Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление

Разделы: Русский язык


Цели:
1) повторить правописание Н и НН, знаки при прямой речи и диалоге;
2) дать понятие о речевой стратегии и тактике, необходимости их верного выбора в соответствии с речевой ситуацией для успешного общения;
3) привести примеры использования разных речевых тактик в соответствии с одной речевой стратегией, анализ их успешности;
4) выявить причины коммуникативной неудачи;
5) наметить варианты преодоления коммуникативной неудачи путем смены тактики.

1. Введение в тему урока.

Чехов был несравненный художник. Художник жизни.
М.Горький.
Каждый день мы оказываемся в разнообразных речевых ситуациях. Но вне зависимости от того, с кем мы говорим и о чём, в какой обстановке, мы хотим добиться успеха. Об условиях успешности речевого общения мы уже говорили.  Назовите их:
- желание общаться;
- общая тема;
- владение общим языком. 

Но соблюдения этих условий всё-таки недостаточно для того, чтобы акт речевой коммуникации прошёл успешно. Важно правильно выбрать речевую тактику.
Прочитайте тему урока и сформулируйте цели, которых мы должны сегодня достичь.
(см. цели)

Сделать это нам поможет один из самых известных русских писателей, тонкий психолог и истинно интеллигентный человек.
Прочитайте эпиграф к уроку и запишите его в виде прямой речи, разместив слова автора внутри. Объясните правописание Н или НН.
(Запись в тетради: «Чехов был несравненный художник, - писал М.Горький.- Художник жизни.»)
Как вы понимаете эту фразу?
(Дети говорят о том, что сюжеты, описанные в рассказах Чехова, взяты автором из реальной действительности или настолько реалистичны, что в них легко поверить. Кроме того, его рассказы в высшей мере художественны.)

Сегодня мы работаем с одним из рассказов Чехова, в котором он решает вопрос о взаимоотношении между родителями и детьми. И называется он «Дома».

2. Работа по теме урока.

1. Запишите фрагмент из рассказа и ответьте на вопрос: почему при соблюдении всех названных условий отец не уверен в успешности своего разговора с сыном?

Под диктовку.
Быковский сел в кресло перед письменным столом, закрыл глаза и стал сосредоточенно думать. Он рисовал в воображении своего Сережу почему-то с громадной, аршинной папироской, в облаках табачного дыма, и эта карикатура заставляла его улыбаться; в то же время серьезное, озабоченное лицо гувернантки вызвало в нем воспоминания о давно прошедшем времени, когда курение в школе и в детской внушало педагогам и родителям странный, не совсем понятный ужас… «Что же я ему, однако, скажу?» — недоуменно подумал Евгений Петрович.

Проверка.

Какие пунктуационные правила пришлось вспомнить? От чего зависит обособление слова однако? (Вспоминаем правило постановки запятых между однородными членами, не соединенными союзами, между частями ССП и СПП, знаки препинания при прямой речи. Слово однако обособляется, так как находится не в начале предложения и играет роль вводного)

Какую коммуникативную цель ставит пред собой отец? (убедить во вреде курения, добиться обещания не курить)
Знает ли он, что говорить? (да, он может привести много аргументов против курения)
В чём трудность? (трудность в том, как говорить с сыном, чтобы он понял вред курения)
Что включает в себя это слово «как»? (в каком стиле, с какими эмоциями, как громко, ругать или убеждать…)
В лингвистике существуют специальные понятия для обозначения того самого способа общения, который выбирает сейчас отец.
Что такое речевая стратегия и тактика?

2. Работа со словарём.

СТРАТЕГИЯ, и, мн. нет, ж. [греч. stratēgia < stratos войско + agō веду]. 1. Наука о ведении войны, искусство ведения войны. Победоносная с. С. упреждающего удара. |     | Ср. тактика1. 2. перен. Искусство руководства общественной и политической борьбой. С. освободительного движения.
ТАКТИКА, и, мн. нет, ж. [< греч. taktika искусство построения войск < tassō строю войска]. 1. Искусство подготовки и ведения боя, а также наука о ведении боя. Т. внезапного удара. Занятия по тактике. |       | Ср. стратегия1. 2. перен. Совокупность средств и приемов общественной и политической борьбы, способов достижения цели. Т. борьбы за власть. Выжидательная т. |     | Ср. политика3, стратегия2. 3. перен. Линия чьего-н. поведения. Знаю я вашу хитрую тактику! Тактический — относящийся к тактике1-3. |  | Ср. политика4.[1]

3. Существует ли терминологическое значение этих слов, имеющее отношение к лингвистике? Давайте на основе материала, который даёт словарь, сами составим определение лингвистических понятий. 
Стратегия –  цель речевого общения.
Тактика - совокупность средств и приемов речевого общения.

Случайно ли, что в лингвистике появились термины, общие с военной наукой?
Что будет, если отец изберет неверную тактику? («война» будет проиграна)

4. К каким приёмам можно прибегнуть?
Ответить на этот вопрос помогут индивидуальные задания, которые вы получили на прошлом уроке. Ребята выступают с небольшими устными высказываниями против курения, задача класса по предложенному плану охарактеризовать каждое сообщение:
1. кто мог бы воспользоваться такой речевой тактикой?
2. в какой речевой ситуации она была бы уместна?
3. какие языковые средства для неё характерны?

Индивидуальные задания. (против курения выступают медик, милиционер, друг, соседка по лестничной клетке)
Всегда ли эффективны эти тактические приёмы? От чего это зависит? (Предложенные тактические приёмы эффективны не всегда: необходимо учитывать не только тему и цели высказывания, но и возрастные, психологические, социальные характеристики собеседников, ситуацию общения, отношения, которые связывают участников коммуникации и т.д.)

5. Какой же тактикой воспользуется отец?
Записываем все первый фрагмент, 2 следующих фрагмента – карточки, выполняются индивидуально, к ним вопросы.

— ... Я на тебя сердит и больше тебя не люблю. Так и знай, братец: я тебя не люблю, и ты мне не сын... Да.
Сережа пристально поглядел на отца, потом перевел взгляд на стол и пожал плечами.
— Сейчас Наталья Семеновна жаловалась мне, что ты куришь... Это правда? Ты куришь?
— Да, я раз курил... Это верно!..
— Я очень, очень тобой недоволен! Прежде ты был хорошим мальчиком, но теперь, я вижу, испортился и стал плохим.
Евгений Петрович поправил на Сереже воротничок и подумал: «Что же еще сказать ему?»

О каком еще способе передачи чужой речи пришлось вспомнить? (Форма диалога) Почему в языке существует два способа передачи чужой речи? (Диалог как способ передачи чужой речи более динамичен, экономичен, позволяет оформлять реплики без слов автора, передавать особенности речи. Но не во всех ситуациях такой способ уместен, например, при записи высказываний литературоведов и критиков.)
Добился ли отец своей цели? Почему? (Его тактика не действует, потому что неправда, что отец не любит сына, и мальчик это знает, поэтому к словам Евгения Петровича относится с недоверием). Укажите характерные лексические средства этой речевой тактики.  (В тексте данные единицы подчеркнуты.)

6. Как он постарается исправить положение? К каким приёмам прибегает он во второй раз?
Чтение: Карточка 1

Карточка № 1.
1. В карточке вставь пропущенные буквы и знаки препинания, объясни их.
2. Подготовься к выразительному чтению.

Да, нехорошо продолжал он  Я от тебя не ожидал этого. (Во)первых ты не имеешь права брать табак который тебе не принадлежит. Каждый человек имеет право пользоваться только своим собстве(н,нн)ым добром ежели же он берет чужое то... он нехороший человек! (Не то я ему говорю! подумал Евгений Петрович.) У тебя есть лошадки и картинки... Ведь я их не беру? Может быть я и хотел бы их взять но... ведь они не мои а твои!
Возьми если хочешь!  сказал Сережа подняв брови  Ты пожалуйста папа не стесняйся бери! Эта желтенькая собачка что у тебя на столе моя но ведь я ничего... Пусть себе стоит!

Почему и эта тактика не сработала?  (Прокурор переходит на привычные для него выражения судебной речи: не имеешь права, не принадлежит, имеет право пользоваться и т.д. Но и это не действует потому, что ребенку непонятны юридические аспекты права собственности, а сам он не жадный и готов с отцом поделиться.)

7. Третья попытка.  Как теперь отец строит свою речь? Успешна ли она?
Чтение: Карточка 2
Карточка № 2.
1. В карточке вставь пропущенные буквы и знаки препинания, объясни их.
2. Подготовься к выразительному чтению.

 (Во)вторых ты куришь... Это очень нехорошо! Если я курю то из этого еще не следует что курить можно. Я курю и знаю что это неумно браню и не люблю себя за это... ( Хитрый я педагог! подумал прокурор.) Табак сильно вредит здоровью и тот кто курит умирает раньше, чем следует. Особе(н,нн)о же вредно курить таким маленьким как ты. У тебя грудь слабая ты еще не окреп а у слабых людей табачный дым производит чахотку и другие болезни. Вот дядя Игнатий умер от чахотки. Если бы он не курил то быть может жил бы до сегодня.
Сережа задумчиво поглядел на лампу потрогал пальцем абажур и вздохнул.
Дядя Игнатий хорошо играл на скрипке!  сказал он  Его скрипка теперь у Григорьевых!

Почему и этот способ привёл к коммуникативной неудаче? ( Отец пробует убедить мальчика, используя медицинскую лексику: вредит здоровью, умирает раньше, чем следует, грудь слабая, табачный дым производит чахотку.  Но положительного результата он не добивается, поскольку детям не свойственно думать о своем здоровье. Впрочем, возможно, эта тактика оказалась бы успешной, если бы речь шла о ребенке, который длительное время и тяжело болен.[2])

8. Как удаётся герою преодолеть последствия неверно выбранной тактики? К какому способу общения прибегает Быковский наконец и почему он оказывается успешным?
Прочитайте в распечатке фрагмент и ответьте на вопрос.

Пробило десять часов.
— Ну, мальчик, спать пора, — сказал прокурор. — Прощайся и иди.
— Нет, папа, — поморщился Сережа, — я еще посижу. Расскажи мне что-нибудь! Расскажи сказку.
— Изволь, только после сказки — сейчас же спать.
В свободные вечера Евгений Петрович имел обыкновение рассказывать Сереже сказки…Обыкновенно он начинал с шаблона «В некотором царстве, в некотором государстве», далее громоздил всякий невинный вздор и, рассказывая начало, совсем не знал, каковы будут середина и конец… Сережа очень любил такие импровизации, и прокурор замечал, что чем скромнее и незатейливее выходила фабула, тем сильнее она действовала на мальчика.
— Слушай, — начал он, поднимая глаза к потолку. — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый, престарелый царь с длинной седой бородой и... и с этакими усищами. Ну-с, жил он в стеклянном дворце, который сверкал и сиял на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец же, братец ты мой, стоял в громадном саду, где, знаешь, росли апельсины... бергамоты, черешни... цвели тюльпаны, розы, ландыши, пели разноцветные птицы...
Евгений Петрович подумал и продолжал:
— У старого царя был единственный сын и наследник царства — мальчик, такой же маленький, как ты. Это был хороший мальчик. Он никогда не капризничал, рано ложился спать, ничего не трогал на столе и... и вообще был умница. Один только был у него недостаток — он курил...
Сережа напряженно слушал и, не мигая, глядел отцу в глаза. Прокурор продолжал и думал: «Что же дальше?» Он долго, как говорится, размазывал да жевал и кончил так:
— От курения царевич заболел чахоткой и умер, когда ему было 20 лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Некому было управлять государством и защищать дворец. Пришли неприятели, убили старика, разрушили дворец, и уж в саду теперь нет ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков... Так-то, братец...
Такой конец самому Евгению Петровичу казался смешным и наивным, но на Сережу вся сказка произвела сильное впечатление. Опять его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом:
— Не буду я больше курить...

Почему же эта тактика привела к победе? (Она соответствует возрасту ребенка, нет прямого воспитания, акцент сделан не на вреде самому ребенку, а на горе отца, а Серёжа очень любит папу [2])

3. Закрепление.

В чём же причины коммуникативных неудач, постигших адвоката? (Неверно выбранная речевая тактика, не учитывающая характера ребенка и ситуации общения) Почему так важно правильно выбрать тактику речевого поведения? (Иначе общение окажется безуспешным, инициатору не удастся достигнуть своей коммуникативной цели) Как выйти из положения, если тактика изначально выбрана неудачно? (Использовать другую тактику)

Закрепить наши знания по теме поможет мини-сочинение по началу:
«Как полководец перед началом военных действий выбирает наилучшую тактику ведения боя, от которой зависит победа или поражение, так каждый человек… »

4. Домашнее задание.
Найти в рассказах А.П.Чехова пример коммуникативной неудачи, сформулировать её причины.

Литература.

1. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов/ CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004»
2. http://www.refbank.ru/rus/9/rus9.html