Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособленные определения"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

продолжить углубление понятия об обособлении, о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения;

закрепление умений:

  • выявлять грамматические условия обособления,
  • определять согласованные и несогласованные определения, а также определения с обстоятельственными значением,
  • выделять интонационно обособленные члены предложения,
  • правильно ставить знаки препинания.

Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.

Воспитательная цель: воспитание интереса к изучению предмета, формирование чувства патриотизма, гордости за советского воина- освободителя на примере текста Б. Полевого.

Наглядность: дидактический материал, графические схемы предложений, карточки с творческим заданием, репродукция с изображением памятника советскому солдату в городе Берлине.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

  1. Беседа с учащимися:
  • какой раздел науки о русском языке мы сейчас изучаем?
  • Что изучает синтаксис?

(Строение и значение словосочетаний и предложений).

  • Что называется пунктуацией?
  • (Совокупность правил об употреблении знаков препинания).
  • Что такое предложение?

(Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- либо, или вопрос или побуждение).

  • Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными).

  1. Проверка упр. 298 (учебник “Русский язык”, 8 класс, авторы С.Г. Бархударов, С.Е Крючков).
  2. Словарно-орфографический диктант.
  3. Священная реликвия,
    отдалённая канонада,
    солдаты- артиллеристы,
    кавалерийская атака,
    поражать противника,
    труженики тыла,
    встреча с ветеранами,
    экскурсия в город- герой,
    достопримечательности города,
    памятник архитектуры,
    монолитный постамент.

  4. Объясните лексическое значение слов:

реликвия- вещь, свято хранимая в память о прошлом,
канонада – продолжительная, сильная, частая стрельба из многих орудий.

III. Работа по теме урока

  1. Анализ предложений.

Задания: записать предложения, графически объяснить обособление членов предложения, знаки препинания в предложениях, а также орфограммы, выполнить задания с цифрами.

  1. Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)
  2. Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

  3. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.
  4. Усталый – согласованное определение, относящиеся к личному местоимению.

  5. Отгремели грозы, и лето, знойное и дождливое, пролетело быстро, незаметно.4

Знойное и дождливое – два однородных согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное состоит из 2-х простых предложений:

  • 2-составное, нераспространённое, с обратным порядком слов, полное,
  • 2-составное, распространённое, полное, осложнено обособленными определениями и однородными обстоятельствами, с прямым порядком слов.
  1. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался2 по склону холма. (К. Паустовский)
  2. Весь в солнечных пятнах – несогласованное определение, относящееся к нарицательному существительному.

  3. Озарённые3 сиянием луны, палатки лагеря казались иссиня – белыми.
  4. Озаренные сиянием луны – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение.

  5. Растущий в палисаднике куст сирени зацвел.

Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, в этом предложении находится до определяемого им существительного, поэтому не обособляется.

Дополнительное задание

Озарённая3 – особая форма глагола – причастие.

  1. Палатки (какие?) озарённые.
  2. Н.Ф. – озарённый.

  3. Морфологические признаки:
  4. постоянные: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное;

    непостоянные: в им. падеже, во множественном числе.

  5. Палатки (какие?) озарённые.

Дополнительный материал по обособлению

1)Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.

Запятая в предложении не ставится, так как причастие очаровательный является частью составного именного сказуемого.

2) На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.

Запятая в предложении ставится, так как в предложении есть прилагательное с зависимым словом.

2. Творческая работа.

Задание 1

Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).
2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

Задание 2

Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.

1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке.
2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги.

3. Объяснительный диктант.

Задание: прослушать отрывок из статьи Б. Полевого, определить его стиль, провести словарную работу, записать текст, расставить в предложении знаки препинания.

В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, погибшим при штурме города. Это монумент славы армии, освободившей Европу от фашизма.

…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.

Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди спасённую им маленькую девочку.

Сержант Николай Масалов был опытным воином, награждённым орденами и медалями, прошедшим войну, сражавшимся за Волгоград, Минск, дошедший до Берлина. Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, Масалов был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецком ребёнку.

Стиль речи – публицистический,
тип речи – повествование,
жанр – газетный очерк.

Словарная работа по тексту Б.Полевого:

- возвышается – стоит, выделяясь среди чего-нибудь своей высотой;
- попирает – (попрать – грубо нарушить), здесь в значении – наступил на обломки разрубленной свастики,
- свастика – знак в виде креста с загнутыми под прямым углом концами – эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия.

О подвиге солдата рассказал в своей книге “Конец третьего рейха” маршал В.И. Чуйков.

Скульптор Е.Вучетич создал проект памятника.

Через много лет после войны разыскали солдата, а он и представить себе не мог, что имеет к памятнику самое прямое отношение.

IV. Итоги урока

- Какие члены предложения называются обособленными?

- В каком случае обособляются определения?

- Для каких стилей речи характерны обособленные определения?

V. Домашнее задание

Выписать из поэмы Александра Твардовского “Василий Теркин” 5 предложений с обособленными определениями, графически их обозначить в выписанных предложениях.