Цель урока: дать понятие об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота.
Компетентностный подход – формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций.
Повторение: Не с различными частями речи; падежные окончания причастий.
Ход урока
1.Орфографический диктант.
Небрежность в одежде, говорить неправду, не плохое, а хорошее поведение, неинтересный рассказ, неурожай картофеля, приближающимся ураганом, волнующееся море.
Вопрос: Назовите причастия, которые вы встретили в данном диктанте?
Докажите.
2.Тестовая проверка знаний и умений по теме « Причастие»
а) ВОСПОЛНИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРИЧАСТИЯ:
Причастие – это … , которая обозначает признак …… и отвечает на вопросы …
б) ЗАЧЕРКНИТЕ ЛИШНЕЕ:
Причастия бывают сов., несов.в ; наст., прош., буд. вр.
в) ВОСПОЛНИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ:
Причастие изменяется по родам, ….
3.ЗАДАНИЕ: Найдите словосочетания с причастиями.
Белый платок, поющий песни, белеющий парус, горячая вода, поющий мальчик, горящие дрова.
4.Сообщение ученика по теме « Строение ССЧ»
5.Более подробно останавливаемся на словосочетаниях с подчинительной связь
( Х + зав.сл.)
ЗАДАНИЕ: Выпишите ССЧ: поющий мальчик и поющий песни.
Дайте им характеристики. ( Обсуждение различных вариантов, предлагаемых учениками)
Учитель знакомит ребят с понятием « Причастный оборот».
6. Коллективная работа с текстом.
Задание: Прочитайте текст. Тема текста. Подчеркни основную мысль и причастные обороты. Отметь определяемые слова.
Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному. Причастия и множество необходимых слов обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.
( А.С.Пушкин)
Дом. задание: § 12, упр .№ 70.