1. Выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс». Запись первой строфы под диктовку или по памяти.
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
Задание – выделить окончания существительных, прилагательных, глаголов.
Вопросы и задания по осмыслению текста:
- О чём это стихотворение?
- Что позволяет сделать такой вывод?
- Назовите героев поэтической истории.
- Определите род имён существительных.
- Какой приём использует М. Ю. Лермонтов?
Для того чтобы немного помочь ученикам, можно провести лингвистический эксперимент: заменить слово тучка словом облачко. Это позволит ребятам сделать вывод о том, что из стихотворения исчезнет тема любви.
Окончания каких слов зависят от рода существительных тучка, утёс?
2. На доске записаны слова: весёлое вечер, пришла брат. Сочетаются ли эти слова?
Измените форму одного из слов, чтобы они могли сочетаться.
В качестве повторения даётся задание выполнить синтаксический разбор словосочетания.
Вопрос классу: Для чего надо правильно определять род имён существительных?
Вывод записывается в тетрадь (для того, чтобы верно написать окончание глагола единственного числа прошедшего времени и прилагательного, которое относится к существительному, чтобы правильно определять тип склонения).
3. Попробуйте с помощью рисунка показать, что род имени существительного – неизменяемая грамматическая категория.
4. Самостоятельная работа. Практическое задание: распределите слова по группам в зависимости от того, какого рода имя существительное, озаглавьте группы, выделите окончания существительных.
Мышь, шалаш, шахматы, мама, папа, аллея, пианино, брюки, намерение, хлебушко, домище, кофе, прохожий, зеркало, тюль, Тбилиси, кенгуру, врач, молодёжь, шампунь, тушь, сумерки, туш, МГУ, обжора, яблоко.
При выполнении этого задания ребята могут столкнуться с трудностями, поэтому обязательно следует выяснить следующее:
- Определение рода каких слов вызвало затруднение?
- Что объединяет их?
- Всегда ли окончание может помочь в определении рода?
5. Проверка и обсуждение результатов.
Особое внимание при проверке потребует группа слов, иноязычных по происхождению, несклоняемых.
Дополнительное задание: определите, о мужчине или женщине идёт речь?
Приём у Корбата, стихи Алигер.
Внимание следует уделить и словам с суффиксами экспрессивной оценки: хлебушко, домище, они относятся к мужскому роду, чтобы это доказать, необходимо провести словообразовательный анализ.
Потребуют объяснения словатушь, туш. Необходимо вспомнить их лексические значения.
С существительными общего рода предлагается составить предложения так, чтобы ясно стало, о мужчине или женщине идёт речь.
Все ли существительные нуждаются в категории рода? Что объединяет слова: шахматы, брюки, сумерки?
На данном этапе урока целесообразно провести работу по культуре речи: Запишите существительные в форме единственного числа: коленки, тапки, туфли, кроссовки. Определите род этих существительных.
6. Самостоятельное составление развёрнутого плана по теме: «Род имени существительного» с использованием материалов урока.
7. Обсуждение планов, подведение итогов.
8. Домашнее задание: написать сказку о том, как некоторые существительные оказались совсем без рода. Вариант – упражнение из учебника.