Цель: подготовка учащихся к написанию сжатого изложения.
Задачи:
1. Обучающие:
- обучать умению определять тему и основную мысль текста;
- отмечать главное и второстепенное в тексте;
- кратко излагать содержание прочитанного текста;
- познакомить с особенностями стихотворения в прозе.
2. Развивающие:
- развивать память;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развитие информационной компетенции;
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к чувствам других,
- прививать интерес к художественному слову.
Оборудование:
- лингвистические словари:
- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой;
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник А.А. Семенюк и др
- раздаточный материал (распечатанные тексты стихотворения в прозе “Воробей” И.С. Тургенева);
- тетради для творческих работ;
- листочки для черновиков.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка цели урока.
- Сегодня нам предстоит с вами подготовиться к написанию сжатого изложения. Поскольку наш открытый урок проходит в рамках Недели словесности, посвящённой 190-летию И.С. Тургенева, в качестве исходного текста я вам предлагаю одно из замечательнейших творений И.С. Тургенева – стихотворение в прозе “Воробей”.
2. Работа с текстом. Ознакомительное чтение текста учителем с предварительной постановкой задачи:
- Попробуйте определить, что роднит данное произведение с известными вам поэтическими произведениями, и ответьте на вопрос: почему Тургенев назвал своё произведение стихотворением в прозе?
Это произведение глубоко лирично, эмоционально, поэтому так много в тексте восклицательных предложений, передающих разные чувства героя и автора. Выражение чувств, эмоций, краткость формы, особый ритм – всё это позволило Тургеневу определить жанр своего произведения как “стихотворение в прозе”.
-Давайте выпишем те слова, которые помогают автору передать эмоциональное состояние героев стихотворения.
Повторное самостоятельное чтение текста учащимися с выписыванием опорных, ключевых слов и словосочетаний:
собака: бежала, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал силу, смущённый
воробей: камнем упал, взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком, ринулся, заслонил, трепетал от ужаса, замирал, жертвовал собою (ключевое словосочетание)
герой: удалился, благоговея, благоговел.
- Что обозначает данное слово? (предлагается ребятам определить значение слова “благоговение” с помощью толкового словаря)
Благоговение – высок. Глубочайшее почтение, уважение к кому-либо, к чему-либо.
- Что вызывает огромное уважение автора? Чем он восхищается? (огромной силой любви маленькой птицы по отношению к своему детёнышу)
- Какую мысль (очень важное открытие) пытается донести до нас, читателей, И.С. Тургенев?
( Любовь к своему ребёнку - сильнее смерти и страха смерти. “Только ею, только любовью держится и движется жизнь” - к такому глубокому философскому осмыслению приходит лирический герой стихотворения и таким очень важным открытием делится с нами писатель).
- В русском языке есть выражение “воробьиная душа”. Как вы думаете, что оно обозначает? (трусливая натура)
- В данном тексте, какое значение имеет слово “воробей”? (воробей – символ жертвенной любви; смелая птица, готовая пожертвовать собой ради спасения своего детёныша)
- И.С. Тургенев назвал своё произведение “Воробей”. Какие названия могли бы предложить для этого текста вы? Попробуйте в названии выразить тему или основную мысль текста. (Тема: спасение жизни детёныша, тема всепобеждающей любви. Идея: любовь – всепобеждающая сила. Только любовью держится и движется жизнь)
Запись даты и темы работы в тетради для творческих работ.
-Что значит “сжатое” изложение? Подберите синонимы к слову “сжатое” (краткое, сокращённое, уменьшенное).
- Как вы думаете, о чём обязательно нужно написать, а что можно опустить (сократить)? Прочитайте текст ещё раз, вычёркивая, на ваш взгляд, не совсем важную информацию. Прочитайте получившийся сокращённый вариант текста. Передаёт ли он суть исходного текста? Сохраняет ли он эмоциональность, лиризм текста? Если да, то вы можете взять его за основу и написать сжатое изложение.
Самостоятельная работа учащихся по сокращению исходного текста (на листках с текстом).
Анализ переработанных вариантов текста.
Заслушиваются 1-2 варианта текста (в зависимости от располагаемого времени) Обращается внимание на удачные синонимичные замены авторских выражений, объединение смысловых частей текста, удаление ненужных предложений и словосочетаний.
- Передаёт ли данный сокращённый вариант суть исходного текста? Сохраняет ли он эмоциональность, лиризм текста?
-Да, полученный текст можно взять за основу для написания сжатого изложения.
3. Работа над черновиком.
(Если позволит время, заслушать черновой вариант изложения)
4. Домашнее задание.
Доработать изложение, переписать его в тетради для творческих работ.
(Напомнить о конкурсном задании: выучить наизусть стихотворение в прозе “Русский язык” И.С. Тургенева, приготовиться писать его по памяти).
- Всем спасибо за работу на уроке. Успехов при выполнении домашнего задания!