твардовского “Василий Теркин” 5 предложений с обособленными определениями, графически их обозначить в выписанных предложениях.