Комплексная дидактическая цель: обобщение и расширение сведений о причастии как особой форме глагола, повторение орфограмм, связанных с изучением причастия; усвоение знаний в их системе.
Интегральные дидактические цели:
- закрепление правописания изученных
орфограмм, развитие орфографической зоркости.
- продолжение работы по развитию монологической
речи учащихся.
Воспитательные цели: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Развивающие цели: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения задавать уточняющие вопросы; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
Рабочей формой данного занятия является модуль – печатная основа, с помощью которого восстанавливается теоретический материал о причастии, ведется работа с правилами орфографии, связанными с темой “Причастие”. Данный модуль является самостоятельной дидактической единицей, его можно использовать на любом уроке. Учебные элементы, из которых составлен модуль, также свободны, их можно менять местами, перестраивать, дополнять. Модуль выдается для работы каждому учащемуся. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Каждый элемент модуля включает в себя дифференцированные задания - для учащихся они обозначаются как Уровень 1 (базовый) и Уровень 2 (расширенный). Каждый учащийся самостоятельно выбирает задание соответствующего его знаниям и умениям уровня, причем самостоятельность модульных единиц дает возможность вариативного использования заданий, переход с одного уровня на другой.
Ход занятия
УЭ | ЧДЦ (частная дидактическая цель) модуля | Содержание деятельности учащихся |
УЭ-1 | Закрепление знаний учащихся о значении и морфологических признаках причастия. | I. Организационный момент. Приветствие учащихся, объявление целей урока, его специфики, знакомство с печатной основой – модулем. Перед уроком один из учащихся получил роль диктора, остальные – художники: “диктор” медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику , “художники” работают в парах, они на основе восприятия материала на слух должны нарисовать схему-сигнал - графически отобразить теоретический материал. P.S. В середине текста “диктора” текст становится нечитаемым, таким образом учащиеся должны самостоятельно восстановить в памяти часть теоретического материала. Таким образом, ученики в наглядной форме устанавливают связи, зависимости различных признаков глагольной формы - причастия. Их задача - не просто установить эти зависимости, но и сформулировать соответствующие позиции и привести собственные примеры. Уровень 2. Учащимся предлагается ответить на вопросы проблемного характера: - Если причастие - это форма глагола, почему мы
не изучаем причастие вместе с глаголом? |
УЭ-2 | Закрепление навыка правописания и графического обозначения орфограммы написания -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | Уровень 1. На основании данных примеров восстановите таблицу “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”: Беленая комната – беленная хозяйкой
комната. Уровень 2. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий: Тушеные овощи, груженая баржа, раненый боец, консервировать овощи Для обоих уровней: выполнение теста: 1. Отметьте номера слов, где пишется НН:
2. Отметьте номера слов, где пишется Н:
|
УЭ-3 | Закрепление навыка правописания и графического обозначения орфограммы написания НЕ с причастиями. | Задание: из данных элементов
восстановите последовательность действий (алгоритм)
по применению применения правила написания не
с причастиями (работа в парах, двое учащихся –
на доске). Один из элементов пропущен, его надо
восстановить. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2:
разрезной материал для работы на магнитной
доске). Уровень 1. Слитно или раздельно? (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. Уровень 2. Перестройте предложения так, чтобы НЕ с причастием писалось раздельно: Торжественно гремели из-за пыльного
кустарника невидимые цикады. |
УЭ-4 | Подведение итогов занятия –
рефлексия. Реализованы ли цели и задачи урока - модуля? |
Часть занятия прошла. Хотелось бы
узнать Ваши ощущения, впечатления, мысли о
работе. Контрольные вопросы рефлексии (образец) Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось … Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я … Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) … Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) … Домашнее задание: составить тестовую работу по теме “Причастие” или в импровизированной форме рассказать о причастии (сказка, детективная история, лирическое признание). |